Анатолий Локоть ожидаемо стал во второй раз мэром Новосибирска. Однако если разобраться, то его переизбрание – результат случайностей и дворцовой игры с непредсказуемым результатом. Более того, его победа оказалось вымученной и привела к неприятным для власти неожиданностям, полностью перекроив региональный политический ландшафт. Уже в ближайшее время с этим предстоит что-то делать и особенно с неожиданным результатом представителя «несистемной» оппозиции, руководителя штаба Навального в Новосибирске Сергея Бойко, набравшего 18,5% голосов.
Абсолютные цифры Локтя вроде бы должны радовать – он набрал 50,2% голосов избирателей. Это, опять же, в абсолютных цифрах, значительно больше, чем было в его копилке в 2014 году. Однако вряд ли это можно назвать победой. Если пять лет назад на выборы пришли 368 тысяч горожан, имевших право голоса, то в этом году их число значительно уменьшилось – в голосовании приняли участие 241 тысяча избирателей.
Значительно снизилось и число людей, захотевших снова видеть Локтя мэром: если в 2014 году за него проголосовали 164 тысячи избирателей, то в этом году – 123 тысячи.
Эти данные опровергли миф о том, что Локоть все контролирует и пользуется тотальной поддержкой горожан, о чем его команда трубила весь прошлый год. Оказалось, что мэром он стал при поддержке всего лишь 10% новосибирцев, имеющих право голоса. Согласитесь, весьма сомнительная легитимность. Более слабого мэра в Новосибирске еще не было.
Гладко было на бумаге…
План реинкарнации самого непутевого градоначальника в истории Новосибирска, на первый взгляд, был логичен и политтехнологичен. Его авторы закрыли глаза на то, что мэр за пять лет не выполнил ни одного своего обещания, подвел город к финансовой и управленческой катастрофе, обветшанию и увяданию. Но, когда этот сценарий принимался, в расчет брались совершенно другие аргументы.
Тогда казалось, что Локоть пользуется тотальной и небывалой поддержкой в Новосибирске и мог бы угрожать избранию губернатором Андрея Травникова. Поэтому перед губернаторской кампанией с ним и было заключено соглашение о том, что Локоть не мешает Травникову стать губернатором, а тот, в свою очередь, не будет чинить препятствий Локтю. Вполне логичный ход! Но, как оказалось, Локоть никакой серьезной поддержкой в городе не обладает. И теперь можно смело утверждать, что Травников выиграл бы выборы и без поддержки Локтя. Но что сделано, то сделано.
Для того, чтобы Локоть стал мэром, авторы сценария пошли на беспрецедентные шаги. В городе была лишь единственная политическая сила, способная выставить Локтю серьезного обеспеченного ресурсами кандидата – «Единая Россия». Несмотря на падение рейтинга партии, на этот раз в ее рядах оказались несколько человек, которые могли бы стать реальными соперниками горе-мэру. Однако во исполнение задуманного сценария «Единую Россию» в регионе фактически разгромили, значительно осложнив дальнейшее ее существование и перспективы на предстоящие в 2020 году выборы в представительные и законодательный органы власти.
Все местные группировки, называемые региональными элитами, вынуждены были принять эти правила игры. Хотя до откровенного братания и выражения публичной любви дело не дошло, но формально поддержка Локтю была оказана – деньгами, неучастием в борьбе, а кто-то, как вокальная группа Дмитрия Асанцева, открыто спел осанну будущему градоначальнику.
Для того, чтобы Локоть стал мэром, была полностью уничтожена конкурентная среда. Практически все региональные СМИ оказались под контролем мэрии и худого слова не сказали о кандидате. Более того, произвели столько патоки и сахарной ваты, в которые самого Локтя можно было бы обернуть тысячи раз. Горизбирком, региональные суды многочисленным нарушениям во время агитации всегда находили объяснения и трактовали их в пользу сановного кандидата.
