Результаты голосования стали неожиданностью только для тех, кто наивно верил, что союз с коммунистами может обеспечить политическую стабильность. Анатолий Локоть, меж тем, в очередной раз показал, что любую ситуацию он всегда использует в своих целях, при этом внешне сохраняя видимость лояльности.
Для начала обратим внимание на данные по явке. Традиционно, явка в сельских районах значительно выше, чем в городских округах и, тем более, в Новосибирске. Однако на этот раз явка кое-где отличается более чем в два раза, например – Кочковский район и Новосибирск: 83% и 34% (предварительно).
«Команда Локтя», вероятно, найдет объяснение, мол, на выборах мэра в 2019 году была приблизительно такая же явка. Однако при этом они умалчивают, что за мэра голосовали в единый день голосования, а высказаться по поводу поправок в Конституцию можно было в течение семи дней, да еще и с vip-обслуживанием на дому.
Понятно, что мэр Анатолий Локоть принадлежит к политической партии, которая внезапно, за несколько дней до голосования высказалась против поправок в Конституцию и поэтому, он мог намеренно препятствовать проведению голосования. Однако не стоит забывать, что Локоть находится в отношениях с губернатором и «Единой Россией», а потому обязан был выполнять условия пресловутого пакта. Но, как оказалось, мэрия особой активности не проявила.
Сам Локоть лишь однажды отреагировал на вопрос журналиста о своем отношении к поправкам – он просто сбежал, не став отвечать. Не хватило духу сказать «против», следуя решению ЦК своей партии. А сказать что-либо иное, у него, видимо, не хватило, «как всегда», интеллекта или смелости. Этот побег, пожалуй, единственное его публичное действие по отношению к поправкам.
При этом, как глава муниципального образования, он обязан был подготовить город к проведению государственного мероприятия. В мэрии проходили вялые совещания, следовали доклады губернатору. Однако новосибирская явка продемонстрировала цену усилиям мэрии, скорее, похожим на саботаж.
По всему было видно, что неожиданное решение ЦК КПРФ поставило Локтя в сложную ситуацию. Ведь при голосовании в Государственной думе по закону «о поправках» коммунисты в основном воздержались, но никто не голосовал против. Более того, накануне этого голосования они приняли самое деятельное участие в обсуждении предложенных президентом поправок. И тут - такой поворот! Как член партии Локоть должен был подчиниться партийной дисциплине, как любой другой коммунист. Но Анатолий Евгеньевич – не простой коммунист, он из числа «подписавшихся», ведь его повторное избрание мэром Новосибирска полностью зависело от поддержки со стороны губернатора и непротивления "Единой России".Взамен Локоть гарантировал свою политическую лояльность. Следовательно, слово нужно держать, хотя, применительно к Анатолию Локтю, это противоестественно.
Однако призыв ЦК КПРФ голосовать против поправок вовсе не означал, что партийцы должны были броситься атаку на редуты своих оппонентов. История коммунистической партии полностью состоит из неосуществленных призывов - чего стоит только хрущевский "Догнать и перегнать Америку!". Ведь, не догнали! А "каждой советской семье по отдельной квартире!"... Вот и на этот раз новосибирские коммунисты, чтобы сохранить пакт Травников-Локоть, по которому больше всего преференций получают именно они, могли бы ограничиться ритуальным камланием - не более того. Тем более, уж им-то, как никому другому, лучше всех известно, что выходка со стороны их центрального комитета - результат борьбы за власть в партийном бункере, но никак не осознанный политический шаг.
Но, новосибирские коммунисты не могли упустить возможность в предвыборный год и не использовать федеральную повестку, даже если придется насолить губернатору Травникову и «Единой России», благодаря пакту с которыми Локоть, собственно, и стал мэром во второй раз – потерял, правда, сорок тысяч голосов – треть от того, что он получил в 2015 году, - но случись настоящая конкурентная борьба и мэром стал бы совершенно другой человек.
