Сибкрай.ru после некоторой правки публикует рассуждения бывшего вице-губернатора, политолога, доктора исторических наук Виктора Козодоя, которыми он поделился с читателями своего аккаунта в социальной сети Facebook, по поводу предстоящих выборов мэра Новосибирска. По его мнению, нет никаких оснований считать, что Анатолий Локоть, заручившись публичной поддержкой губернатора области Андрея Травникова и «условной» Москвы, может уже праздновать победу. Предстоящий электоральный сезон еще преподнесет много неожиданностей, и путь Локтя ко второму сроку не будет тихим и спокойным.
Общая ситуация
Как обычно, в таких случаях надо начинать с анализа общей ситуации. Вот и хочу сказать, что нынешняя ситуация по-своему очень уникальна, да так, как не была многие-многие годы.
Впервые за долгие годы перед выборами мэра у нас нет жесткой «вертикали власти» между областным правительством и мэрией. «Громадные трещины» в отношениях. Кроме того, есть третий «центр притяжения» – Заксобрание области во главе с Андреем Шимкивом, который, в отличие от предшественников, стал настоящим лидером для многих депутатов ЗС, а не просто «креслодержателем». Да и в самом областном правительстве отсутствуют «организационное» и политическое единство, нацеленность на решение единых задач; наблюдается «морально-психологическая» раздробленность. Такое же отсутствие политического единства и в мэрии: внутренняя борьба групп и группировок, заметно усиление противоречий. Добавим к этому смену и «чистку» в областных силовых органах.
Не скрывается возмущение и неприятие пакта «Травников-Локоть» о выборах мэра в широких партийных, элитных и общественных кругах; вполне вероятен тихий саботаж этого решения на фоне «разброда и шатания» в партии «Единая Россия», когда желание «верхов» по неучастию партии в выборах вызывает гнев «низов», в том числе из-за нежелания рядовых партийцев нести моральную ответственность за кулуарность принятого в «верхах» решения. Есть и серьезные проблемы в КПРФ – борьба «стариков» и молодых функционеров.
Нельзя сбрасывать со счетов наличие городских сообществ, имеющих опыт протестной борьбы и ее положительный результат. Другими словами, нет главного для успешного решения поставленной верхам задачи – нет единства власти, нет монолита, что дает серьезный шанс оппонентам. Воспользуется кто-то этим шансом или нет – другой вопрос.
Пакт «Травников-Локоть»: кто «за»
Идет очень много всяческих разговоров, что есть пакт о взаимоподдержке между губернатором и мэром, и этим, мол, все сказано: вопрос закрыт, все будет тихо, и все уже решено. А вот не спешите!
Давайте, дорогие друзья, попробуем все-таки разобраться, чего и как, и, если напрячь лоб, то станет ясно, что все далеко не так и не эдак, а совсем по-другому. Дело было так. Летом перед выборами губернатора удалось договориться с мэром, чтобы он не выдвигался. Взамен он получил обещание, что ему не будут мешать идти на второй срок. Ну и ладно. Для Андрея Травникова это был очень удачный и верный тактический ход, который помог избежать тех проблем и ужасов, которые были в других регионах. Но теперь наступает час «расплаты» и, вроде как, он не против сдержать договоренности.
Но теперь к главному – о тех, кто «за» и «против» этого пакта. «За», прежде всего, сам мэр. Это ему крайне теперь необходимо, так как ситуация у мэра, прямо сказать, сложная. По сравнению с 2014 годом, все принципиально изменилось. Многие старые влиятельные союзники ушли, а новые-то не особо появились. Тут же и проблемы в самой КПРФ, с общественными кругами, в самой мэрии, ворох нерешенных проблем и обещаний и, главное, теперь не он будет спрашивать, а спрос будет с него самого. Соблюдение пакта мэру нужно как воздух.
