Лента новостей

Все новости

Популярное

Виктор Толоконский: Если мэра избрали, значит он отвечает за все в этом городе

 

Виктор Толоконский: Если мэра избрали, значит он отвечает за все в этом городе

Ровно 25 лет назад, 24 марта 1996 года состоялись первые выборы мэра Новосибирска, в которых победил Виктор Толоконский. С тех пор прошло уже пять избирательных кампаний по выборам главы местного самоуправления. Но по показателю уровня доверия кандидату они не превзошли первые выборы – за Толоконского отдали голоса 79,74% граждан, принявших участие в голосовании. О том, что значит быть мэром, можно ли отвечать за большой город в условиях, когда местное самоуправление все чаще становится декоративным, как проявлять политическую волю, гражданскую позицию и управленческую мудрость, исполняя собственные предвыборные обещания, и о многом другом журналист Ольга Касаткина ведет разговор, пожалуй, с самым авторитетным в нашем регионе экспертом в области управления территорией – Виктором Толоконским.

Виктор Толоконский в самые трудные времена последовательно и верно поднимался по властной лестнице, пройдя все ступеньки карьеры управленца (начальник отдела облплана, заместитель мэра, избранный мэр Новосибирска, трижды избранный губернатор Новосибирской области, полномочный представитель президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, избранный губернатор Красноярского края, в настоящее время советник президента многопрофильного «РАТМ Холдинга»).

- Виктор Александрович, а Вы помните свои первые выборы четверть века назад?

- Прекрасно помню, хотя считать их стартовой площадкой в публичную политику не стал бы. С 1991 года глава города Иван Иванович Индинок назначил меня заместителем, потом, став главой администрации Новосибирской области, Иван Иванович своим решением назначил меня мэром города.

Безусловно, выборы – это интенсивный насыщенный процесс, острые ситуации, конфликты, драйв. Надо сказать, до принятия решения об объявлении тех первых выборов дискуссия о том, что эффективнее – назначение или выборы, – для меня имела однозначный ответ. Я с благодарностью вспоминаю специалистов мэрии и депутатов, работавших над уставом города при полной неопределенности с принципами формирования муниципальных органов власти, отсутствием федерального и регионального законодательства относительно основ, полномочий и статуса местного самоуправления. Так что самодеятельности было предостаточно. Например, несмотря на то, что законодательство тогда уже позволяло назначенному мэру города возглавлять представительный орган власти, не будучи депутатом, я посчитал нелогичным этим пользоваться и пошел на выборы в одном из округов Дзержинского района. Получив поддержку избирателей, среди которых было немало работников старейших промышленных предприятий, я стал одним из двадцати пяти депутатов, полноценным представителем городского сообщества. Так что первый опыт выборной работы я получил еще до мэрской кампании, как и опыт решения сложнейших проблем в социальной, экономической сферах.

ключ от города уже был в руках в 1993 году.jpg

Ключ от города уже был в руках в 1993 году

- А как формировали команду? Считается, что предвыборный штаб – это свои люди, преданные лично. Кажется, в то время еще не было политтехнологов…

- Никакую команду я не формировал, да и не представлял, как ее собирать, из кого... Вообще и в мэрии, и позже в областном правительстве, и уж тем более в Красноярске старался как можно больше делегировать профессионалам, уже знающим свои сферы, обладающим опытом. С ними и работал, опираясь на два базовых качества – профессиональный опыт и человеческую порядочность. Конечно, штаб был, он занимался организационными вопросами, никаких имиджмейкеров и политтехнологов не было. Зато впервые пришлось столкнуться с политической борьбой, которая уже была достаточно острой, непростые отношения сложились в горсовете с фракцией ЛДПР, сторонниками КПРФ. Страсти бушевали нешуточные. Но поскольку меня никакая партия не выдвигала, мы, главным образом, говорили о проблемах и задачах развития города. Оба соперника – Петр Владимирович Лапков и Владимир Петрович Зонов – также профессионально понимали проблемы Новосибирска, были известны в городе, поэтому дискуссии и дебаты были весьма содержательными.

Мы же вели диалог с горожанами – учителями, врачами, рабочими, их семьями, пенсионерами. Прошло 25 лет, а у меня перед глазами - телестудия и те самые дебаты. И поскольку за несколько месяцев до этого прошли выборы губернатора, на которых победил Виталий Петрович Муха, у меня было ощущение, что мы каждый день в эфире. От теледебатов никто не уклонялся и, без преувеличения, большинство горожан смотрели, задавали вопросы, спорили в прямом эфире.