Для избрания Локтя был задействован весь административный ресурс, казалось, весь город был поставлен под ружье. В таком агар-агаре, в соответствии с принципами мичуринской науки, должен был родиться исполин, однако, из пробирки, как это и должно было случиться, вылетела едва живая дрозофила.
Команда Локтя потратила пару лет на то, чтобы убедить всех в том, что их кандидат пользуется всенародной любовью и непременно наберет 80% голосов – любовь горожан да мощнейший административный и финансовый ресурс, отсутствие оппозиции должны были обеспечить ему поддержку, как минимум, половины избирателей, имеющих право голоса. Но, как мы уже увидели, сравнивая показатели 2014 и 2019 годов, дрозофила не соловей, петь не может, и, ожидаемо, не запела.
Как все начиналось…
А начиналось все очень душевно – выборы мэра должны были быть похожи на милую деревенскую свадьбу, где все кричат горько и не скрывают своего восторга по поводу жениха и невесты. Правда, и на деревенской свадьбе случается, что родственники могут и кулаки в ход пустить, но, как правило, это обходится без поножовщины и заканчивается мило и всеобщим братанием.
С Анатолием Евгеньевичем, как с завидной невестой, все должно было случиться именно так: поляна зачищена, договорняки все «договорены», его штабу оставалось только заказать позолоченные носилки и внести раздобревшее за пять мэрских лет тело в тронный зал, где ветеран комсомола – председатель горизбиркома Тамара Краткая – омандачит Анатолия Евгеньевича. Поначалу штаб кандидата так и делал – усиленно убеждал всю округу в том, что все согласовано, со всеми оговорено, решение принято, бороться с Локтем бессмысленно. И авторы сценария были убеждены, что команда Локтя именно так все и сделает – тихо, спокойно, по-семейному.
По всему было видно, что штаб, возглавляемый юным дарованием Артемом Скатовым, выберет привычную тактику, которая обеспечит самый дешевый и безопасный путь своему патрону к власти – без интриг и скандалов. Для этого нужно было лишь применить испытанную схему, традиционную для всех российских выборов. В этой схеме есть фаворит – представитель одной из системных партий, и его оппонент – представитель другой системной партии. Между ними, конечно, возможна борьба, реальная конкуренция, но все в рамках правил. Для Скатова ситуация была облегчена настолько, что ему даже не пришлось ни с кем бороться – разгромленная «Единая Россия» – традиционный соперник коммунистов на выборах – отказалась от участия в борьбе за пост мэра, следовательно, никаких серьезных конкурентов у Локтя быть не может. Тут даже не нужно ходить с протянутой рукой и просить деньги на кампанию.
Правда, в этой ситуации нужно было решить другой вопрос: понятно, что есть значительная часть протестно настроенных избирателей, что с ними делать? И на этот вопрос был традиционный политтехнологический ответ – в запасе остаются еще две парламентские партии – ЛДПР и «Справедливая Россия». Нужно было лишь с ними договориться, разыграть роли, определить границы дозволенного и в итоге пасть в сентябре в объятия Тамары Краткой, которая вознаградила бы команду Локтя за терпение и мудрость мэрским мандатом. Кампания по утвержденному ранее сценарию должна была пройти тихо, мирно, без интриги, с полутора процентами испорченных бюллетеней и тремя процентами, отданными за представителя «несистемной» оппозиции. Локоть при этом набирал бы 63-65%, его основной системный оппонент – 15, представитель третьей парламентской партии – свои 7-8. А оставшиеся даже и считать не пришлось бы.
Так все начиналось. Штаб Скатова, хоть разнузданно и по-гопниковски, поначалу глумился над теми, кто пытался расшатать ситуацию и усомниться в незаменимости Локтя, но все же, придерживался мирной стратегии, заложенной в утвержденном старшим товарищами сценарии.