Скорее всего, пакт нужен губернатору и его самому ближайшему окружению. К Локтю уже привыкли, а что с новым будет – не ясно, да и кто будет? Раз попробовали, все обошлось, было тихо и спокойно, а это главное – чтобы все тихо было, а то еще мэрская кампания может и «раскачать» ситуацию, могут возникнуть и темы нежелательные. Не надо этого. Тут как раз понять их можно.
И, как ни странно, на этом список заинтересованных в пакте практически заканчивается. Если их сосчитать, то наберется 10-20 человек, более-менее заинтересованных, может, чуть больше. А вот кто «против» и почему – это гораздо интересней. Здесь надо очень внимательно посмотреть…
Пакт «Травников-Локоть»: кто «против»
Принципиальным является то, что данный пакт был принят крайне узким кругом управленцев, при этом они не озаботились не только о видимой части – хоть какого-то обсуждения и одобрения (это было полностью проигнорировано), но и более того, никто не озаботился его «продвижением» ни в коммуникативном, ни в политическом пространстве. В результате ни для кого, кроме указанного узкого круга, он не стал «своим», стало быть, никто не считает нужным за него «биться» и продвигать, что и порождает проблемы сейчас. И при определенных условиях может стать вообще большей проблемой. Кого же можно отнести к противникам пакта?
Во-первых, это часть «элит», потому как многие недовольны мэром и хотели бы поучаствовать в «новых раскладах». Теперь же, не спросив, их лишают такой возможности. Возмущает форма принятия пакта: нет обсуждения, согласования интересов – все сделано в режиме «доведения и исполнения», что воспринимается не иначе, как оскорбление и унижение, игнорирование их интересов. Даже если не будет публичного выражения возмущения, не исключено, что эта часть элиты будет оказывать посильное содействие на выборах какому-либо кандидату непублично и уж совсем не будет содействовать реализации пакта.
Возьмем, к примеру, «Единую Россию». Характерно, что никто до сих пор не выступил публично в поддержку данного пакта, кроме рассуждений, что «может, мы пропустим этот цикл». Партийцев возмущает, о чем они активно говорят в кулуарах, келейность при принятии решения из-за чего теряется смысл партийности: если нет участия в выборах, намечается «добровольная» сдача города, нет внятного объяснения того, какие от этого выгоды для партии. Есть опасения, что, пропустив этот цикл, партия ухудшит свои позиции на выборах депутатов в 2020 году – под угрозой уже кровные интересы очень многих членов «ЕР». Все это увеличивает внутреннее напряжение.
Главное, что у многих есть понимание, что добровольное оставление поля боя расчищает поляну для иных кандидатов, и сами они из участников процесса становятся лишь зрителями.
С общественными кругами одновременно все проще и сложнее. Пакт воспринимается ими как «измена и предательство» интересов горожан, попытка лишить граждан права реального выбора. Негатив по мере приближения к сентябрю будет только усиливаться, скорее всего, общественники перейдут к активным формам противодействия (а опыт объединения и консолидации разных сил в Новосибирске имеется), которых в той или иной мере, поддержат временные «союзники» из первой и второй групп (элиты и партийцы). В ходе развития кампании вполне возможен переход от городской повестки к областной, тем более, что у Андрея Травникова заканчивается время «эффекта ожидания» и кредита доверия.
Вполне понятно желание заинтересованных узких «верхов», что бы все прошло тихо, но... Опыт прошлого года сейчас не сработает. Надежда на «авось» и «само растает» опрометчива.
Ошибочно принимать и нынешнее некоторое публичное спокойствие за пассивность населения, которому будто бы все равно, кто будет мэром. Тишина часто бывает обманчивой, особенно в Новосибирске.
Москва за нами? За кем?
Многие рассуждают так: зачем об этом говорить, к чему суета, ведь все решено – Москва определилась, а плетью обуха не перешибить. Но так ли все это, и так ли все «безнадежно»?
