Каким образом СМИ «поставили под ружье», почему без термина «информационные войны» невозможно понять современные политические процессы и как можно заставить целый народ сменить его национальные ориентиры – попробуем разобраться вместе с политическим психологом, кандидатом психологических наук Наталией Красовской.
– Наталия Рудольфовна, слова «информационная война» предполагают, что речь идет о сражениях на печатных или электронных страницах. Так в какой момент информация становится опасной настолько, что рядом появляется слово «война»?
– На самом деле полем боя для информационных войн является наше с вами сознание. СМИ и другие информационные источники являются только инструментами. Но чтобы во всем этом разобраться, нужно обратиться к первопричинам происходящего. Человечество воевало всегда, на протяжении всей своей истории. И надо понимать, что война – это всегда борьба за власть. Даже если она ведется за ресурсы, то конечная цель – это всегда укрепление власти выигравшего и снижение или утрата власти проигравшим. И здесь все средства хороши: и прямое столкновение, и информационное сопровождение процесса. Подобные действия описывались историками Древней Греции, летописцами времен татаро-монгольского ига, наполеоновских войн. Сейчас мы можем наблюдать аналогичные сочетания – например, вспомним войну Грузии и Южной Осетии с участием России и то, какими информационными атаками эти события сопровождались.
Но прогресс не стоит на месте: развитие технологий привело к тому, что информационные войны начали вестись совершенно самостоятельно, не сопровождая события «горячих войн». Ведь они обходятся нападающей стороне намного дешевле, а главное – побежденный в такой войне отнюдь не чувствует себя проигравшим. Напротив, зачастую испытывает удовлетворение от присоединения в ценностном отношении к «продвинутым» странам.
– То есть информационная война – это война за умы?
– Если все упрощать – именно так. В 90-е годы Юрием Громыко был введен термин «консциентальная война», то есть война с целью изменения сознания. Этот вид войны можно отнести к самым страшным, сопровождающимся реальными человеческими жертвами. Например, при крушении Советского Союза произошло разрушение не только государственной системы, но и идентичности «советский человек». Хлынувшая в пространство масс-медиа пропаганда, которая, с одной стороны, внедряла ценности западного мира, а с другой стороны – очерняла и выкорчевывала ценности, еще сохраняющиеся в сознании россиян, настраивала их против собственной страны, привели к тому, что у огромного числа наших сограждан не смогла сформироваться новая идентичность. Это привело к резкому скачку смертности в связи с обострением психосоматических заболеваний и саморазрушающим поведением (употреблением алкоголя, наркотиков и так далее). Это конкретный пример по сути проигранной на одном временном отрезке информационной войны.
– А с чем России приходится сталкиваться сегодня? Ведутся ли военные действия на информационном поле прямо сейчас?
– Очевидно, что те процессы, которые мы можем наблюдать в настоящее время в медийном и интернет-пространстве – это пример долгоиграющей войны, в процессе которой шаг за шагом производятся атаки на сознание людей, и прежде всего, молодежи. Недавно на конференции в Новосибирске молодой человек лет двадцати в качестве комментария к моему докладу по информационным войнам на территории бывшего СССР с чувством собственной правоты утверждал, что Прибалтика, разрешая парады ветеранов СС никоим образом не поддерживает фашизм. Он был уверен, что таким образом здесь подтверждается нацеленность на борьбу с большевизмом и что ничего плохого в этих парадах нет. Мощнейшая демонстрация разрушения базовых ценностей в головах молодого поколения. И классическая демонстрация работы одного из приемов ведения информационной войны – подмены ценностей.
– А какие еще инструменты есть у «информационных бойцов»?
