Социологи «расспросили» альтернативную часть российского электората – ту часть избирателей, которая пойдет на президентские выборы, но проголосует не за Путина. Такого, «не путинского» электората, в России оказалось 25%. Небольшой сенсацией оказалось то, что Владимир Жириновский в предпочтениях избирателей обогнал Геннадия Зюганова, заняв второе место.
Согласно результатам опроса исследовательского холдинга «Ромир», голоса между альтернативными кандидатами распределились следующим образом. За Владимира Жириновского готовы голосовать 8% россиян, за Геннадия Зюганова – 7%. Алексею Навальному уйдут 3% голосов, по 2% получат Сергей Миронов, Ксения Собчак и Григорий Явлинский. Удальцова, Гудкова и Касьянова выбрали менее 1%. И еще 1% голосов избиратели готовы отдать «другому кандидату».
На вопрос, почему вы поддерживаете именно этого кандидата, наиболее распространенными ответами стали: он правдивый, честный, добросовестный – 15%, умный – 12%, он против коррупции и против олигархов – 12%. Каждый десятый респондент (10%) также ответил, что просто разделяет позицию выбранного кандидата.
Как выяснилось, согласия в рядах альтернативного электората нет и выдвижение единственного оппозиционного кандидата невозможно. Об этом можно судить на анализе показателей антирейтинга. Чемпионкой по «нелюбви» избирателей оказалась Ксения Собчак – о недоверии которой заявили 64% респондентов. Треть респондентов (33%) отказались бы голосовать за Алексея Навального. По 23% респондентов высказались против Сергея Удальцова и Владимира Жириновского. Против Михаила Касьянова выступили 21% опрошенных и 20% – против Григория Явлинского. Менее всего противников оказалось у Геннадия Зюганова – 14%, сообщает «Ромир».
Как видно, сенсации не случилось, и подавляющее число россиян по-прежнему поддерживают действующего президента Владимира Путина. Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что «исходя из этого перед штабами кандидатов будут стоять разные задачи».
«Главной задачей штаба основного кандидата станет выстраивание работы с базовым электоратом, а борьба за второстепенный электорат, то есть те самые 8% неопределившихся, не является приоритетом», – продолжает Костин. По его словам, как показывает практика, половина всех неопределившихся всегда в итоге голосуют за основного кандидата. Для оппонентов Путина борьба за неопределившихся, наоборот, критически важна. Например, исход борьбы за второе место между Жириновским и Зюгановым решат как раз неопределившиеся, уверен эксперт. То же самое касается и Собчак – ее базовый электорат составляет 2%, следовательно, для того, чтобы выйти за эти рамки, телеведущей нужно привлечь на свою сторону как можно большую часть «ситуативного электората». «Если говорить о Навальном, то цифры показывают, что попытки сильно заранее начать кампанию и ставка на скандальную медийность не привели к серьезному для него политическому результату», – полагает Костин.
В списке проблем, которые избиратели потребуют решить от будущего президента, согласно материалам исследования, на первом месте – низкие зарплаты и пенсии (26%), коррупция (19%), низкое качество жизни (14%). «Однако здесь важно обратить внимание на то, что люди не просто фиксируют достаточно низкий уровень жизни, но усматривают причинно-следственные связи между ним и коррупцией, тяжелой экономической ситуацией в стране, о чем заявили 10%, – рассуждает руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук Константин Антонов. – Люди не просто ждут от власти чуда, они анализируют ситуацию, следят за дискуссиями экономистов, научились оценивать принимаемые управленческие решения, и на этом основании делают вывод: нужны изменения в подходах к управлению государством, регионом, муниципальным образованием».
По словам Константина Антонова, в ходе летнего опроса жителей Новосибирска, новосибирским социологам стало ясно, что горожане прекрасно осведомлены о действиях власти, СМИ и социальные сети предоставляют исчерпывающую информацию об их решениях, экспертные оценки. «Горожане становятся не простыми потребителями информации, они сами ее продуцируют, высказывая собственные, достаточно аргументированные суждения, – продолжает Антонов. – А региональные и муниципальные власти делают вид, что никто ничего не заметит, что, как и прежде, они сделают то, о чем договорятся в закрытых кабинетах друг с другом, а народ, мол, все примет, как есть».
