Районам Новосибирской области предоставят право самим решать, выбирать или назначать депутатов местных советов. Изменения в закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» поддержал комитет Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.
Законопроект, по которому представительные органы районных советов могут формироваться из руководителей и депутатов сельских поселений, рекомендован к принятию на очередной сессии Заксобрания Новосибирской области. С таким предложением в региональный парламент обратились представители Карасукского района.
Напомним, на данный момент выборы в представительные органы муниципальных образований проходят по системе прямого голосования жителей в 486 из 490 муниципальных образований Новосибирской области. Карасукский районный совет предлагает вариант, по которому представительные органы будут формироваться из глав сельских поселений или депутатов сельсоветов. Председатель Карасукского районного совета Юрий Объедко, выступивший с данной инициативой, полагает, что такая практика показала свою эффективность и жизнеспособность, так как обеспечивает представительство всех поселений района в районном совете и участие поселений в решении вопросов местного значения района. В качестве эксперимента такую систему ввели в Карасукском, Барабинском и Усть-Таркском райсоветах еще в 2015 году. И здесь предлагают эту систему сохранить.
По мнению карасукских депутатов, при действующей системе прямых, тайных, всеобщих выборах депутатов есть некоторые сельсоветы, которые не представлены в районных советах. Они предлагают не отказываться от прямых, всеобщих и тайных выборов представительного органа района, а предоставить дополнительный способ формирования местных советов.
Председатель комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Александр Терепа отметил, что предложенная поправка лежит в русле федерального законодательства. Закон предполагает два варианта формирования представительных органов местного самоуправления районов – либо на основе выборов, либо в форме делегирования глав поселений и представителей депутатского корпуса сельских советов. Эта норма действует с 2014 года.
«В свое время группой депутатов Госдумы РФ было предпринято обращение в Конституционный суд Российской Федерации с целью оценить правомерность второго варианта формирования районных советов. Однако Конституционный суд ничего предосудительного в делегировании в районный совет представителей муниципальных образований не усмотрел», – напомнил Терепа.
По его словам, вопрос главным образом лежит в рамках экономических и социальных реалий. «Быть депутатом районного совета – это не просто несколько раз в год прийти поговорить. Если районный совет не примет бюджет и не утвердит план социально-экономического развития, значит, исполнительная власть не в состоянии будет выполнять свои полномочия, а есть еще и государственные программы области, национальные проекты, решения, принятые на федеральном уровне. Это к слову о важности деятельности районной представительной власти. Между тем, у нас есть как районы с повышенной активностью в формировании органов местного самоуправления, а есть территории, где эти вопросы решаются не просто сложно – очень сложно. Например, скажу, что не все мандаты замещаются в момент выборов, не все представители районного совета могут присутствовать на сессиях, некоторые находят для себя в это время, по их мнению, более полезные занятия», – указал парламентарий.
«Проблема касается органов местного самоуправления в целом. Например, в 2010-2015 годах из 429 глав сельских поселений области 115 глав досрочно сложили с себя полномочия, в том числе 99 – по собственному желанию. 391 глава сельских поселений в принципе не имел необходимой подготовки. Посмотреть предыдущее место работы глав муниципальных образований – это врачи, учителя, бухгалтеры, – несомненно, профессионалы, каждый в своей сфере. Таким образом, формирование органов местного самоуправления – это проблема не столько политическая, сколько социально-экономическая», – заключил Александр Терепа.
Как отметили в Заксобрании региона, необходимо учитывать разнообразие условий в 30 муниципальных районах области. Разная численность населения, различная социальная инфраструктура, уровень экономики, наличие градообразующих предприятий или их отсутствие. В каждом районе – от десятка и более муниципальных образований, а в них от трех до семи – десяти поселений.
«Где-то больше трех тысяч, а где-то 500 жителей едва набираем. Соответственно, и нюансы с формированием, дальнейшим функционированием исполнительных и представительных органов власти. Поэтому мы обязаны создать возможности для их формирования и деятельности из тех вариантов, которые законодательно предусмотрены. То есть, наряду с прямыми, всеобщими тайными выборами представительных органов районов предлагается добавить еще и такой способ, как делегирование. На заседании комитета против этого дополнительного варианта было три голоса. Окончательное решение будет принимать сессия», – добавил Терепа.
«Проектом закона предлагается ввести в районный совет депутатов глав поселений. Но при условии, если глава прошел горнило выборов. Если он назначен конкурсной комиссией, он не имеет права входить в состав районного совета. Второй представитель от поселения – депутат местного совета. Если глава поселения не избран жителями, то помимо квоты, в районный совет выдвигается еще один представитель депутатского корпуса поселения», – пояснил заместитель председателя комитета по Игорь Умербаев.
Депутат заверил, что речь не идет об отмене выборов. В соответствии с проектом закона районы сами определяют способ формирования районных советов. Если решат, что более оптимально представительство – значит, необходимо внести изменения в устав муниципального образования, чему предшествует процедура публичных слушаний. Таким образом, решение будет приниматься не кулуарно, а открыто, с участием всех жителей.
«Мы не отменяем выборы. Мы расширяем рамки возможностей формирования органов местного самоуправления для оптимального представительства поселений», – подчеркнул Игорь Умербаев.