Легкая живинка в начавшейся игре появилась зимой, когда скатовские информационные ресурсы начали глумиться над «трехголовой гидрой», «кружком Козодоя», как это малочисленное сообщество людей назвал впоследствии видный деятель мирового коммунистического движения Андрей Жирнов: слухи, сплетни, откровенные оскорбления, санкционированные самим Скатовым, должны были выглядеть в глазах команды Локтя забавой и развлечением.
В какой-то момент на политической арене появился безобидный «друг» Циолковского и Сикорского Сергей Проничев. Ему тоже досталась доза дворового юмора. Правда, серьезно в мэрии забеспокоились, когда пошел слух о намерении принять участие в выборах депутата Горсовета Вячеслава Илюхина. Но тогда, пережив минуты позора и унижений, Анатолий Локоть вымолил у старших товарищей обещание отговорить строптивого депутата от такой скверны. Все шло своим чередом, по сценарию, тихо, спокойно и по-семейному. До поры до времени.
Первые залпы
Но ближе к лету сценарий начал меняться – вместо сентиментальной мелодрамы игра стала разворачиваться по законам жесткого триллера. Внезапно в кампании появилась интрига, враги, с которыми штабу Локтя нужно было начинать бороться.
Как-то легко и просто был зарегистрирован кандидатом нерукопожатный для «системщиков» навальнист Сергей Бойко, чему и он сам несказанно удивился. Под конец выборов врагом была объявлена депутат Горсовета Наталья Пинус, против которой была развернута кампания дискредитации.
Более того, верные спутники российской демократии – представители ЛДПР и СР – были проигнорированы штабом Локтя, остались без спонсоров, лишились ресурсов и режима наибольшего благоприятствования. А посему, традиционные собиратели протестных голосов оказались беспомощными, нейтрализованными, предоставленными сами себе и, фактически, выведенными из игры.
Оставались еще два кандидата, претендовавшие на роль системной оппозиции, которые могли бы стать для внесенного во власть на позолоченных носилках Локтя формальными символами конкурентной борьбы и опорой его легитимности – милейшая Наталья Пинус и тишайший Данияр Сафиуллин. Но и тут команда Локтя не стала формировать из них образы собирателей протеста. Более того, от спонсора Пинус даже потребовали прекратить ее финансировать. На это он ответил: «Хорошо, я перестану поддерживать Наталью, но тогда все голоса уйдут к навальнисту Бойко». Однако этот аргумент почему-то их не напугал и против Пинус была задействована чернуха.
Почему начштаба Скатова не испугал возможный успех политического стартапа Сергея Бойко? Более того, действия штаба казались абсурдными, нелогичными, непрофессиональными, наивными. Так, во всяком случае, говорили и рассуждали политтехнологи и специалисты, не понимающие, зачем Локоть обостряет борьбу, втягивается в конфликт. Но все оказалось банально и просто.
Когда по городу пошел слух, что на одно из мероприятий Артем Вениаминович прикатил на новеньком Harley за два миллиона рублей, то все стало на свои места. Будь кампания похожей на деревенскую свадьбу, как это и планировалось изначально, Скатов до сих пор ходил бы в стоптанных кроссовках и в костюме, купленном на школьном базаре к 1 сентября. Этот chevalier du pot royal быстро сообразил, что на тихой, мирной кампании, где все заранее все договорено и согласовано, денег не заработаешь. А самый лучший способ поправить свое материальное положение – затеять войнушку, убедить своего недалекого шефа в том, что кругом враги, используя его страх и выставив себя спасителем его чести и достоинства, можно легко раскрутить шефа на деньги. А как это сделать? Пугать его происками «кружка Козодоя» или напоминать о подвигах Проничева из его молодости? Не поверит. Значит, нужно придумать настоящего врага, создать видимость настоящей угрозы. СР и ЛДПР на эту роль тоже не годятся. Единороссы тихо пьют горькую и готовятся к каторге. Вот тут-то, видимо, у Скатова и родилась мысль использовать Сергея Бойко, сыграть с ним втемную.
