В заксобрании разработали новый резонансный закон, регулирующий региональные концессии. Депутаты намерены ограничить ежегодный «потолок» бюджетных обязательств перед коммерческими структурами, зарабатывающими на проектах ГЧП. Иначе, через несколько лет, когда придется платить по долгам, может оказаться, что весь доход областного бюджета будет уходить на концессионные выплаты.
На октябрьской сессии Законодательного собрания в информационном часе правительства запланировано выступление министра экономического развития Льва Решетникова, который расскажет депутатам о ситуации с областными концессиями. В первом полугодии спикер ЗС Андрей Шимкив неоднократно ставил вопрос о совокупных бюджетных обязательствах по государственно-частным проектам и концессиям, которые уже заключило или планирует к заключению исполнительная власть региона. Тема звучала на заседаниях комитетов, на сессиях, на публичных слушаниях. Настойчивость председателя заксобрания подсказывала, что депутаты не могут получить от Минэкономразвития исчерпывающих ответов.
Между тем, вопросы по концессиям прочно вписались в повестку отношений правительства и заксобрания. Каждый новый проект в сфере ГЧП провоцирует пристрастное внимание депутатов. На то есть известные причины. В первую очередь, речь про концессию на строительство и эксплуатацию Центрального моста, стоимость минимального контракта которой после согласований с ЗС «похудела» почти вдвое, на 40 млрд рублей. Второй по непопулярности стала 40-летняя концессия на строительство двух мусоросортировочных заводов, приостановленная из-за требований законодателей изменить условия контракта в пользу региона. Шимкив много раз заявлял, что не имеет ничего против концессий, как таковых, и вопрос лишь в том, «какой ценой». Несмотря на бесконечные вопросы законодателей в отношении концессий, правительство приносит один за другим новые крупные проекты ГЧП — семь новосибирских поликлиник, шесть школ, новые онкодиспансер и инфекционную больницу…
На федеральном уровне Новосибирская область считается одним из самых продвинутых регионов по части ГЧП. Количество подобных проектов влияло на место субъекта в федеральном рейтинге инвестиционной привлекательности, поэтому чиновникам могло быть выгодно, множить контракты с частными подрядчиками для улучшения своих KPI. В сфере ЖКХ федеральные власти законодательно сподвигали власти на местах передавать частникам как можно больше инфраструктуры (в частности, именно в этом предпосылки концессии на управление новосибирскими теплосетями, к заключению которой в 2021 году готовится городская власть). ГЧП-проектов в разных формах становится всё больше. Формально для каждого есть логичное обоснование. Но не просматриваются долгосрочные обязательства бюджета. Это обстоятельство взялись исправить в заксобрании.
На сессии 30 сентября Шимкив, общаясь с журналистами, анонсировал скорое появление областного закона о концессиях. Спикер воздержался от подробностей. Как удалось выяснить «Центру деловой жизни», речь идёт о ближайшей перспективе. Законопроект уже передан в правительство региона для заключения.
Над документом трудилась рабочая группа во главе с заместителем председателя комитета по финансовой, экономической политике и собственности ЗС Ириной Диденко. Со стороны правительства в группе были представлены Минэкономразвития, министерство финансов и министерство юстиции. По словам Диденко, предпосылки для работы над регламентированием финансовых обязательств региона появились ещё в 2016-2017 годах, когда на повестке появились долгосрочные концессии — мост (25 лет) и мусоросортировочные заводы (40 лет). Бюджетные планы составляются лишь на перспективу трёх лет. Дальше чиновники не заглядывают. Конкретно посчитать, сколько областная власть будет должна концессионерам через 10 лет и за счёт чего гасить эти долги, никто не брался. А количество концессий растёт. Велика вероятность, что региону придётся делать новые заимствования, чтобы оплачивать соцобъекты, построенные, по сути, в кредит. Кроме того, сейчас расходы на финансирование ГЧП не входят в госдолг региона. Но федеральные власти в любой момент могут это изменить. Обязательства по концессиям могут существенно утяжелить кредитный портфель и поставить под вопрос финансовую самостоятельность области.
Усугубляет ситуацию и то, что, в отличие от обычного кредитования, при реализации ГЧП могут меняться даже существенные условия. Например, уже работая над законопроектом, депутаты узнали, что стоимость ГЧП по строительству семи поликлиник в Новосибирске выросла на 80%. Чиновники объяснили разницу существенным подорожанием всего за 2,5 года, прошедшие между подписанием соглашения и началом строительства. Почему нельзя было начать строить сразу, сэкономив для бюджета миллиарды? Сейчас это уже риторический вопрос. Понятно лишь, что в некоторые годы области придётся выплачивать частному партнёру более чем по 3 млрд рублей ежегодно. Это более чем достаточно, чтобы строить по крупной, хорошо оснащённой поликлинике каждый год. В чём тогда целесообразность ГЧП? Депутаты хотят сподвигнуть чиновников думать более ответственно над этим вопросом в каждом конкретном случае.
Деньги на концессии можно брать только в бюджете развития — остатке собственных налоговых и неналоговых доходов региона за вычетом защищённых бюджетных статей. Это порядка 6-8% от бюджета области, то есть примерно 10-12 млрд рублей. В заксобрании считают, что логично было бы понимать, сколько область может ежегодно планировать в бюджете средств на реализацию концессий и ГЧП. В процессе обсуждения этого вопроса появилось предложение увязать это с собственными доходами региона, определив ограничение в 2-3% от их общей суммы.
Инструментом в данном случае станет закон об инвестиционном фонде Новосибирской области. Его приняли в 2016 году в составе пакета законов о поддержке инвестиционной деятельности. Но фонд остался несформированным и сейчас представляет собой нулевую строчку в бюджете региона. Предполагается изменить закон с тем, чтобы годовой лимит на концессии и ГЧП стал объёмом фонда. Понимая финансовые границы, чиновники смогут более осознанно планировать, для каких именно социальных задач привлечение частных денег в данный момент необходимо, а для каких лучше поискать другие источники. Как считают депутаты, новый подход позволит исполнительной власти более гибко договариваться с частными партнёрами в части очередности и сроков расчёта. Также закон будет мотивировать экономический блок правительства наращивать доходы: чем больше денег в бюджете области, тем больше средств, в том числе, и на концессии.
Для более ответственного подхода к концессиям депутаты в рамках рабочей группы рекомендовали правительству изменить подход, привлекая к согласованиям Минфин и Минюст. Министерства, отвечающие за финансы и юридические последствия, сегодня не включены в цепочку согласований ГЧП. Заксобрание предлагает закрепить за каждым свой профиль ответственности. Внутренние согласования между министерствами сделают проекты более взвешенными перед выходом на публичные обсуждения.
Неслучайно, что работа над законопроектом шла без громких анонсов. В прошлом созыве заксобрание столкнулось со скрытым и открытым сопротивлением при разработке резонансного закона об управлении госсобственностью, впоследствии ставшим образцом для копирования законодателями из других регионов. У закона о концессиях все шансы стать ещё одним хитом для тиражирования: подобной практики в других регионах нет, а проблемы с неконтролируемым объёмом обязательств по ГЧП есть у многих. В первом чтении законопроект планируется вынести на октябрьскую сессию. Если так и сложится, то у Шимкива будет готово решение для проблемы обязательств по концессиям, которую наконец-то в полном объёме опишет в своём докладе Решетников.