По словам социолога, «оттянуть» голоса у Путина, обвинив его в том, что в квартире холодно, а дорогу не заасфальтировали, сейчас уже не удастся. «Люди научились прекрасно разбираться в том, у какого уровня власти какие полномочия, какой кто эффективный управленец, а кто – нет. Кто говорит о реальных вещах, а кто просто-напросто наживает себе политический капитал, постоянно эксплуатируя одну и ту же тему», – считает Антонов.
Это еще раз подтверждает один из выводов доклада ФоРГО «Путинское большинство накануне большого избирательного цикла», представленного в сентябре 2017 года: для среднестатистического россиянина оказалась практически безразличной повестка федерального уровня, которой озабочено большинство кандидатов, поддерживаемых «альтернативным» электоратом.
«Уровень интереса широкой аудитории к социально-экономическим событиям государственного масштаба – относительно низкий, а к внутриполитической и партийной тематике и вовсе стремящийся к нулю», – отмечалось в докладе. Больше всего людей интересуют проблемы на городском и региональном уровне – те, которые они обсуждают в пабликах социальных сетей, на работе, в кругу семьи. Но это не значит, что внешнеполитическая повестка или проблемы социально-экономического развития России на президентских выборах будут проигнорированы.
«Дело в том, что «путинское большинство» потому и оказывает доверие своему лидеру, что ему удается объяснить связь между этими уровнями проблем: чтобы в России была сильная экономика, нужно защитить государственный суверенитет, а не будет сильной экономики – вряд ли стоит ожидать быстрого решения крупных проблем на местах. И наоборот, Путин публично реагирует на попытки местных начальников игнорировать мнение общественности и экспертного сообщества. Требуя от чиновников опираться на это мнение, активнее привлекать граждан к решению местных проблем, потому что из Москвы, конечно, много видно, но далеко не все», – говорит Константин Антонов.
Президентские выборы-2018: кто, если не Путин
Социологи «расспросили» альтернативную часть российского электората – ту часть избирателей, которая пойдет на президентские выборы, но проголосует не за Путина. Такого, «не путинского» электората, в России оказалось 25%. Небольшой сенсацией оказалось то, что Владимир Жириновский в предпочтениях избирателей обогнал Геннадия Зюганова, заняв второе место.
Согласно результатам опроса исследовательского холдинга «Ромир», голоса между альтернативными кандидатами распределились следующим образом. За Владимира Жириновского готовы голосовать 8% россиян, за Геннадия Зюганова – 7%. Алексею Навальному уйдут 3% голосов, по 2% получат Сергей Миронов, Ксения Собчак и Григорий Явлинский. Удальцова, Гудкова и Касьянова выбрали менее 1%. И еще 1% голосов избиратели готовы отдать «другому кандидату».
На вопрос, почему вы поддерживаете именно этого кандидата, наиболее распространенными ответами стали: он правдивый, честный, добросовестный – 15%, умный – 12%, он против коррупции и против олигархов – 12%. Каждый десятый респондент (10%) также ответил, что просто разделяет позицию выбранного кандидата.
Как выяснилось, согласия в рядах альтернативного электората нет и выдвижение единственного оппозиционного кандидата невозможно. Об этом можно судить на анализе показателей антирейтинга. Чемпионкой по «нелюбви» избирателей оказалась Ксения Собчак – о недоверии которой заявили 64% респондентов. Треть респондентов (33%) отказались бы голосовать за Алексея Навального. По 23% респондентов высказались против Сергея Удальцова и Владимира Жириновского. Против Михаила Касьянова выступили 21% опрошенных и 20% – против Григория Явлинского. Менее всего противников оказалось у Геннадия Зюганова – 14%, сообщает «Ромир».
Как видно, сенсации не случилось, и подавляющее число россиян по-прежнему поддерживают действующего президента Владимира Путина. Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что «исходя из этого перед штабами кандидатов будут стоять разные задачи».