Выбирать или назначать депутатов: решат на местах
Районам Новосибирской области предоставят право самим решать, выбирать или назначать депутатов местных советов. Изменения в закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» поддержал комитет Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.
Законопроект, по которому представительные органы районных советов могут формироваться из руководителей и депутатов сельских поселений, рекомендован к принятию на очередной сессии Заксобрания Новосибирской области. С таким предложением в региональный парламент обратились представители Карасукского района.
Напомним, на данный момент выборы в представительные органы муниципальных образований проходят по системе прямого голосования жителей в 486 из 490 муниципальных образований Новосибирской области. Карасукский районный совет предлагает вариант, по которому представительные органы будут формироваться из глав сельских поселений или депутатов сельсоветов. Председатель Карасукского районного совета Юрий Объедко, выступивший с данной инициативой, полагает, что такая практика показала свою эффективность и жизнеспособность, так как обеспечивает представительство всех поселений района в районном совете и участие поселений в решении вопросов местного значения района. В качестве эксперимента такую систему ввели в Карасукском, Барабинском и Усть-Таркском райсоветах еще в 2015 году. И здесь предлагают эту систему сохранить.
По мнению карасукских депутатов, при действующей системе прямых, тайных, всеобщих выборах депутатов есть некоторые сельсоветы, которые не представлены в районных советах. Они предлагают не отказываться от прямых, всеобщих и тайных выборов представительного органа района, а предоставить дополнительный способ формирования местных советов.
Председатель комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Александр Терепа отметил, что предложенная поправка лежит в русле федерального законодательства. Закон предполагает два варианта формирования представительных органов местного самоуправления районов – либо на основе выборов, либо в форме делегирования глав поселений и представителей депутатского корпуса сельских советов. Эта норма действует с 2014 года.
«В свое время группой депутатов Госдумы РФ было предпринято обращение в Конституционный суд Российской Федерации с целью оценить правомерность второго варианта формирования районных советов. Однако Конституционный суд ничего предосудительного в делегировании в районный совет представителей муниципальных образований не усмотрел», – напомнил Терепа.
По его словам, вопрос главным образом лежит в рамках экономических и социальных реалий. «Быть депутатом районного совета – это не просто несколько раз в год прийти поговорить. Если районный совет не примет бюджет и не утвердит план социально-экономического развития, значит, исполнительная власть не в состоянии будет выполнять свои полномочия, а есть еще и государственные программы области, национальные проекты, решения, принятые на федеральном уровне. Это к слову о важности деятельности районной представительной власти. Между тем, у нас есть как районы с повышенной активностью в формировании органов местного самоуправления, а есть территории, где эти вопросы решаются не просто сложно – очень сложно. Например, скажу, что не все мандаты замещаются в момент выборов, не все представители районного совета могут присутствовать на сессиях, некоторые находят для себя в это время, по их мнению, более полезные занятия», – указал парламентарий.
«Проблема касается органов местного самоуправления в целом. Например, в 2010-2015 годах из 429 глав сельских поселений области 115 глав досрочно сложили с себя полномочия, в том числе 99 – по собственному желанию. 391 глава сельских поселений в принципе не имел необходимой подготовки. Посмотреть предыдущее место работы глав муниципальных образований – это врачи, учителя, бухгалтеры, – несомненно, профессионалы, каждый в своей сфере. Таким образом, формирование органов местного самоуправления – это проблема не столько политическая, сколько социально-экономическая», – заключил Александр Терепа.
Как отметили в Заксобрании региона, необходимо учитывать разнообразие условий в 30 муниципальных районах области. Разная численность населения, различная социальная инфраструктура, уровень экономики, наличие градообразующих предприятий или их отсутствие. В каждом районе – от десятка и более муниципальных образований, а в них от трех до семи – десяти поселений.
«Где-то больше трех тысяч, а где-то 500 жителей едва набираем. Соответственно, и нюансы с формированием, дальнейшим функционированием исполнительных и представительных органов власти. Поэтому мы обязаны создать возможности для их формирования и деятельности из тех вариантов, которые законодательно предусмотрены. То есть, наряду с прямыми, всеобщими тайными выборами представительных органов районов предлагается добавить еще и такой способ, как делегирование. На заседании комитета против этого дополнительного варианта было три голоса. Окончательное решение будет принимать сессия», – добавил Терепа.
«Проектом закона предлагается ввести в районный совет депутатов глав поселений. Но при условии, если глава прошел горнило выборов. Если он назначен конкурсной комиссией, он не имеет права входить в состав районного совета. Второй представитель от поселения – депутат местного совета. Если глава поселения не избран жителями, то помимо квоты, в районный совет выдвигается еще один представитель депутатского корпуса поселения», – пояснил заместитель председателя комитета по Игорь Умербаев.
Депутат заверил, что речь не идет об отмене выборов. В соответствии с проектом закона районы сами определяют способ формирования районных советов. Если решат, что более оптимально представительство – значит, необходимо внести изменения в устав муниципального образования, чему предшествует процедура публичных слушаний. Таким образом, решение будет приниматься не кулуарно, а открыто, с участием всех жителей.
«Мы не отменяем выборы. Мы расширяем рамки возможностей формирования органов местного самоуправления для оптимального представительства поселений», – подчеркнул Игорь Умербаев.