Сергей Бойко снес для мэрии золотые яйца
Сергей Бойко, как уже говорилось, сам не ожидал, что его допустят до участия в выборах. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что его штаб подал заявки в мэрию на проведение акций протеста на семь дней подряд – на те дни, когда ожидалось решение горизбиркома по его регистрации. После отказа в регистрации, как это произошло на выборах в мосгордуму, Бойко и его команда по полной хайпанут в Новосибирске, подтвердив свое реноме единственных принципиальных борцов с «кровавым режимом».
Для него отлучение от участия в выборах было более предпочтительным, чем регистрация в качестве кандидата – образ гонимого властью гораздо более выгоден и привычен. Тем более, что денег на предвыборную кампанию у Бойко не было, а быть статистом энергичный начштаба Навального не привык.
Выпуская Бойко в игру, Скатов все рассчитал верно – старшие товарищи в Москве нервно реагируют на активность и публичность сторонников Навального, и Скатов об этом прекрасно знал. Но рассудил весьма прагматично – в случае чего, виновным в этом назначат не его, а команду губернатора, ведь именно они отвечают за положение дел в области. А он выйдет сухим из воды, ловко переведя стрелки на областную администрацию. У мэрии и областной администрации вроде бы союз и альянс, но все понимают, что это временное явление. Работать Локоть не умеет и Травникову рано или поздно придется вмешаться в работу мэрии, требуя от нее результата. Поэтому не лишним будет несколько ослабить энергию региональной власти, опустив ее позиции в «верхах» и самим выйти на прямые коммуникации с администрацией президента и федеральными структурами, минуя губернатора.
К тому же, можно страх перед Бойко выгодно продать в следующем году, когда состоятся выборы в Заксобрание и Горсовет. Понятно, что партия «Единая Россия» предпримет отчаянные попытки возродиться и запустит свой каток. Вот тут-то Скатов и предъявит своим оппонентам себя и КПРФ как «единственного» борца с угрозой Навального в Новосибирске – мол, не хотите договариваться с КПРФ и отдать ей то, что она просит, получите в Заксобрании и Горсовете Бойко и его «школоту»! Испугались? Тогда давайте договариваться, как в старые добрые времена, но на наших условиях!
Но самое главное – на Бойко можно будет хорошо заработать. По некоторым подсчетам, штабу Скатова удалось собрать в предвыборный фонд Локтя около трехсот миллионов рублей. Платили, говорят, все – и строители, и торговцы, и энергетики – кто же будет ссориться с будущим мэром! Ведь кому-то нужна земля, кому-то концессия, кто-то хочет муниципальный заказ...
Учитывая, что практически вся кампания велась за бюджетный счет, можно грубо прикинуть тот кэш, который, скорее всего, осел в штабе Локтя – 250 миллионов рублей, как минимум. Ради такого навара можно было бы и Пол Пота оживить, как они это сделали с почившим северокорейским диктатором Ким Чен Иром, установив ему памятную доску в метро. Харлей и еще «мелочишко» – Скатову и ближайшим товарищам, 600 рублей в час – старушкам-волонтеркам из райкома партии. Тут, как говорится, все по-коммунистически – от каждого по способностям, каждому по труду. А предпринимательские способности у Артема Вениаминовича оказались недюжинные.
Навальнист Бойко как лидер протеста в скором будущем пригодится еще и для того, чтобы отправить на периферию местной политической жизни «системщиков» – всяких эсеров, элдэпээровцев, родинцев и прочих, путающихся под ногами и поедающих ресурсы на местном политическом рынке. Договариваться с ними хлопотно и дорого. В их рядах заслуженные ветераны политики и очень непростые люди, с которыми 600 рублей в час не отделаешься – всегда приходилось идти на серьезные уступки. Значит, этих конкурентов нужно просто устранить, заменить их на Бойко с его адептами и существенно сэкономить. Тем более, что, в отличие от аксакалов, этих политических маргиналов всегда можно будет слить, особо не церемонясь.