«Главной задачей штаба основного кандидата станет выстраивание работы с базовым электоратом, а борьба за второстепенный электорат, то есть те самые 8% неопределившихся, не является приоритетом», – продолжает Костин. По его словам, как показывает практика, половина всех неопределившихся всегда в итоге голосуют за основного кандидата. Для оппонентов Путина борьба за неопределившихся, наоборот, критически важна. Например, исход борьбы за второе место между Жириновским и Зюгановым решат как раз неопределившиеся, уверен эксперт. То же самое касается и Собчак – ее базовый электорат составляет 2%, следовательно, для того, чтобы выйти за эти рамки, телеведущей нужно привлечь на свою сторону как можно большую часть «ситуативного электората». «Если говорить о Навальном, то цифры показывают, что попытки сильно заранее начать кампанию и ставка на скандальную медийность не привели к серьезному для него политическому результату», – полагает Костин.
В списке проблем, которые избиратели потребуют решить от будущего президента, согласно материалам исследования, на первом месте – низкие зарплаты и пенсии (26%), коррупция (19%), низкое качество жизни (14%). «Однако здесь важно обратить внимание на то, что люди не просто фиксируют достаточно низкий уровень жизни, но усматривают причинно-следственные связи между ним и коррупцией, тяжелой экономической ситуацией в стране, о чем заявили 10%, – рассуждает руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук Константин Антонов. – Люди не просто ждут от власти чуда, они анализируют ситуацию, следят за дискуссиями экономистов, научились оценивать принимаемые управленческие решения, и на этом основании делают вывод: нужны изменения в подходах к управлению государством, регионом, муниципальным образованием».
По словам Константина Антонова, в ходе летнего опроса жителей Новосибирска, новосибирским социологам стало ясно, что горожане прекрасно осведомлены о действиях власти, СМИ и социальные сети предоставляют исчерпывающую информацию об их решениях, экспертные оценки. «Горожане становятся не простыми потребителями информации, они сами ее продуцируют, высказывая собственные, достаточно аргументированные суждения, – продолжает Антонов. – А региональные и муниципальные власти делают вид, что никто ничего не заметит, что, как и прежде, они сделают то, о чем договорятся в закрытых кабинетах друг с другом, а народ, мол, все примет, как есть».
По словам социолога, «оттянуть» голоса у Путина, обвинив его в том, что в квартире холодно, а дорогу не заасфальтировали, сейчас уже не удастся. «Люди научились прекрасно разбираться в том, у какого уровня власти какие полномочия, какой кто эффективный управленец, а кто – нет. Кто говорит о реальных вещах, а кто просто-напросто наживает себе политический капитал, постоянно эксплуатируя одну и ту же тему», – считает Антонов.
Это еще раз подтверждает один из выводов доклада ФоРГО «Путинское большинство накануне большого избирательного цикла», представленного в сентябре 2017 года: для среднестатистического россиянина оказалась практически безразличной повестка федерального уровня, которой озабочено большинство кандидатов, поддерживаемых «альтернативным» электоратом.
«Уровень интереса широкой аудитории к социально-экономическим событиям государственного масштаба – относительно низкий, а к внутриполитической и партийной тематике и вовсе стремящийся к нулю», – отмечалось в докладе. Больше всего людей интересуют проблемы на городском и региональном уровне – те, которые они обсуждают в пабликах социальных сетей, на работе, в кругу семьи. Но это не значит, что внешнеполитическая повестка или проблемы социально-экономического развития России на президентских выборах будут проигнорированы.
«Дело в том, что «путинское большинство» потому и оказывает доверие своему лидеру, что ему удается объяснить связь между этими уровнями проблем: чтобы в России была сильная экономика, нужно защитить государственный суверенитет, а не будет сильной экономики – вряд ли стоит ожидать быстрого решения крупных проблем на местах. И наоборот, Путин публично реагирует на попытки местных начальников игнорировать мнение общественности и экспертного сообщества. Требуя от чиновников опираться на это мнение, активнее привлекать граждан к решению местных проблем, потому что из Москвы, конечно, много видно, но далеко не все», – говорит Константин Антонов.