Концессионное соглашение по реконструкции двух бань в Новосибирске реализуется неэффективно и с убытком для городского бюджета – к такому выводу пришла муниципальная Контрольно-счетная палата. Согласно отчету органа, концессионер в обход соглашения передал бани третьим лицам для ведения коммерческой деятельности, ущерб для бюджета составил более 500 тысяч рублей с учетом НДС. При этом работы на объектах выполнены не были. Примечательно, что компания-концессионер была связана с главой Первомайского района Новосибирска, администрация которого даже пиарила работу одной из бань.
Контрольно-счетная палата Новосибирска проверил исполнение концессионного соглашения, заключенного мэрией города с ООО «Объединение 24» о реконструкции банного комплекса – бани №23 на улице Вересаева, 2б и бани №25 на улице 25 лет Октября, 19. Концессия была оформлена в 2018 году, отчет о проверке его реализации был опубликован новосибирским общественником Евгением Митрофановым.
Согласно условиям соглашения, концессионер должен был провести реконструкцию объектов, запустить бани в эксплуатацию в срок до октября 2021 года. Концессия была заключена на 35 лет, и компания «Объединение 24» должна была получать средства с работы объектов сразу после их ввода в эксплуатацию и пополнять бюджет Новосибирска за счет концессионной платы.
ООО «Объединение 24» было единственным участником объявленного конкурса и стало концессионером после того, как аукцион признали несостоявшимся. Как следует из отчета КСП, при этом выдвинутые департаментом условия участия в конкурсе (в части опыта реализации концессионных соглашений) ограничили конкуренцию, что и привело к тому, что участник в конкурсе был один. Формировал материалы конкурса департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии.
Следует также отметить, что участником ООО «Объединение 24» был Виталий Новоселов – действующий глава Первомайского района Новосибирска, который собирается участвовать в выборах в Госдуму от КПРФ. Новоселов стал главой Первомайского района в апреле 2018 года, участником «Объединения 24» он был до этого момента.
Проведенная КСП проверка, между тем, показала, что концессионер не соблюдает условия соглашения с муниципалитетом сразу по ряду пунктов. Так, концессионер не согласовал в установленный срок проектную документацию по обоим объектам – сделать это он должен был в течение года с момента подписания соглашения. В КСП выяснили, что департамент промышленности, инноваций и предпринимательства не согласовал документацию по бане №25 из-за того, что в ней не были учтены некоторые прописанные соглашением мероприятия, а по бане №23 концендент вообще получил только разделы по архитектурно-планировочному решению (и они, к слову, были согласованы). Разрешение на проведение работ в бане №23 «Объединение 24» от департамента строительства и архитектуры мэрии получило, но на ввод в эксплуатацию – нет. По бане №25 концессионер не получил вообще ни одного разрешения.
«Несмотря на установленное департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии несоответствие проектной документации условиям соглашения, концендент не применил регламентированные соглашением меры ответственности к концессионеру по бане №25, допустив нарушение пункта 70 соглашения и затягивание срока начала реконструкции», – указали также в КСП Новосибирска.
Специалисты палаты провели несколько выездных проверок. Так они выяснили, что какие-то работы на объектах все же проводились. Например, при осмотре бань они обнаружили признаки замены окон и входных групп, отмосток; в бане №23 на улицу была выведена новая труба системы вентиляции, установлен пандус; в бане №25 – без видимых повреждений проведена отделка фасада штукатуркой «под шубу».
При нескольких повторных визитах выяснилось, что обе бани работают несмотря на то, что не были сданы в эксплуатацию. КСП получила тому документальное подтверждение в виде фискальных документов об оплате услуг, отзывов от посетителей в интернете и даже в виде сообщения на сайте возглавляемой Новоселовым администрации Первомайского района о запуске бани №23 в «тестовом режиме». КСП при этом отмечает, что подобное условиями соглашения не предусмотрено.
«Осмотренные помещения общего отделения, парной сауны, а также фойе и лестничная клетка находятся в состоянии, требующем ремонта и замены оснащения. У объекта бытового обслуживания, предоставляющего в том числе банные услуги льготным категориям населения, к которым относятся маломобильные граждане, отсутствует пандус», – отмечается в отчете КСП о визите в баню №25.
Примечательно, что в день проверки баня №25 не работала. А на следующий день – уже принимала посетителей.