Навальнисты пошумят в следующем году, но вряд ли получат мандаты – против них, по мысли Скатова, будет направлена вся мощь государственной машины, а в выигрыше окажутся коммунисты. Схема гениальна и за это Артему Скатову можно только аплодировать, как он ловко обвел вокруг пальца всех своих «партнеров» и противников.
Попутно Скатов решил и еще одну свою личную проблему. Совсем недавно однопартийцы прокатили Артема Вениаминовича на выборах в обком КПРФ, фактически лишив его партийной карьеры. Скатов обиду затаил, но резких шагов предпринимать не стал. А теперь ситуация изменилась. Теперь он решает, сколько дать райкому денег на принтер или на пение Интернационала в кругу товарищей, теперь к нему с протянутой рукой пойдут старушки-коммунистки просить на шкалик, чтобы помянуть подруг по партии Клару и Розу в день 8 марта. И теперь Скатов, располагая кассой, будет решать, кому и за что дать, а кого прогнать вон!
Да и в глазах своего непутевого патрона Скатов стал настоящим Самсоном, поразившим и «трехголовую гидру» и всех остальных врагов, укрепился настолько, что сейчас получит карт-бланш на зачистку партии от всех своих недругов, старого хлама. Сформировал вокруг себя бандейку молодых карьеристов под красными знаменами, для которых именно он, а не Локоть, который, как предполагается, через два года переедет в Госдуму, является настоящим лидером и авторитетом.
Вопросы 2020
В самое ближайшее время всем нам предстоит ответить на целый ряд вопросов. Политический рисунок в области изменился настолько, что ни один искусствовед не рискнет предположить, как вся эта мазня будет выглядеть в картинной галерее.
Понятно, что никакого развития Новосибирска не будет – город отброшен, будет дальше ветшать и деградировать его инфраструктура, проигрывать своим конкурентам, лишится возможности занять свое место в цивилизационной матрице. Потому что команда Локтя неспособна ни управлять, ни тем более предложить стратегию его развития. Есть надежда на то, что губернатор Травников, теперь уже свободный от всяческих обязательств, сможет активно вмешиваться в управленческие процессы, чтобы не допустить полнейшего развала.
В полной растерянности прибивают столпы прежней политической системы – ЛДПР и «Справедливая Россия». Вероятно, сегодня утром к ним пришло уже осознание того, что их развели как детей и пытаются выдавить с политической арены.
Понятно дело, непростые решения придется принимать и единороссам, потерявшим субъектность и осознавшим, что никакие договоренности с верхушкой региональной КПРФ невозможны – те их обязательно кинут. Понятно и то, что пойти с коммунистами в следующем году на очередной пакт для единороссов смерти подобно. Как партия она потеряет лицо. Для «Единой России» задача усложняется еще и тем, что в ее рядах есть пятая колонна в лице поющего Асанцева и его камарильи, которая находится в тесном альянсе с командой Локтя. Впрочем, события в Иркутске, где руководителю местной ячейки Сергею Соколу удалось во многом вернуть утраченные позиции, что показали минувшие выборы, говорят о том, что и у новосибирских единороссов не все потеряно.
Наконец, неизвестно, как поведет себя «открытие» этого политического сезона Сергей Бойко. Насколько у него хватит сил, людей, ресурсов подготовиться к предстоящему политическому сезону? Какую стратегию и тактику выберут навальнисты, чтобы нынешний успех принес им реальные плоды в следующем году?
Есть еще много вопросов, на которые уже в ближайшее время предстоит дать ответы. Так что команда Локтя рано радуется, да и радоваться нечему. Жизнь восьмого сентября не заканчивается. Все еще только начинается.