Законодательное собрание Новосибирской области приступило к работе над поправками к законопроекту о госсобственности. Законопроект собираются вынести на сессию в конце июня для принятия во втором чтении. Депутаты отмечают, что работа идет в нормальном режиме, поправки обсуждаются.
Очередное плановое совещание по проекту закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» прошло в Заксобрании 22 мая. Знаковый для региона законопроект будет вынесен для окончательного утверждения на июньскую сессию регионального парламента, уверены парламентарии.
В Законодательном собрании региона сообщили, что к представленному на апрельской сессии законопроекту поступило 14 поправок – от депутатского корпуса, прокуратуры региона и областного правительства. Напомним, то разработке законопроекта предшествовало несколько крупных скандалов, связанных с управлением госсобственностью и концессиями. Последний из них – нарушения, выявленные в работе «Биотехнопарка». Поправки к законопроекту были внесены в положенный срок – до 17 мая.
«То, что эти поправки поступили, говорит о том, что работа над законопроектом идет глобально. Идет обсуждение со всеми участниками – представителями прокуратуры, представителями правительства, депутатами Заксобрания. Кстати, хочу отметить, что сейчас в работе над стратегией социально-экономического развития Новосибирской области также учитывается необходимость разработки и создания концепции по направлениям работы с имуществом и все, над чем мы работаем (я имею в виду в среднесрочный и краткосрочный период) ляжет в основу стратегии на долгосрочный период. Это как раз раздел, который касается имущественного комплекса и работы по распоряжению с имущественным комплексом Новосибирской области, – отметила депутат Ирина Диденко. – Я бы не хотела сейчас вдаваться и комментировать суть этих поправок, потому что работа еще идет. Мы их обсуждаем и, безусловно, мы найдем компромиссы, которые будут устраивать всех, но сегодня хотелось бы сказать, что поправок, которые говорили бы о противоречии федеральному законодательству – их сегодня нет. Пока это просто набор мнений, которые необходимо обсудить и прийти к единому решению, которое, действительно, будет удовлетворять все стороны и идти на благо Новосибирской области».
Напомним, что при разработке законопроекта депутаты тщательно изучали аналогичный опыт в других регионах. Необходимость такого документа признавал и временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Он поддержал идею законопроекта, заявив, что это «действительно важно, с одной стороны – для дополнительного контроля, с другой – для будущих гарантий».
Добавим, что интерес ходу обсуждения законопроекта ранее подогрели некоторые региональные СМИ. Зампред комитета по бюджету регионального парламента Валентин Сичкарев, пояснил, что внесенные прокуратурой и правительством поправки во многом не совпадают с представленными новеллами в первом варианте законопроекта.
Законодатель конкретизировал, что тезис «согласования» проектов решений по концессиям, против которого выступила прокуратура, может быть почти без изменения сути самого процесса заменен на «рассмотрение» Законодательным собранием перед окончательным утверждением.
«Так же как мы ранее поступали с госпрограммами, мы можем вполне найти компромисс, и такое решение, я думаю, всех устроит, потому что принципиальная позиция и исполнительной и законодательной власти, она всегда была в том, что мы готовы вместе концессионные соглашения рассматривать еще до их подписания», – объяснил Сичкарев.
То же касается детализации процесса согласования решений по управлению и распоряжению собственностью. «Техническое исполнение этой нормы грозит тем, что рабочей группе, а то и сессии, придется собираться чуть ли не каждый день, чтобы согласовывать приобретение или отчуждение, например, движимого имущества у всех учреждений, а их в сотни. Это просто технически нереально, и депутаты говорят, что надо найти разумную какую-то границу, например, что мы согласовываем на сумму больше десяти миллионов рублей», – указал депутат.
«Я считаю, что это совершенно рабочие моменты, которые всегда возникают при доработке положений законодательства, причем моменты обсуждаемые совместно и конструктивно. Это происходит сегодня. При разработке закона, при согласовании его концепции с правительством мы сразу говорили, что будет требоваться долгая совместная работа по отработке положений закона, - заметил Валентин Сичкарев. - Почему и кто пытается преподнести это как разгорающийся конфликт между депутатами и правительством региона, я не хотел бы комментировать, время все расставит по местам… Странно только, что смелость заявлений о политическом противостоянии берут на себя так называемые политологи, проживающие даже в других регионах».
Спикер Заксобрания Андрей Шимкив, заявлявший ранее о причинах, побудивших депутатов взяться за разработку этого законопроекта и призывавший не искать в таком решении политики, жестко отреагировал на нагнетание ситуации вокруг нового закона.
«Слушайте, ну выборы еще не начались, а нас уже всех поделили на белых и на красных. Работать надо, а не болтать. Или хотя бы матчасть учить. Поизучайте, как проходит обсуждение поправок к бюджету. Их порядка 300 в этом году было. Обсудили, договорились. Уверяю вас – с 14 поправками мы точно справимся. Клин между Заксобранием и правительством вбить не получится», – заявил Шимкив.
Один из разработчиков законопроекта, заместитель председателя бюджетного комитета регионального парламента Ирина Диденко уверена, что никаких существенных противоречий по окончательному принятию законопроекта нет. «Депутаты в своих комментариях законопроекта всегда акцентировали, что речь идет не о полномочиях, речь идет о создании новой системы, которая будет, во-первых, основана на базе имеющегося имущества, чтобы вообще понимать, что у нас есть, какое имущество... Кстати, одним из нововведений, которое предлагается, и обсуждается необходимость включения в этот общий реестр объектов незавершенного строительства – они тоже являются, по сути, имущественным комплексом. Речь идет о том, как мы это можем использовать для того, чтобы наращивать наш экономический и социальный потенциал. Что нужно делать с этим имуществом – достраивать? Консервировать? Использовать для реализации инвестиционных проектов? Эти вещи тоже сейчас обсуждаются. То есть у нас очень много нововведений, которые планируется внести, и которые будут, по сути, улучшать ситуацию в работе с имуществом. Но еще раз подчеркиваю, это не закон о полномочиях – это закон о порядке управления и распоряжения госсобственностью и именно системность, которую мы сегодня включаем в этот закон, которой нет на сегодняшний день в существующем законодательстве», – заметила Диденко.
Напомним, действующий региональный закон об управлении и распоряжении работает без кардинальных изменений с 2001 года. В нем были пробелы, на которые неоднократно указывала Контрольно-счетная палата региона. В частности, речь идет о несовершенстве механизма управления акциями акционерных обществ, созданных не в процессе приватизации, или нарушениях в порядке передачи областного имущества в аренду, безвозмездное использование, согласовании крупных сделок, несоблюдении порядок ведения реестра областной собственности.