Вообще 1995 и 1996 годы мне запомнились не только накалом предвыборной борьбы, но и проявлением принципиальной позиции ее участников. Сразу после поражения в губернаторских выборах Ивана Ивановича, которого поддерживал и рассчитывал на партнерство в будущем, я принял решение сложить полномочия главы местного самоуправления. Тогда и Иван Иванович Индинок, и Виталий Петрович Муха твердо и убедительно попросили меня не делать этого. Депутаты городского совета отклонили мое заявление, поскольку понимали, что и мы, и избранный губернатор готовы и настроены на конструктивное сотрудничество.

1996 год приезд Ельцина слева губернатор Виталий Муха.jpg

1996 год приезд Ельцина, слева губернатор Виталий Муха

- И это получилось?

- Да, хотя город в то время был по-настоящему автономен, так что особого тесного взаимодействия с областной администрацией не было. Но не было и противостояния.

- Что значит «город автономен»?

- В условиях тех лет в полной мере. И от областной, и тем более от федеральной власти. Мы не получали субсидий и субвенций, не было каких-то общих, как бы сказали впоследствии, нацпроектов, федеральных программ. Всю политику развития и жизнедеятельности Новосибирска мэрия осуществляла совершенно самостоятельно. И ощущение того, что тебе уже не к кому обратиться хотя бы за моральной поддержкой, уже нет никого, облеченного властью для «скрепления» твоего решения, нарастало.

- Придя избранным мэром, все же ревизию команды провели?

- Такой необходимости попросту не было. Команда в горисполкоме и мэрии была высокопрофессиональной, заложенной еще при Иване Павловиче Севастьянове, бережно сохраненная Владимиром Петровичем Чикиневым и Иваном Ивановичем Индинком. И эта команда дело свое знала крепко.

- Три мэра были избраны в Новосибирске в результате шести избирательных кампаний за 25 лет. Каждый мэр, несмотря на кажущуюся идентичность обязанностей, отличается не только специфичностью решаемых задач, но и личностными подходами. В чем заключались ваши подходы и считаете ли их приемлемыми в настоящее время?

- С одной стороны, первым идти всегда трудно. С другой, надо признать, что никаких ограничений, в силу отсутствия многих нормативных документов и законов, просто не существовало. Именно это в какой-то мере сформировало убежденность всей полноты ответственности за все, что происходит в границах города. Энергетика частная? Но все равно за теплоснабжение в городе отвечаешь ты. За состояние производства на крупных предприятиях. За малый бизнес. За стремительно зарождающийся частный общественный транспорт. Когда мне сегодня говорят, что очень сложно выработать систему очистки города от снега, я напоминаю, что и 25, и 30 лет назад уборка города была заботой не только городских властей. Убирал весь город. Просто власть должна разработать систему, при которой все территории закреплены за предприятиями и организациями, каждый знает свой участок и следит за ним, ощущая свою выгоду от чистой территории перед заводской проходной, магазином, институтом, рестораном, заботясь о своих сотрудниках и прохожих. Такова логика жизни, ее легко понять и нетрудно ей следовать.

Конечно, мы встречались с губернатором, областными депутатами, федеральной властью, Президентом и членами правительства. Но при этом город был максимально самостоятелен и самодостаточен. Нынешним молодым руководителям даже трудно представить, насколько сильным был Новосибирск. Ведь именно в те годы его стали называть крупнейшим муниципалитетом и третьим городом в России. На сессиях областного совета и заседаниях в администрации области разгорались довольно жаркие дискуссии, в которых полноправным участником был мэр, которого слушали и уважали. С городом считались. Правда, я всегда ощущал, что городу не хватает финансовых ресурсов, страдал, что не могу найти столько денег, сколько требуется, что я не могу убедить в необходимости выстраивания какой-то вертикальной системы с участием города. И каждый день практически был попыткой найти что-то новое. Каждое решение было в чем-то оригинальным. Мы придумали «городские деньги» (векселя), которые решали проблему сбора налогов, движения средств в регионе. Находили особые решения для расчетов с поставщиками угля, потому что зимой город потреблял в сутки по 20 тысяч тонн угля, сжигая семь железнодорожных составов. Кипела сложнейшая работа в поисках расчетов с красноярской дорогой, которая возила топливо на ТЭЦ-3.

