Лента новостей

Все новости

Популярное

Мэр Локоть попросил отдать городам долю «областных» налогов

 

Мэр Локоть попросил отдать городам долю «областных» налогов

Глава Новосибирска Анатолий Локоть предложил федеральным властям перераспределить налоговые доходы в пользу муниципалитетов. Он указал, что такое города, как столица Сибири, лишены возможности для нормального развития. Свои предложения он высказал с трибуны Красноярского экономического форума.

Проблема финансовой обеспеченности местных бюджетов актуальна для всех муниципалитетов. В 2017 году более 70% расходов бюджета Новосибирска пойдут на сферу образования и социальную политику. Это та самая «социалка», которую невозможно сбросить со счетов, эти обязательства город должен выполнять в любом случае. На все остальное городское хозяйство остается меньше 30% бюджетных денег. При этом депутаты новосибирского Горсовета  пятого созыва получили  более 4,5 тысячи наказов от жителей. Две трети наказов – про элементарное благоустройство: это просьбы решить проблемы с внутриквартальными проездами, установить детские и спортивные городки, отремонтировать дороги и  организовать нормальное освещение улиц.  На их воплощение в ближайшие пять дет, по подсчетам мэрии, необходимо 65,7 миллиарда рублей. При этом доходы новосибирского бюджета – около 36 миллиардов, а бюджет развития, то есть деньги, которыми город волен распоряжаться помимо федеральных программ, всего 900 миллионов рублей в год.

Проблему такой несбалансированности муниципальных бюджетов сегодня призваны решать федеральные программы. Однако полная зависимость в этом вопросе от федерального центра и регионального бюджета лишает муниципалитеты стимулов. Так, например, в 2016 году из всех налогов, собранных на территории Новосибирска, в федеральный бюджет было направлено больше трети, еще 54% (почти 65 миллиардов рублей) «ушло» в область, а самой столице региона досталось лишь 14% – 17 миллиардов рублей.

Часть денег «возвращается» муниципалитетам по федеральным программам, участие в которых остается, пожалуй, пока единственным действенным инструментом развития для городов. За последние два года Новосибирск стал одним из первых участников нескольких приоритетных федеральных программ – по развитию комфортной городской среды и социальной инфраструктуры, по созданию безопасных и качественных дорог. Но, как отметил Анатолий Локоть в своем выступлении на Красноярском экономическом форуме, федеральные программы не решают проблемы стратегического развития и дальнейшей поддержки создаваемых муниципалитетами изменений. 

«Мы рады и благодарны, что на федеральном уровне слышат проблемы муниципалитетов. Но негибкость программ отрицательно влияет на долговечность улучшений.  Это общее уязвимое место государственной политики, – высказался Локоть. – Дисбаланс усиливается, особенно остро это ощущается в крупных городах – таких, как Новосибирск. Нельзя строить жизнь города с населением 1,6 миллиона человек, планируя его развитие только от одной федеральной программы до другой. Допустим, детские сады – они построены по федеральной программе, но никто не говорит о том, какой нагрузкой ложится на муниципалитеты содержание новых зданий и оплата труда новых сотрудников. Следующий этап, который мы уже начали – строительство школ. В этом году в Новосибирске школьников стало больше на девять тысяч, и каждый год мы наблюдаем прирост на тысячи человек. При этом количество мест в строящихся по федеральной программе школах в разы отстает от реальной потребности».

Подобная ситуация сложилась во множестве других сфер жизни городов. Например, с расселением ветхого и аварийного жилья. «Когда Москва объявила о планах расселять панельные дома в пять и девять этажей, у многих это вызвало, мягко говоря, удивление. Вся Россия живет в хрущевках. А в Новосибирске мы еще расселяем бараки довоенного времени. Это общая проблема для многих сибирских городов. Мы слышим о планах вложить гигантские средства в расселение столичных хрущевок, а в это же время у муниципалитетов России не хватает средств на полуразвалившиеся дома. Жителей очень тревожит, когда у них на глазах увеличивается финансовая пропасть между центром и нашими муниципалитетами», – отметил Локоть.

Мэр Новосибирска уже выходил с инициативой продления соответствующей федеральной программы, она была поддержана депутатами Горсовета и Законодательного собрания региона. В городе 1,5 тысячи домов с износом выше 60%, из которых 201 дом признан ветхим и аварийным (причем большая часть из них признавалась ветхой и аварийной уже после 2012 года, в федеральную программу эти дома не попали). Денег в бюджете города на них нет. В этом году на расселение будет направлено 365 миллионов рублей консолидированного бюджета. Однако проблема гораздо шире.

Бюджеты муниципалитетов России оказались несбалансированы, возможности по увеличению доходов минимальны, уменьшаются поступления по неналоговым доходам, увеличивается разрыв между доходами и закрепленными расходными обязательствами, отметил Анатолий Локоть. Стимулировать города развиваться, как озвучил Локоть на сессии Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в рамках Красноярского экономического форума, можно было бы с помощью перераспределения налоговых доходов между разными уровнями бюджета – федеральным, региональным, муниципальным – в пользу городов.

Сейчас подавляющее большинство налогоплательщиков Новосибирской области работают на территории Новосибирска. При этом существующая система распределения налоговых доходов между бюджетами не стимулирует муниципалитет работать с предприятиями. Более того – демотивирует. Для города один из главных источников доходов – это НДФЛ (в общем объеме бюджета Новосибирска доля НДФЛ в 2016 году составила 31%, в налоговых доходах – 68%). Несмотря на кризис в экономике, доходы населения несколько выросли, что увеличивает объем и долю налога, собираемого на территориях городских округов. Но при этом в 2014 году было проведено перераспределение НДФЛ в пользу регионального бюджета.