– «Ползучая радиация» информационных войн – крайне опасное явление. А в свете появления новых технологий, на данный момент активно использующихся в коммерции (например, технологии «подталкивания» к покупкам на основании анализа больших данных и наличия точного поведенческого портрета каждого потребителя товаров и услуг), становится очевидным, что поведенческие войны – это уже не завтрашний день, это день сегодняшний. При правильной организации процесса нападающему удается использовать «в темную» и местные СМИ, и граждан, активно пользующихся соцсетями: их провоцируют распространять – причем зачастую совершенно безвозмездно – фейковую информацию, «любезно» заброшенную в информационное пространство геополитическим противником. И это отнюдь не безобидный процесс. Что происходит, когда день за днем в информационное пространство льется поток утверждений, что в стране все ужасно, и практически никаких сведений со знаком «плюс»? А, вне всякого сомнения, каким бы сложным не было положение в стране, есть как возникающие и застарелые проблемы, так и многочисленные случаи их успешного разрешения, есть какие-то локальные победы.
Так каков результат такого информационного искажения картины? Во-первых, у потребителей информации, и прежде всего – у молодежи, возникает ощущение неприятия действительности, стыда за принадлежность «к такой ужасной стране». Во-вторых, активные граждане либо переходят в категорию оппозиции и участвуют в гражданских протестах, либо стремятся эмигрировать из страны. Пассивные граждане просто перестают строить какие-либо планы на будущее, поскольку «будущего у страны нет». И каких-либо действий, укрепляющих экономику страны, ожидать от них больше не приходится. И это очень серьезное воздействие на будущее развитие страны, то есть мы видим пример долгосрочной работы, направленной на ослабление ее позиций в мире.
– Вы можете дать нашим читателям совет: как не попасть в информационную ловушку?
– Ответ один: включать свое критическое мышление. Фейковые выбросы довольно часто можно вычислить по очень эмоциональному, я бы даже сказала – истеричному тону при очень скромном наборе фактов и явных пробелах в их анализе. Если источник без конца апеллирует к вашим эмоциям, требуя отключить голову – повод задуматься, для чего ему это нужно. Никогда не полагайтесь на один источник информации: ознакомьтесь с разными точками зрения, сравните факты, сделайте выводы самостоятельно. Не бросайтесь репостить модную новость, пока не удостоверитесь в ее подлинности. Бездумное следование навязанной «моде» – это первый шаг к промывке ваших мозгов и, с вашей непосредственной помощью, мозгов других.
Информационные войны. Поле боя – твой мозг
Каким образом СМИ «поставили под ружье», почему без термина «информационные войны» невозможно понять современные политические процессы и как можно заставить целый народ сменить его национальные ориентиры – попробуем разобраться вместе с политическим психологом, кандидатом психологических наук Наталией Красовской.
– Наталия Рудольфовна, слова «информационная война» предполагают, что речь идет о сражениях на печатных или электронных страницах. Так в какой момент информация становится опасной настолько, что рядом появляется слово «война»?
– На самом деле полем боя для информационных войн является наше с вами сознание. СМИ и другие информационные источники являются только инструментами. Но чтобы во всем этом разобраться, нужно обратиться к первопричинам происходящего. Человечество воевало всегда, на протяжении всей своей истории. И надо понимать, что война – это всегда борьба за власть. Даже если она ведется за ресурсы, то конечная цель – это всегда укрепление власти выигравшего и снижение или утрата власти проигравшим. И здесь все средства хороши: и прямое столкновение, и информационное сопровождение процесса. Подобные действия описывались историками Древней Греции, летописцами времен татаро-монгольского ига, наполеоновских войн. Сейчас мы можем наблюдать аналогичные сочетания – например, вспомним войну Грузии и Южной Осетии с участием России и то, какими информационными атаками эти события сопровождались.
Но прогресс не стоит на месте: развитие технологий привело к тому, что информационные войны начали вестись совершенно самостоятельно, не сопровождая события «горячих войн». Ведь они обходятся нападающей стороне намного дешевле, а главное – побежденный в такой войне отнюдь не чувствует себя проигравшим. Напротив, зачастую испытывает удовлетворение от присоединения в ценностном отношении к «продвинутым» странам.
– То есть информационная война – это война за умы?