Но даже в этих сложных ситуациях, которые усугублялись тревогами множества людей и их непониманием реформ, преобладало ощущение надежды и возможности что-то переломить. Мы жили планами, идеями. Чиновники стремились к карьере. Не нажиться, а проявить себя в поступках. Надежда жила во всем. Выражаясь современным сленгом, то была какая-то нескончаемая движуха. Сегодня, несмотря на внешние атрибуты (праздники, какие-то квесты, акции), город не имеет полноценной динамики развития как по объективным, так и по субъективным причинам. Состояние стабильности, граничащее с унынием, характерно и для власти. Власть живет в парадигме «день простоять и ночь продержаться»...

- Вы не похожи на человека, который убежден, что снег был белее, а девушки краше, хотя все просто были моложе.

- Ну снег-то точно был белее в пору моего детства. А вот насчет намека на брюзжание не соглашусь. Мы же не просто выживали. Старались постоянно идти вперед. Приведу пример с городскими векселями. Нельзя было просто придумать свои деньги, надо было запустить сложный процесс поиска уполномоченного банка, сделать заказ в Госзнаке, разработать положение, рискнуть брать эти бумаги в налоги, арендную плату. Это все был и риск, и неизведанное, так как никто до нас этого не делал. И ведь нам доверились и банки, и предприниматели. А доверия на пустом месте не бывает. Поэтому это ощущение ответственности за все – из того времени.

с директором городской тел сети Василием Пашковским.jpg

С директором городской телефонной сети Василием Пашковским

А некоторые ситуации помню и сегодня до мелочей. Где-то в 1998 году звонит директор чкаловского завода Александр Петрович Бобрышев: «Вот у нас сегодня митинг на территории у заводского музея. Отставание по выплате зарплаты составляет около 10 месяцев, а на заводе работает более 7 тысяч человек. Кто-то из Москвы приедет. Не могли бы вы приехать?» Конечно, я согласился, хотя, что я мог сделать, производство самолета им заказать? Приехал. Под палящим солнцем на ступеньках музея стоят рабочие в спецовках. Молчаливая грустная толпа. Ни лозунгов, ни выступлений. Просто стоят и молчат. Я выхожу к микрофону, что-то говорю про то, что пока нужно потерпеть, нельзя сегодня поддаваться на провокации, разделить завод на части или перейти на «выпуск сковородок». Пройдет немного времени, и самолеты будут стране крайне необходимы. Не имея возможности помочь с выплатой заработной платы, я сказал, что готов каждому подписать заявление об исключении пени за оплату жилищно-коммунальных услуг. Люди подходили, и я довольно долго подписывал их заявления.

- Но эти же обещания надо было подкрепить управленческим решением?

- А как же?! И команда меня снова не подвела – пени еще долго не начисляли. Я не проверял, доверял своим специалистам. Более того, в некоторых видел профессионалов, понимающих в своей сфере гораздо больше меня. Таким, например, был Владимир Степанович Боярский, который возглавлял новую и очень важную хозяйственную структуру «Новосибгорресурс». Благодаря его неиссякаемой энергии из городского хозяйства Новосибирска ушла проблема обеспечения содержания и ремонта школ, больниц, инженерных коммуникаций. Если говорить о доверии и уважении, такие, как Боярский, были для меня в полном смысле слова «своими». А вот насчет личной преданности, это не про нас. И я считал, что смогу войти в любой коллектив и своей энергией и своим пониманием предмета завоевать и уважение, и авторитет людей.

толоконский 1999.jpg

1999 год

- Функционал мэра за 25 лет существенно изменился. Сегодня часто сетуют, что мэр объективно имеет очень ограниченные возможности и попросту зависим.

- Любой самый талантливый и выдающийся руководитель не может быть вне системы, вне обстоятельств. Конечно, на мэра объективно влияет система и побуждает не выходить за рамки. Однако и федеральный 131-й закон не совсем точно формирует муниципальную власть. Россия – огромная страна, и одним законом отрегулировать механизмы управления, полномочия и рамки компетентности руководителей десятков и сотен тысяч поселений и большого числа крупных городов невозможно. Поэтому давно идет речь о модификации законодательства об основах местного самоуправления для того, чтобы оно отражало специфику управления крупными городами и было приемлемо для небольших поселений. В то же время даже довольно часто критикуемый закон позволяет субъектам федерации делегировать полномочия крупным городам в самых разных сферах. Например, еще в нулевых годах мы думали о принятии закона Новосибирской области об особом статусе города Новосибирска. Тогда закона не получилось. Но де-факто особое положение Новосибирска, его значимость для области и всего сибирского региона были очевидны и не оспаривались.