«По итогам выездных осмотров объектов соглашения установлено, что концессионер длительно использует переданное ему в распоряжение имущество муниципальной казны в целях извлечения прибыли и не исполняет условия соглашения об использовании объектов после ввода в эксплуатацию и согласованию проектной документации в течение года с даты заключения соглашения. Меры по проведению реконструкции здания бани №25 и продолжению реконструкции либо вводу в эксплуатацию бани №23 концессионером не принимаются, объект муниципальной собственности баня №25 ветшает и риск ухудшения его эксплуатационных характеристик повышается», – говорится в отчете.
Аудиторы также выяснили, что работа бань идет в обход – у ФНС нет данных о регистрации контрольно-кассовой техники на ООО «Объединение 24» по адресам бань.
«В целом сведения, полученные в результате визуальных осмотров объектов соглашения, содержат признаки передачи концессионером объектов соглашения в пользование третьим лицам без ведома концендента», – заключают в КСП, отмечая, что согласие на это концендент – мэрия Новосибирска – не выдавал.
По оценке аудиторов, бюджету Новосибирска из-за действий концессионера причинен ущерб в виде недополученных доходов – 473,5 тысячи рублей плюс НДС – 85,2 тысячи. Кроме того, у концессионера есть долги за аренду земли, а эксплуатация бань в их текущем состоянии, которое документально признано ограниченно работоспособным, несет потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно – дополнительные риски для бюджета.
«Соглашение предусматривает прекращение действия концессии в одностороннем порядке в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате действий (бездействия) концессионера», – отмечают аудиторы.
Внимание КСП привлек и еще один любопытный факт – концессионер пытался продлить действие соглашения на год и отсрочить сдачу объекта в эксплуатацию до октября 2022. Соответствующее допсоглашение даже было подписано, но затем отменено. Однако управление Федеральной антимонопольной службы Новосибирской области сочло, что отсрочить срок сдачи объектов возможно – из-за пандемии коронавируса.
В КСП с этой позиции антимонопольного органа не согласны: это, по мнению аудиторов, повлечет за собой потенциальный убыток в 394 тысячи рублей, которые бюджет Новосибирска мог бы получить в качестве концессионной платы. Кроме того, в КСП указали, что концессионер не исполнял свои обязательства и до начала пандемии.
Учитывая все это, новосибирская КСП признала реализацию концессионного соглашения неэффективной. И заключила: допущенные концессионером нарушения стали возможны из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны концендента – мэрии Новосибирска.
Концессионное соглашение по реконструкции двух бань в Новосибирске реализуется неэффективно и с убытком для городского бюджета – к такому выводу пришла муниципальная Контрольно-счетная палата. Согласно отчету органа, концессионер в обход соглашения передал бани третьим лицам для ведения коммерческой деятельности, ущерб для бюджета составил более 500 тысяч рублей с учетом НДС. При этом работы на объектах выполнены не были. Примечательно, что компания-концессионер была связана с главой Первомайского района Новосибирска, администрация которого даже пиарила работу одной из бань.
Контрольно-счетная палата Новосибирска проверил исполнение концессионного соглашения, заключенного мэрией города с ООО «Объединение 24» о реконструкции банного комплекса – бани №23 на улице Вересаева, 2б и бани №25 на улице 25 лет Октября, 19. Концессия была оформлена в 2018 году, отчет о проверке его реализации был опубликован новосибирским общественником Евгением Митрофановым.
Согласно условиям соглашения, концессионер должен был провести реконструкцию объектов, запустить бани в эксплуатацию в срок до октября 2021 года. Концессия была заключена на 35 лет, и компания «Объединение 24» должна была получать средства с работы объектов сразу после их ввода в эксплуатацию и пополнять бюджет Новосибирска за счет концессионной платы.
ООО «Объединение 24» было единственным участником объявленного конкурса и стало концессионером после того, как аукцион признали несостоявшимся. Как следует из отчета КСП, при этом выдвинутые департаментом условия участия в конкурсе (в части опыта реализации концессионных соглашений) ограничили конкуренцию, что и привело к тому, что участник в конкурсе был один. Формировал материалы конкурса департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии.
Следует также отметить, что участником ООО «Объединение 24» был Виталий Новоселов – действующий глава Первомайского района Новосибирска, который собирается участвовать в выборах в Госдуму от КПРФ. Новоселов стал главой Первомайского района в апреле 2018 года, участником «Объединения 24» он был до этого момента.