– Если все упрощать – именно так. В 90-е годы Юрием Громыко был введен термин «консциентальная война», то есть война с целью изменения сознания. Этот вид войны можно отнести к самым страшным, сопровождающимся реальными человеческими жертвами. Например, при крушении Советского Союза произошло разрушение не только государственной системы, но и идентичности «советский человек». Хлынувшая в пространство масс-медиа пропаганда, которая, с одной стороны, внедряла ценности западного мира, а с другой стороны – очерняла и выкорчевывала ценности, еще сохраняющиеся в сознании россиян, настраивала их против собственной страны, привели к тому, что у огромного числа наших сограждан не смогла сформироваться новая идентичность. Это привело к резкому скачку смертности в связи с обострением психосоматических заболеваний и саморазрушающим поведением (употреблением алкоголя, наркотиков и так далее). Это конкретный пример по сути проигранной на одном временном отрезке информационной войны.
– А с чем России приходится сталкиваться сегодня? Ведутся ли военные действия на информационном поле прямо сейчас?
– Очевидно, что те процессы, которые мы можем наблюдать в настоящее время в медийном и интернет-пространстве – это пример долгоиграющей войны, в процессе которой шаг за шагом производятся атаки на сознание людей, и прежде всего, молодежи. Недавно на конференции в Новосибирске молодой человек лет двадцати в качестве комментария к моему докладу по информационным войнам на территории бывшего СССР с чувством собственной правоты утверждал, что Прибалтика, разрешая парады ветеранов СС никоим образом не поддерживает фашизм. Он был уверен, что таким образом здесь подтверждается нацеленность на борьбу с большевизмом и что ничего плохого в этих парадах нет. Мощнейшая демонстрация разрушения базовых ценностей в головах молодого поколения. И классическая демонстрация работы одного из приемов ведения информационной войны – подмены ценностей.
– А какие еще инструменты есть у «информационных бойцов»?
– «Ползучая радиация» информационных войн – крайне опасное явление. А в свете появления новых технологий, на данный момент активно использующихся в коммерции (например, технологии «подталкивания» к покупкам на основании анализа больших данных и наличия точного поведенческого портрета каждого потребителя товаров и услуг), становится очевидным, что поведенческие войны – это уже не завтрашний день, это день сегодняшний. При правильной организации процесса нападающему удается использовать «в темную» и местные СМИ, и граждан, активно пользующихся соцсетями: их провоцируют распространять – причем зачастую совершенно безвозмездно – фейковую информацию, «любезно» заброшенную в информационное пространство геополитическим противником. И это отнюдь не безобидный процесс. Что происходит, когда день за днем в информационное пространство льется поток утверждений, что в стране все ужасно, и практически никаких сведений со знаком «плюс»? А, вне всякого сомнения, каким бы сложным не было положение в стране, есть как возникающие и застарелые проблемы, так и многочисленные случаи их успешного разрешения, есть какие-то локальные победы.
Так каков результат такого информационного искажения картины? Во-первых, у потребителей информации, и прежде всего – у молодежи, возникает ощущение неприятия действительности, стыда за принадлежность «к такой ужасной стране». Во-вторых, активные граждане либо переходят в категорию оппозиции и участвуют в гражданских протестах, либо стремятся эмигрировать из страны. Пассивные граждане просто перестают строить какие-либо планы на будущее, поскольку «будущего у страны нет». И каких-либо действий, укрепляющих экономику страны, ожидать от них больше не приходится. И это очень серьезное воздействие на будущее развитие страны, то есть мы видим пример долгосрочной работы, направленной на ослабление ее позиций в мире.
– Вы можете дать нашим читателям совет: как не попасть в информационную ловушку?
– Ответ один: включать свое критическое мышление. Фейковые выбросы довольно часто можно вычислить по очень эмоциональному, я бы даже сказала – истеричному тону при очень скромном наборе фактов и явных пробелах в их анализе. Если источник без конца апеллирует к вашим эмоциям, требуя отключить голову – повод задуматься, для чего ему это нужно. Никогда не полагайтесь на один источник информации: ознакомьтесь с разными точками зрения, сравните факты, сделайте выводы самостоятельно. Не бросайтесь репостить модную новость, пока не удостоверитесь в ее подлинности. Бездумное следование навязанной «моде» – это первый шаг к промывке ваших мозгов и, с вашей непосредственной помощью, мозгов других.