ВАТ март 2021 (2).jpg

Сегодня Новосибирск, несмотря на некоторые упущенные возможности, остается крупнейшим муниципалитетом страны, столицей Сибири. А значит статус Новосибирска, его особенность нельзя сбрасывать со счетов.

Теперь об ограниченных полномочиях. Важно лишь то, что каждый день больше полутора миллионов людей нуждаются в медицинской помощи лечебных учреждений, отправляются в путь по дорогам, ремонт которых ведется по федеральной программе, проходят обучение в немуниципальных образовательных учреждениях, работают на частных предприятиях, пользуются услугами частных управляющих компаний в сфере ЖКХ, энерго- и теплоснабжения, приобретают жилье у частных строительных компаний, а продукты – у частных торговых предприятий, приходят в концертные и театральные залы, надеются на защиту своего имущества и личную неприкосновенность, которую обеспечивает полиция. Все эти сферы, в юридическом смысле, вне компетенции городской власти, но всенародно избранному мэру ничто не мешает от имени своих избирателей потребовать качественного и добросовестного исполнения обязанностей по отношению к гражданам, защиты их прав и интересов абсолютно на всей территории города, на любой стройке, в цехе, в поликлинике.

В этой ответственности мэр должен максимально опираться на силу и творческий потенциал новосибирцев. Люди должны и способны включиться в процесс развития и решения всего спектра местных задач. Ведь гражданское общество, гражданин, а не власть являются главным субъектом развития.

Поэтому я считаю, что одно из базовых требований к руководителю крупного города – это принять на себя те полномочия, которые формируют качество жизни людей. Ничего не мешает сегодня перераспределить между чиновниками администраций районов города обязанности, закрепив ответственных за микрорайонами, где они будут связующим звеном для всех сфер. Это не сложно, но, поверьте, сразу даст результат. Ведь для устранения большинства проблем не требуются особые ресурсы, а просто нужен хозяин.

Диалектика общественного развития – это всегда диалог с людьми. Если оставаться в рамках, которые прописал давно устаревший закон, то и говорить с людьми особенно не о чем: это не мое, это не ко мне, за это я не отвечаю. А ведь и областной и федеральной власти, по большому счету, совсем не выгодно, чтобы к ним обращались по всему спектру жизненно важных проблем на территории. Если нет самостоятельности – нет ответственности. Но ведь делается все с точностью наоборот. Любое решение власти должно быть ориентировано на 10-15 лет вперед. Нельзя жить конъюнктурой от выборов до выборов. Сегодня мэр вполне в состоянии объективно, профессионально, аргументированно ставить перед субъектом федерации задачу если не принять закон об особом статусе Новосибирска, то хотя бы как можно быстрее предпринимать действия по выходу города на два миллиона жителей. Вот рубеж, который повлечет за собой и административные изменения, и активные действия по развитию экономики, науки, образования, расширения строительства и открытия новых предприятий. Два миллиона жителей – на мой взгляд, серьезная цель и аргумент в развитии города, который получит новые эпитеты самого крупного, растущего, а значит, достойного особых преференций.

Пока же город, получая мизерные отчисления от налогов, живет по принципу «дареному коню в зубы не смотрят». А город уже задыхается без новых школ, поликлиник, строительство которых надо каждый раз доказывать, включать в нацпроекты, защищать в министерствах и ведомствах. Но если федеральные министерства будут заниматься строительством отдельных объектов, распределением денег по объектам, решать вопросы с ремонтом, то им будет некогда заниматься законами. Та же ситуация в области, которой по рангу отвечать за базовые сферы, экономику, крупные медицинские центры. Муниципалитету остается конкретная работа для жителей и формирование реального, а не бутафорского местного самоуправления. На такую деятельность способна настоящая команда, которая поможет профессионально развивать город и реализовать все проекты.    

25 лет Новосибирск сохраняет прямые выборы мэра, которые представляют собой не только и не столько процедуру формирования муниципальной власти. Это особая ответственность мэра и его команды перед горожанами. Если мэра избрали, значит он отвечает за все в этом городе.