Практика последнего времени показывает, что, как правило, и в Москве не работает принцип «одного окна». Не секрет, что есть разные «башни», которые если не конкурируют между собой, то, по крайней мере, находятся в легком соревновательном движении. Если в одном кабинете якобы «все решено», то в другом – вовсе нет. До сих пор нет какого-либо официального заявления, все на уровне предварительного согласования. «Сигналы» оттуда, как раз, и говорят, что ситуация на данный момент именно такова. Да и никто не может гарантировать, что у некоторых потенциальных кандидатов могут быть и есть «свои ходы» в иные кабинеты и личные связи с влиятельными лицами, в чем мы опять-таки не раз убеждались. Даже называют сроки, что ничего не решено, а вернутся к обсуждению в апреле-мае.
Опять-таки практика показывает, что в зависимости от развивающейся ситуации (а она вполне может измениться) «окончательно принятые решения» часто подлежат корректировке и, порой, на прямо противоположные. Мы это наблюдали сами в вопросе о росте тарифов на 15%.
История выборов прошлого года показала, что «принятые решения» пошли далеко не по плану – Приморье, Хабаровск, Хакасия, Владимир. Хоть и были задействованы все возможные ресурсы, и все было «решено» заранее. К тому же, осенью этого года будут более значимые выборы губернаторов и ЗС в десятках регионов, на фоне которых менее значимые наши выборы мэра просто отойдут на второй план. Да и вообще, никто не может исключать, что кто-нибудь из членов «ЕР» вполне официально и в соответствии с уставом начнет требовать проведения праймериз.
Все это говорит о том, что «окно возможностей» далеко не закрыто. Думаю, в ближайшее время мы сможем наблюдать, воспользуются этими возможностями или нет. Говорить, что «все решено», – крайне преждевременно.
Пока я писал эти строки, в серьезных телеграм-каналах активно пошла информация, о несуразности пакта «Травников-Локоть». Как говорится, пошла вода в хату.
Ничего не предрешено!
Прежде чем перейти к рассмотрению «расклада сил», необходимо обратить внимание на еще один важный момент. Сторонники версии, что «все решено» и «не за чем суетиться», указывая на якобы незыблемость пакта «Травников-Локоть», забывают про то, что выборы мэра будут проходить не в вакууме, не на острове, а в конкретной общественно-политической ситуации. Новосибирскую ситуацию нельзя рассматривать в отрыве от общероссийской, которая сама по себе может оказать существенное влияние как на ход выборов, так и на их исход.
В Единый день голосования, 8 сентября, в целом по стране будут проходить 57 крупных выборных кампаний, которые находятся под «контролем Москвы». Возникает элементарный вопрос: а хватит ли вообще сил и средств держать под контролем такую махину, с учетом общей складывающейся ситуации? Тем более что множество выборов гораздо более значимы, чем выборы мэра Новосибирска. Из них 18 – выборы глав субъектов ( губернаторов), 13 – выборы в местные парламенты. Цена вопроса мэрских выборов в политическом смысле значительно ниже, и они легко могут стать предметом торга, «размена», исключать этот вариант просто нельзя.
Еще один фактор – это общее «ухудшение ситуации». Падение рейтингов федеральной власти, падение реальных доходов населения, негатив к парламентским партиям, высокий потенциал протестных настроений. Реального резкого улучшения общей ситуации к осени этого года ожидать не приходится. Отсутствие реальных протестных действий на данный момент не должно вводить в заблуждение – они могут быть в такой ситуации спровоцированы в любой момент, в первую очередь, неадекватными действиями самих властей, что мы уже наблюдали у себя. Подобные протестные действия для многих во власти почему-то всегда происходят «вдруг» и «внезапно» и могут иметь как городскую, так и областную повестку. Тем более что выводов особо никто не делает, предпочитая проживать в мире «иллюзий», в искусственно созданном комфортном виртуальном мире. В связи с тем, что в области имеется целый ряд старых, но не решенных и не решаемых ныне проблем, то и у нас эта вероятность вполне высока, тем более что Новосибирск долгое время входит в список городов-лидеров по протестным настроениям.
Таким образом, предстоящие мэрские выборы, с учетом общего фона, рано считать предрешенными.