Проведенная КСП проверка, между тем, показала, что концессионер не соблюдает условия соглашения с муниципалитетом сразу по ряду пунктов. Так, концессионер не согласовал в установленный срок проектную документацию по обоим объектам – сделать это он должен был в течение года с момента подписания соглашения. В КСП выяснили, что департамент промышленности, инноваций и предпринимательства не согласовал документацию по бане №25 из-за того, что в ней не были учтены некоторые прописанные соглашением мероприятия, а по бане №23 концендент вообще получил только разделы по архитектурно-планировочному решению (и они, к слову, были согласованы). Разрешение на проведение работ в бане №23 «Объединение 24» от департамента строительства и архитектуры мэрии получило, но на ввод в эксплуатацию – нет. По бане №25 концессионер не получил вообще ни одного разрешения.
«Несмотря на установленное департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии несоответствие проектной документации условиям соглашения, концендент не применил регламентированные соглашением меры ответственности к концессионеру по бане №25, допустив нарушение пункта 70 соглашения и затягивание срока начала реконструкции», – указали также в КСП Новосибирска.
Специалисты палаты провели несколько выездных проверок. Так они выяснили, что какие-то работы на объектах все же проводились. Например, при осмотре бань они обнаружили признаки замены окон и входных групп, отмосток; в бане №23 на улицу была выведена новая труба системы вентиляции, установлен пандус; в бане №25 – без видимых повреждений проведена отделка фасада штукатуркой «под шубу».
При нескольких повторных визитах выяснилось, что обе бани работают несмотря на то, что не были сданы в эксплуатацию. КСП получила тому документальное подтверждение в виде фискальных документов об оплате услуг, отзывов от посетителей в интернете и даже в виде сообщения на сайте возглавляемой Новоселовым администрации Первомайского района о запуске бани №23 в «тестовом режиме». КСП при этом отмечает, что подобное условиями соглашения не предусмотрено.
«Осмотренные помещения общего отделения, парной сауны, а также фойе и лестничная клетка находятся в состоянии, требующем ремонта и замены оснащения. У объекта бытового обслуживания, предоставляющего в том числе банные услуги льготным категориям населения, к которым относятся маломобильные граждане, отсутствует пандус», – отмечается в отчете КСП о визите в баню №25.
Примечательно, что в день проверки баня №25 не работала. А на следующий день – уже принимала посетителей.
«По итогам выездных осмотров объектов соглашения установлено, что концессионер длительно использует переданное ему в распоряжение имущество муниципальной казны в целях извлечения прибыли и не исполняет условия соглашения об использовании объектов после ввода в эксплуатацию и согласованию проектной документации в течение года с даты заключения соглашения. Меры по проведению реконструкции здания бани №25 и продолжению реконструкции либо вводу в эксплуатацию бани №23 концессионером не принимаются, объект муниципальной собственности баня №25 ветшает и риск ухудшения его эксплуатационных характеристик повышается», – говорится в отчете.
Аудиторы также выяснили, что работа бань идет в обход – у ФНС нет данных о регистрации контрольно-кассовой техники на ООО «Объединение 24» по адресам бань.
«В целом сведения, полученные в результате визуальных осмотров объектов соглашения, содержат признаки передачи концессионером объектов соглашения в пользование третьим лицам без ведома концендента», – заключают в КСП, отмечая, что согласие на это концендент – мэрия Новосибирска – не выдавал.
По оценке аудиторов, бюджету Новосибирска из-за действий концессионера причинен ущерб в виде недополученных доходов – 473,5 тысячи рублей плюс НДС – 85,2 тысячи. Кроме того, у концессионера есть долги за аренду земли, а эксплуатация бань в их текущем состоянии, которое документально признано ограниченно работоспособным, несет потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, следовательно – дополнительные риски для бюджета.
«Соглашение предусматривает прекращение действия концессии в одностороннем порядке в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате действий (бездействия) концессионера», – отмечают аудиторы.
Внимание КСП привлек и еще один любопытный факт – концессионер пытался продлить действие соглашения на год и отсрочить сдачу объекта в эксплуатацию до октября 2022. Соответствующее допсоглашение даже было подписано, но затем отменено. Однако управление Федеральной антимонопольной службы Новосибирской области сочло, что отсрочить срок сдачи объектов возможно – из-за пандемии коронавируса.
В КСП с этой позиции антимонопольного органа не согласны: это, по мнению аудиторов, повлечет за собой потенциальный убыток в 394 тысячи рублей, которые бюджет Новосибирска мог бы получить в качестве концессионной платы. Кроме того, в КСП указали, что концессионер не исполнял свои обязательства и до начала пандемии.
Учитывая все это, новосибирская КСП признала реализацию концессионного соглашения неэффективной. И заключила: допущенные концессионером нарушения стали возможны из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны концендента – мэрии Новосибирска.