С распадом СССР тенденция представлять русских главными антигероями пошла на спад, но как только стало ясно, что Россия сохранила свое влияние, последовал новый виток, который уже невозможно игнорировать. Чем это вызвано, и как противостоять промывке мозгов, рассказывает политический психолог, кандидат психологических наук Наталия Красовская.
– Наталия Рудольфовна, в чём сегодняшняя подоплёка навязывания миру образа "плохих русских" в кино, в играх и на ТВ – стремление заработать на этом или нечто более глубокое?
– Политические конфликты сегодня обязательно сопровождаются масштабными "информационными войнами". Их задача стара как мир: воодушевить своих и деморализовать врага. Для этого идут в ход все информационные «средства массового поражения»: кино, телевидение, игры. Их воздействие не всегда очевидно, ведь искусство влияет на нас на уровне подсознания, позволяя вкладывать в умы людей такие идеи, которые они никогда бы не приняли просто проговоренными. Творцы русофобных сюжетов часто отговариваются тем, что образы "русских агрессоров" – лишь ответ на запросы потребителей фильмов и игр. Но когда видишь, например, в украинской игре, выпущенной накануне осложнения российско - украинских отношений, плакат: "Roissya vperde" – вопросы отпадают сразу. Политизированность разработчиков отрицать бессмысленно.
– Цель такого воздействия понятна, когда речь идёт о рекламных технологиях – "купите наш продукт". А какую конкретную цель преследует культивирование антироссийских настроений?
– Первая цель – заручиться поддержкой мирового сообщества для любых антироссийских эскапад, ослабить позицию России на политической сцене. Русские становятся антигероями во множестве современных фильмов: "Дедпул 2", "Взрывная блондинка", "Красный воробей" и т.д. Во всех этих фильмах русские показаны не просто агрессивными, но людьми низкой культуры и интеллекта, а иногда – ненадёжными деловыми партнёрами и тёмными дельцами, как в совсем свежем "Хорошем лжеце". Стоит ли удивляться, что после этого западные СМИ начинают истерично искать «русский след» в любом происшествии и заговор в любом крупном событии в мире?
Вторая цель такого «промывания мозгов» – ослабить, а в идеале разрушить национальную идентичность самих россиян, что позволит в дальнейшем легко управлять нами. У каждого общества есть ключевые ценности, которые отличают и объединяют его. Для русского народа - это взаимовыручка и жертвенность, особенная широта души. Но что насаждают на нашем ТВ многочисленные клоны зарубежных реалити-шоу с миллионной аудиторией?
"Пройди по головам", "заботься только о своих интересах", "предай, но победи". Изначально чуждые нам ценности общества потребления отравляют нас уже десятилетиями, исподволь изменяя национальный характер.
– В чём вы, как эксперт, видите главную опасность подмены системы ценностей, принижения наших национальных чувств?
– Информационное пространство общедоступно – бывает очень сложно удержать подростков от приобщения к продуктам с сомнительной моралью. Что они вынесут из современных западных сюжетов? Стыд за принадлежность к «нации агрессивных и недалёких алкоголиков», какими показывают русских в фильмах и играх. И вот уже совсем молодые люди не хотят считать себя русскими, бездумно повторяют: "Надо валить из Рашки", не понимая, что поддаются чужому влиянию, оскорбляют не просто страну, где родились, но и культуру своих предков и, по сути, самих себя. Это не только дестабилизирует наше общество сегодня, но и даже может поставить под вопрос его будущее.
– Как можно противостоять таким информационным атакам, остановить снижение национальной самооценки?
– Это, одновременно, задача государственного уровня и дело каждого из нас – мы должны критически относиться к навязываемым извне русофобным идеям, знать свою историю и культуру. Отрадно, что это понимание уже формируется. Так, бурю возмущения недавно у российских геймеров вызвала новая Call of Duty – Modern Warfare, где на роль беспринципных экстремистов в очередной раз выдвинули русских солдат. Обнадёживает, что запрета подобных продуктов в России уже не в первый раз добивается не правительство, а сами игроки, как это было в 2013-м с Company of Heroes 2, в которой советские солдаты жгли свои же родные деревни.
Конечно, русские – не единственные жертвы «информационных войн». Взять хотя бы современный образ мусульманина с Ближнего Востока – на экране непременно террориста и фанатика. Совсем иначе обстоит дело с ещё одним важным игроком мировой политической арены – Китаем. "Плохого китайца" в голливудской продукции, предлагаемой на экспорт в эту страну, вы не увидите. Это – результат ультимативной позиции Китая: "вредную" продукцию на их рынок просто не пустят, а терять деньги западные дельцы не хотят. Такому уважению к своей стране нам следует у китайцев поучиться. Что бы миру не внушали о нас, что бы нам не внушали о самих себе, – мы – россияне, жители огромной, значимой страны, чьё будущее – в наших руках!