Ровно 25 лет назад, 24 марта 1996 года состоялись первые выборы мэра Новосибирска, в которых победил Виктор Толоконский. С тех пор прошло уже пять избирательных кампаний по выборам главы местного самоуправления. Но по показателю уровня доверия кандидату они не превзошли первые выборы – за Толоконского отдали голоса 79,74% граждан, принявших участие в голосовании. О том, что значит быть мэром, можно ли отвечать за большой город в условиях, когда местное самоуправление все чаще становится декоративным, как проявлять политическую волю, гражданскую позицию и управленческую мудрость, исполняя собственные предвыборные обещания, и о многом другом журналист Ольга Касаткина ведет разговор, пожалуй, с самым авторитетным в нашем регионе экспертом в области управления территорией – Виктором Толоконским.

Виктор Толоконский в самые трудные времена последовательно и верно поднимался по властной лестнице, пройдя все ступеньки карьеры управленца (начальник отдела облплана, заместитель мэра, избранный мэр Новосибирска, трижды избранный губернатор Новосибирской области, полномочный представитель президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, избранный губернатор Красноярского края, в настоящее время советник президента многопрофильного «РАТМ Холдинга»).

- Виктор Александрович, а Вы помните свои первые выборы четверть века назад?

- Прекрасно помню, хотя считать их стартовой площадкой в публичную политику не стал бы. С 1991 года глава города Иван Иванович Индинок назначил меня заместителем, потом, став главой администрации Новосибирской области, Иван Иванович своим решением назначил меня мэром города.

Безусловно, выборы – это интенсивный насыщенный процесс, острые ситуации, конфликты, драйв. Надо сказать, до принятия решения об объявлении тех первых выборов дискуссия о том, что эффективнее – назначение или выборы, – для меня имела однозначный ответ. Я с благодарностью вспоминаю специалистов мэрии и депутатов, работавших над уставом города при полной неопределенности с принципами формирования муниципальных органов власти, отсутствием федерального и регионального законодательства относительно основ, полномочий и статуса местного самоуправления. Так что самодеятельности было предостаточно. Например, несмотря на то, что законодательство тогда уже позволяло назначенному мэру города возглавлять представительный орган власти, не будучи депутатом, я посчитал нелогичным этим пользоваться и пошел на выборы в одном из округов Дзержинского района. Получив поддержку избирателей, среди которых было немало работников старейших промышленных предприятий, я стал одним из двадцати пяти депутатов, полноценным представителем городского сообщества. Так что первый опыт выборной работы я получил еще до мэрской кампании, как и опыт решения сложнейших проблем в социальной, экономической сферах.

ключ от города уже был в руках в 1993 году.jpg

Ключ от города уже был в руках в 1993 году

- А как формировали команду? Считается, что предвыборный штаб – это свои люди, преданные лично. Кажется, в то время еще не было политтехнологов…

- Никакую команду я не формировал, да и не представлял, как ее собирать, из кого... Вообще и в мэрии, и позже в областном правительстве, и уж тем более в Красноярске старался как можно больше делегировать профессионалам, уже знающим свои сферы, обладающим опытом. С ними и работал, опираясь на два базовых качества – профессиональный опыт и человеческую порядочность. Конечно, штаб был, он занимался организационными вопросами, никаких имиджмейкеров и политтехнологов не было. Зато впервые пришлось столкнуться с политической борьбой, которая уже была достаточно острой, непростые отношения сложились в горсовете с фракцией ЛДПР, сторонниками КПРФ. Страсти бушевали нешуточные. Но поскольку меня никакая партия не выдвигала, мы, главным образом, говорили о проблемах и задачах развития города. Оба соперника – Петр Владимирович Лапков и Владимир Петрович Зонов – также профессионально понимали проблемы Новосибирска, были известны в городе, поэтому дискуссии и дебаты были весьма содержательными.

Мы же вели диалог с горожанами – учителями, врачами, рабочими, их семьями, пенсионерами. Прошло 25 лет, а у меня перед глазами - телестудия и те самые дебаты. И поскольку за несколько месяцев до этого прошли выборы губернатора, на которых победил Виталий Петрович Муха, у меня было ощущение, что мы каждый день в эфире. От теледебатов никто не уклонялся и, без преувеличения, большинство горожан смотрели, задавали вопросы, спорили в прямом эфире.