Вот депутат Горсовета Иван Конобеев, который при Локте стал муниципальным служащим. Иван в "интерьере" многотиражного пакета листовок, призывающих голосовать "против", которыми был увешан весь его избирательный округ:
А вот депутат Заксобрания Андрей Жирнов, призывающий прийти и проголосовать против поправок. Рядом с ним на фото кандидат в депутаты Вадим Канунников. Все бы ничего, но Канунников – сын Сергея Канунникова, главы самого большого городского административного образования – Центрального округа. Вряд ли можно поверить в то, что сынок не согласовал своих действий с папашей., а посему можно смело утверждать, что мэрия в лице главы крупнейшего района принимала участие против поправок в Конституцию.
А вот тот же Жирнов с депутатом Горсовета Валерием Науменко. Науменко, между прочим, как Иван Конобеев и Сергей Канунников – муниципальные служащие: один из них - советник Локтя, другой - "главфонтан". В Новосибирске оказалось возможным, что муниципальные служащие в своем рабочее время открыто призывают голосовать против политики российского президента, губернатора области Андрея Травникова, назначенного Путиным и являющегося второй стороной известного пакта о взаимной поддержке.
Обратим внимание на деталь – огромные тиражи газет, которые разбрасывались по почтовым ящикам с призывом прийти и проголосовать против. Все эти товарищи намереваются принять участие в предстоящих выборах, поэтому технологически поступили верно: использовали повод с поправками для самопиара и мобилизации своих избирателей. А вот политически, и по-человечески... Впрочем, новосибирские коммунисты в прошлом в подобных случаях всегда отвечали на упреки - мы с "кровавым режимом" ничего не подписывали, все это - Локоть. А тот всегда разводил руками и говорил: ну, вы же понимаете, это ведь убежденные большевики, сложно с ними.
Кроме массового выпуска агитационных газет и расклейки листовок новосибирские коммунисты развернули активную работу в сети, призывая новосибирцев проголосовать против президентских поправок.
Партийные агитаторы и волонтеры обходили дворы, названивали своим избирателям на личные телефоны, громя Путина и «кровавый режим». И все это происходило под носом у их партнеров по «пакту», которые никак не реагировали на это форменное предательство.
К чему это привело? Достаточно взглянуть на итоги голосования: сразу бросается в глаза разница по явке. В тех территориях, где располагаются избирательные округа активных депутатов-коммунистов, явка несколько выше – им удалось мобилизовать свой электорат. В этих же территориях гораздо выше процент тех, кто проголосовал против.
Например, если в Кировском районе "против" поправок было отдано 35% голосов, то в Железнодорожном и Заельцовском - по 38%.
В политическом блоке мэрии, возглавляемом заместителем Локтя Артемом Скатовым, тихо потирают руки, хотя для публики произносятся совсем другие слова. На возможные упреки со стороны Травникова Локоть, вероятно, пожмет плечами и скажет, что он ничего не мог сделать, это, мол, коммунисты сами, выполняли решения своего ЦК. Скорее всего, эти объяснения в очередной раз будут приняты, как это бывало не раз прежде.
Правда, себе в оправдание Локоть может сказать, что агитация коммунистов, на которую они потратили столько сил и средств, не дала ожидаемых результатов – ни на одном участке не зафиксировано массового протестного голосования. А ведь, они так на это рассчитывали. Но, переоценили своей авторитет и влияние. Не те уже времена. Бездарное властвование этой примазавшейся к историческому коммунистическому движению компании многим раскрыло глаза, о чем говорит и снижение рейтинга КПРФ и самого Анатолия Локтя.
А будут ли делать выводы губернатор и «Единая Россия» в отношении своих партнеров по «пакту» - дело их личного политического будущего. Правда, результатом этого странного и неравнозначного политического союза в 2019 году уже стала «неведомая зверюшка» в лице навальниста Сергея Бойко, который обязан своим вторым местом на мэрских выборах, как раз, необъяснимой тяге одного во чтобы то ни стало выполнять соглашение, и второго – его нарушать.