Согласно данным социологических опросов, мнениям экспертов в последнее время происходят существенные изменения электоральных предпочтений и требований россиян. Граждане акцентируют внимание претендентов на власть на «местных» проблемах. Происходит локализация политической повестки – вопросы, касающиеся повседневной жизни людей, приобретают большое значение, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Анализ повестки накануне выборов представлен Новосибирским филиалом Фонда развития гражданского общества.
Все опросы показывают, что региональный патриотизм или, как его раньше называли, местный патриотизм – это третий по важности фактор для наращивания политических рейтингов, после экономики и социальной сферы. Это обстоятельство должны учитывать те, кто претендует на победу в сентябре 2019 года. Наилучший результат получат те кандидаты, чья программа будет максимально сконцентрирована вокруг развития конкретных районов, входящих в их избирательный округ. Это будет давать наибольший электоральный эффект. Попытки говорить в общем – это вечная ошибка оппозиции.
Политическая повестка приобретает сегодня все более локальный характер. От судьбоносных вопросов, когда даже на муниципальных выборах обсуждалась геополитика, люди в первую очередь переходят к вопросу: а что же в результате этих выборов изменится в моей жизни, непосредственно в том месте, где я живу; что произойдет с моим двором, с остановками общественного транспорта, с общественными пространствами.
В этом контексте можно рассматривать и участившиеся «мусорные протесты». То, что люди все чаще говорят о свалках, о промышленном загрязнении городов, связано не с экологией, это связано со средой обитания. В западной политологии даже ввели термин «экология окружающего пространства». Экология начинает людей волновать только тогда, когда непосредственно в их окно дымит, когда их дети подвергаются риску, находясь на улице. Это всегда было одним из самых раздражающих факторов, мотивирующих на общественные массовые выступления, но сейчас эта тенденция нарастает в связи с тем, что в политических мотивациях людей глобальные темы уступают место повседневным.
Для власти это становится вызовом. Там, где региональные власти считают такие вопросы малозначимыми, возникает эмоциональная реакция граждан, где-то такие вопросы решаются спокойно – для этого есть много процедур: от инструментов цифровой демократии до разговора с людьми. Недовольство граждан и возникновение таких конфликтов не обязательно проявится на выборах, это скажется в первую очередь на уровне социального самочувствия, доверия к региональным властям и будет влиять на политическую стабильность на территории. В любом случае это диссонанс между ожиданиями людей от того, что должны делать чиновники, и тем, что они на самом деле делают.
Ситуация общая для любой демократии: чем более влиятельную политическую силу ты представляешь, чем больше возможностей у твоей партии , тем проще тебе выполнять свои обещания, тем более реализуема твоя программа. Поэтому обещания тех кандидатов, которые представляли «Единую Россию», выполнены в большей степени, так как они находились в большей координации с правительством города, которое возглавляет их товарищ по партии. В Москве, например, у муниципальных депутатов достаточно полномочий для решения тех проблем, которые находятся в их ведении. Но реальных возможностей больше у тех, кто представляет партию, победившую на выборах, или настроен на конструктивное взаимодействие в интересах своих избирателей. Подобная ситуация складывается и в регионах.
Константин Костин об изменениях в запросах избирателей
Согласно данным социологических опросов, мнениям экспертов в последнее время происходят существенные изменения электоральных предпочтений и требований россиян. Граждане акцентируют внимание претендентов на власть на «местных» проблемах. Происходит локализация политической повестки – вопросы, касающиеся повседневной жизни людей, приобретают большое значение, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Анализ повестки накануне выборов представлен Новосибирским филиалом Фонда развития гражданского общества.
Все опросы показывают, что региональный патриотизм или, как его раньше называли, местный патриотизм – это третий по важности фактор для наращивания политических рейтингов, после экономики и социальной сферы. Это обстоятельство должны учитывать те, кто претендует на победу в сентябре 2019 года. Наилучший результат получат те кандидаты, чья программа будет максимально сконцентрирована вокруг развития конкретных районов, входящих в их избирательный округ. Это будет давать наибольший электоральный эффект. Попытки говорить в общем – это вечная ошибка оппозиции.
Политическая повестка приобретает сегодня все более локальный характер. От судьбоносных вопросов, когда даже на муниципальных выборах обсуждалась геополитика, люди в первую очередь переходят к вопросу: а что же в результате этих выборов изменится в моей жизни, непосредственно в том месте, где я живу; что произойдет с моим двором, с остановками общественного транспорта, с общественными пространствами.
В этом контексте можно рассматривать и участившиеся «мусорные протесты». То, что люди все чаще говорят о свалках, о промышленном загрязнении городов, связано не с экологией, это связано со средой обитания. В западной политологии даже ввели термин «экология окружающего пространства». Экология начинает людей волновать только тогда, когда непосредственно в их окно дымит, когда их дети подвергаются риску, находясь на улице. Это всегда было одним из самых раздражающих факторов, мотивирующих на общественные массовые выступления, но сейчас эта тенденция нарастает в связи с тем, что в политических мотивациях людей глобальные темы уступают место повседневным.
Для власти это становится вызовом. Там, где региональные власти считают такие вопросы малозначимыми, возникает эмоциональная реакция граждан, где-то такие вопросы решаются спокойно – для этого есть много процедур: от инструментов цифровой демократии до разговора с людьми. Недовольство граждан и возникновение таких конфликтов не обязательно проявится на выборах, это скажется в первую очередь на уровне социального самочувствия, доверия к региональным властям и будет влиять на политическую стабильность на территории. В любом случае это диссонанс между ожиданиями людей от того, что должны делать чиновники, и тем, что они на самом деле делают.
Ситуация общая для любой демократии: чем более влиятельную политическую силу ты представляешь, чем больше возможностей у твоей партии , тем проще тебе выполнять свои обещания, тем более реализуема твоя программа. Поэтому обещания тех кандидатов, которые представляли «Единую Россию», выполнены в большей степени, так как они находились в большей координации с правительством города, которое возглавляет их товарищ по партии. В Москве, например, у муниципальных депутатов достаточно полномочий для решения тех проблем, которые находятся в их ведении. Но реальных возможностей больше у тех, кто представляет партию, победившую на выборах, или настроен на конструктивное взаимодействие в интересах своих избирателей. Подобная ситуация складывается и в регионах.