Вообще 1995 и 1996 годы мне запомнились не только накалом предвыборной борьбы, но и проявлением принципиальной позиции ее участников. Сразу после поражения в губернаторских выборах Ивана Ивановича, которого поддерживал и рассчитывал на партнерство в будущем, я принял решение сложить полномочия главы местного самоуправления. Тогда и Иван Иванович Индинок, и Виталий Петрович Муха твердо и убедительно попросили меня не делать этого. Депутаты городского совета отклонили мое заявление, поскольку понимали, что и мы, и избранный губернатор готовы и настроены на конструктивное сотрудничество.

1996 год приезд Ельцина слева губернатор Виталий Муха.jpg

1996 год приезд Ельцина, слева губернатор Виталий Муха

- И это получилось?

- Да, хотя город в то время был по-настоящему автономен, так что особого тесного взаимодействия с областной администрацией не было. Но не было и противостояния.

- Что значит «город автономен»?

- В условиях тех лет в полной мере. И от областной, и тем более от федеральной власти. Мы не получали субсидий и субвенций, не было каких-то общих, как бы сказали впоследствии, нацпроектов, федеральных программ. Всю политику развития и жизнедеятельности Новосибирска мэрия осуществляла совершенно самостоятельно. И ощущение того, что тебе уже не к кому обратиться хотя бы за моральной поддержкой, уже нет никого, облеченного властью для «скрепления» твоего решения, нарастало.

- Придя избранным мэром, все же ревизию команды провели?

- Такой необходимости попросту не было. Команда в горисполкоме и мэрии была высокопрофессиональной, заложенной еще при Иване Павловиче Севастьянове, бережно сохраненная Владимиром Петровичем Чикиневым и Иваном Ивановичем Индинком. И эта команда дело свое знала крепко.

- Три мэра были избраны в Новосибирске в результате шести избирательных кампаний за 25 лет. Каждый мэр, несмотря на кажущуюся идентичность обязанностей, отличается не только специфичностью решаемых задач, но и личностными подходами. В чем заключались ваши подходы и считаете ли их приемлемыми в настоящее время?

- С одной стороны, первым идти всегда трудно. С другой, надо признать, что никаких ограничений, в силу отсутствия многих нормативных документов и законов, просто не существовало. Именно это в какой-то мере сформировало убежденность всей полноты ответственности за все, что происходит в границах города. Энергетика частная? Но все равно за теплоснабжение в городе отвечаешь ты. За состояние производства на крупных предприятиях. За малый бизнес. За стремительно зарождающийся частный общественный транспорт. Когда мне сегодня говорят, что очень сложно выработать систему очистки города от снега, я напоминаю, что и 25, и 30 лет назад уборка города была заботой не только городских властей. Убирал весь город. Просто власть должна разработать систему, при которой все территории закреплены за предприятиями и организациями, каждый знает свой участок и следит за ним, ощущая свою выгоду от чистой территории перед заводской проходной, магазином, институтом, рестораном, заботясь о своих сотрудниках и прохожих. Такова логика жизни, ее легко понять и нетрудно ей следовать.

Конечно, мы встречались с губернатором, областными депутатами, федеральной властью, Президентом и членами правительства. Но при этом город был максимально самостоятелен и самодостаточен. Нынешним молодым руководителям даже трудно представить, насколько сильным был Новосибирск. Ведь именно в те годы его стали называть крупнейшим муниципалитетом и третьим городом в России. На сессиях областного совета и заседаниях в администрации области разгорались довольно жаркие дискуссии, в которых полноправным участником был мэр, которого слушали и уважали. С городом считались. Правда, я всегда ощущал, что городу не хватает финансовых ресурсов, страдал, что не могу найти столько денег, сколько требуется, что я не могу убедить в необходимости выстраивания какой-то вертикальной системы с участием города. И каждый день практически был попыткой найти что-то новое. Каждое решение было в чем-то оригинальным. Мы придумали «городские деньги» (векселя), которые решали проблему сбора налогов, движения средств в регионе. Находили особые решения для расчетов с поставщиками угля, потому что зимой город потреблял в сутки по 20 тысяч тонн угля, сжигая семь железнодорожных составов. Кипела сложнейшая работа в поисках расчетов с красноярской дорогой, которая возила топливо на ТЭЦ-3.

Но даже в этих сложных ситуациях, которые усугублялись тревогами множества людей и их непониманием реформ, преобладало ощущение надежды и возможности что-то переломить. Мы жили планами, идеями. Чиновники стремились к карьере. Не нажиться, а проявить себя в поступках. Надежда жила во всем. Выражаясь современным сленгом, то была какая-то нескончаемая движуха. Сегодня, несмотря на внешние атрибуты (праздники, какие-то квесты, акции), город не имеет полноценной динамики развития как по объективным, так и по субъективным причинам. Состояние стабильности, граничащее с унынием, характерно и для власти. Власть живет в парадигме «день простоять и ночь продержаться»...

- Вы не похожи на человека, который убежден, что снег был белее, а девушки краше, хотя все просто были моложе.

- Ну снег-то точно был белее в пору моего детства. А вот насчет намека на брюзжание не соглашусь. Мы же не просто выживали. Старались постоянно идти вперед. Приведу пример с городскими векселями. Нельзя было просто придумать свои деньги, надо было запустить сложный процесс поиска уполномоченного банка, сделать заказ в Госзнаке, разработать положение, рискнуть брать эти бумаги в налоги, арендную плату. Это все был и риск, и неизведанное, так как никто до нас этого не делал. И ведь нам доверились и банки, и предприниматели. А доверия на пустом месте не бывает. Поэтому это ощущение ответственности за все – из того времени.

с директором городской тел сети Василием Пашковским.jpg

С директором городской телефонной сети Василием Пашковским

А некоторые ситуации помню и сегодня до мелочей. Где-то в 1998 году звонит директор чкаловского завода Александр Петрович Бобрышев: «Вот у нас сегодня митинг на территории у заводского музея. Отставание по выплате зарплаты составляет около 10 месяцев, а на заводе работает более 7 тысяч человек. Кто-то из Москвы приедет. Не могли бы вы приехать?» Конечно, я согласился, хотя, что я мог сделать, производство самолета им заказать? Приехал. Под палящим солнцем на ступеньках музея стоят рабочие в спецовках. Молчаливая грустная толпа. Ни лозунгов, ни выступлений. Просто стоят и молчат. Я выхожу к микрофону, что-то говорю про то, что пока нужно потерпеть, нельзя сегодня поддаваться на провокации, разделить завод на части или перейти на «выпуск сковородок». Пройдет немного времени, и самолеты будут стране крайне необходимы. Не имея возможности помочь с выплатой заработной платы, я сказал, что готов каждому подписать заявление об исключении пени за оплату жилищно-коммунальных услуг. Люди подходили, и я довольно долго подписывал их заявления.

- Но эти же обещания надо было подкрепить управленческим решением?

- А как же?! И команда меня снова не подвела – пени еще долго не начисляли. Я не проверял, доверял своим специалистам. Более того, в некоторых видел профессионалов, понимающих в своей сфере гораздо больше меня. Таким, например, был Владимир Степанович Боярский, который возглавлял новую и очень важную хозяйственную структуру «Новосибгорресурс». Благодаря его неиссякаемой энергии из городского хозяйства Новосибирска ушла проблема обеспечения содержания и ремонта школ, больниц, инженерных коммуникаций. Если говорить о доверии и уважении, такие, как Боярский, были для меня в полном смысле слова «своими». А вот насчет личной преданности, это не про нас. И я считал, что смогу войти в любой коллектив и своей энергией и своим пониманием предмета завоевать и уважение, и авторитет людей.

толоконский 1999.jpg

1999 год

- Функционал мэра за 25 лет существенно изменился. Сегодня часто сетуют, что мэр объективно имеет очень ограниченные возможности и попросту зависим.

- Любой самый талантливый и выдающийся руководитель не может быть вне системы, вне обстоятельств. Конечно, на мэра объективно влияет система и побуждает не выходить за рамки. Однако и федеральный 131-й закон не совсем точно формирует муниципальную власть. Россия – огромная страна, и одним законом отрегулировать механизмы управления, полномочия и рамки компетентности руководителей десятков и сотен тысяч поселений и большого числа крупных городов невозможно. Поэтому давно идет речь о модификации законодательства об основах местного самоуправления для того, чтобы оно отражало специфику управления крупными городами и было приемлемо для небольших поселений. В то же время даже довольно часто критикуемый закон позволяет субъектам федерации делегировать полномочия крупным городам в самых разных сферах. Например, еще в нулевых годах мы думали о принятии закона Новосибирской области об особом статусе города Новосибирска. Тогда закона не получилось. Но де-факто особое положение Новосибирска, его значимость для области и всего сибирского региона были очевидны и не оспаривались.

ВАТ март 2021 (2).jpg

Сегодня Новосибирск, несмотря на некоторые упущенные возможности, остается крупнейшим муниципалитетом страны, столицей Сибири. А значит статус Новосибирска, его особенность нельзя сбрасывать со счетов.

Теперь об ограниченных полномочиях. Важно лишь то, что каждый день больше полутора миллионов людей нуждаются в медицинской помощи лечебных учреждений, отправляются в путь по дорогам, ремонт которых ведется по федеральной программе, проходят обучение в немуниципальных образовательных учреждениях, работают на частных предприятиях, пользуются услугами частных управляющих компаний в сфере ЖКХ, энерго- и теплоснабжения, приобретают жилье у частных строительных компаний, а продукты – у частных торговых предприятий, приходят в концертные и театральные залы, надеются на защиту своего имущества и личную неприкосновенность, которую обеспечивает полиция. Все эти сферы, в юридическом смысле, вне компетенции городской власти, но всенародно избранному мэру ничто не мешает от имени своих избирателей потребовать качественного и добросовестного исполнения обязанностей по отношению к гражданам, защиты их прав и интересов абсолютно на всей территории города, на любой стройке, в цехе, в поликлинике.

В этой ответственности мэр должен максимально опираться на силу и творческий потенциал новосибирцев. Люди должны и способны включиться в процесс развития и решения всего спектра местных задач. Ведь гражданское общество, гражданин, а не власть являются главным субъектом развития.

Поэтому я считаю, что одно из базовых требований к руководителю крупного города – это принять на себя те полномочия, которые формируют качество жизни людей. Ничего не мешает сегодня перераспределить между чиновниками администраций районов города обязанности, закрепив ответственных за микрорайонами, где они будут связующим звеном для всех сфер. Это не сложно, но, поверьте, сразу даст результат. Ведь для устранения большинства проблем не требуются особые ресурсы, а просто нужен хозяин.

Диалектика общественного развития – это всегда диалог с людьми. Если оставаться в рамках, которые прописал давно устаревший закон, то и говорить с людьми особенно не о чем: это не мое, это не ко мне, за это я не отвечаю. А ведь и областной и федеральной власти, по большому счету, совсем не выгодно, чтобы к ним обращались по всему спектру жизненно важных проблем на территории. Если нет самостоятельности – нет ответственности. Но ведь делается все с точностью наоборот. Любое решение власти должно быть ориентировано на 10-15 лет вперед. Нельзя жить конъюнктурой от выборов до выборов. Сегодня мэр вполне в состоянии объективно, профессионально, аргументированно ставить перед субъектом федерации задачу если не принять закон об особом статусе Новосибирска, то хотя бы как можно быстрее предпринимать действия по выходу города на два миллиона жителей. Вот рубеж, который повлечет за собой и административные изменения, и активные действия по развитию экономики, науки, образования, расширения строительства и открытия новых предприятий. Два миллиона жителей – на мой взгляд, серьезная цель и аргумент в развитии города, который получит новые эпитеты самого крупного, растущего, а значит, достойного особых преференций.

Пока же город, получая мизерные отчисления от налогов, живет по принципу «дареному коню в зубы не смотрят». А город уже задыхается без новых школ, поликлиник, строительство которых надо каждый раз доказывать, включать в нацпроекты, защищать в министерствах и ведомствах. Но если федеральные министерства будут заниматься строительством отдельных объектов, распределением денег по объектам, решать вопросы с ремонтом, то им будет некогда заниматься законами. Та же ситуация в области, которой по рангу отвечать за базовые сферы, экономику, крупные медицинские центры. Муниципалитету остается конкретная работа для жителей и формирование реального, а не бутафорского местного самоуправления. На такую деятельность способна настоящая команда, которая поможет профессионально развивать город и реализовать все проекты.    

25 лет Новосибирск сохраняет прямые выборы мэра, которые представляют собой не только и не столько процедуру формирования муниципальной власти. Это особая ответственность мэра и его команды перед горожанами. Если мэра избрали, значит он отвечает за все в этом городе.