«Мое предложение – выступить с инициативой по расширению доходной части муниципальных бюджетов  за счет увеличения отчисления НДФЛ. Я обсуждал эту тему с заместителем министра финансов. На уровне министерства есть понимание этой проблемы, они готовы пойти на пересмотр налоговых поступлений в бюджеты, если муниципалитеты, в свою очередь, примут на себя определенные расходные обязательства.  Думаю, имеет смысл обсуждать этот вопрос», – рассказал Локоть.

Второе предложение, которое озвучил Анатолий Локоть, – поддержать инициативу Новосибирска о закреплении за бюджетами крупных городов доли от прибыли предприятий.  «Муниципалитет старается стимулировать рост производства, но фактически сейчас городской бюджет заинтересован в сохранении ручного труда, а не в инновациях, – подчеркивает мэр Новосибирска. – Ведь инновации не увеличивают число рабочих мест, а сказываются на прибыльности предприятий, тогда как муниципалитеты, согласно федеральному законодательству, не получают поступлений от сборов налога на прибыль».

Помимо дисбаланса в бюджетной политике муниципалитеты стали заложниками нерационального распределения полномочий между уровнями власти, считает глава администрации Новосибирска. Так, например, город обязан благоустраивать дворы, но не имеет права наказывать нарушителей за ущерб, который они наносят благоустроенным территориям. В частности, за парковку на газонах и детских площадках. Муниципалитет не может устанавливать штрафы для автовладельцев, это полномочия федеральной власти и КоАП РФ. Однако в КоАП РФ не предусмотрена ответственность за такие нарушения. Поэтому, даже если дворы превращаются в беспорядочную парковку, сегодня сделать с этим практически ничего нельзя.

Город также обязан содержать и развивать улично-дорожную сеть и транспортную систему. Но при этом дорожные штрафы на 100% зачисляются в бюджет региона, как и транспортный налог, а это около миллиарда рублей в год. Ориентировочно, 70% этих поступлений в регион дает Новосибирск. В связи с этим были озвучены еще два предложения – муниципалитетам совместно проработать вопрос и выступить с инициативой по внесению изменений в федеральное законодательство: установить нормы, дающие право муниципалитетам привлекать нарушителей к административной ответственности за парковку в неположенных местах. Второе – внести поправки в Бюджетный кодекс в части установления нормативов распределения по штрафам МВД за нарушение правил дорожного движения: оставить городам часть этих поступлений на развитие дорожно-транспортной сети.

Для решения проблем градостроительства, благоустройства, транспортной сферы городов не годятся меры косметического характера. Делая такой вывод, мэр Анатолий Локоть подчеркнул: устойчивость местных бюджетов должна быть возведена в ранг приоритета финансовой политики России.

Глава Новосибирска Анатолий Локоть предложил федеральным властям перераспределить налоговые доходы в пользу муниципалитетов. Он указал, что такое города, как столица Сибири, лишены возможности для нормального развития. Свои предложения он высказал с трибуны Красноярского экономического форума.

Проблема финансовой обеспеченности местных бюджетов актуальна для всех муниципалитетов. В 2017 году более 70% расходов бюджета Новосибирска пойдут на сферу образования и социальную политику. Это та самая «социалка», которую невозможно сбросить со счетов, эти обязательства город должен выполнять в любом случае. На все остальное городское хозяйство остается меньше 30% бюджетных денег. При этом депутаты новосибирского Горсовета  пятого созыва получили  более 4,5 тысячи наказов от жителей. Две трети наказов – про элементарное благоустройство: это просьбы решить проблемы с внутриквартальными проездами, установить детские и спортивные городки, отремонтировать дороги и  организовать нормальное освещение улиц.  На их воплощение в ближайшие пять дет, по подсчетам мэрии, необходимо 65,7 миллиарда рублей. При этом доходы новосибирского бюджета – около 36 миллиардов, а бюджет развития, то есть деньги, которыми город волен распоряжаться помимо федеральных программ, всего 900 миллионов рублей в год.

Проблему такой несбалансированности муниципальных бюджетов сегодня призваны решать федеральные программы. Однако полная зависимость в этом вопросе от федерального центра и регионального бюджета лишает муниципалитеты стимулов. Так, например, в 2016 году из всех налогов, собранных на территории Новосибирска, в федеральный бюджет было направлено больше трети, еще 54% (почти 65 миллиардов рублей) «ушло» в область, а самой столице региона досталось лишь 14% – 17 миллиардов рублей.

Часть денег «возвращается» муниципалитетам по федеральным программам, участие в которых остается, пожалуй, пока единственным действенным инструментом развития для городов. За последние два года Новосибирск стал одним из первых участников нескольких приоритетных федеральных программ – по развитию комфортной городской среды и социальной инфраструктуры, по созданию безопасных и качественных дорог. Но, как отметил Анатолий Локоть в своем выступлении на Красноярском экономическом форуме, федеральные программы не решают проблемы стратегического развития и дальнейшей поддержки создаваемых муниципалитетами изменений. 

«Мы рады и благодарны, что на федеральном уровне слышат проблемы муниципалитетов. Но негибкость программ отрицательно влияет на долговечность улучшений.  Это общее уязвимое место государственной политики, – высказался Локоть. – Дисбаланс усиливается, особенно остро это ощущается в крупных городах – таких, как Новосибирск. Нельзя строить жизнь города с населением 1,6 миллиона человек, планируя его развитие только от одной федеральной программы до другой. Допустим, детские сады – они построены по федеральной программе, но никто не говорит о том, какой нагрузкой ложится на муниципалитеты содержание новых зданий и оплата труда новых сотрудников. Следующий этап, который мы уже начали – строительство школ. В этом году в Новосибирске школьников стало больше на девять тысяч, и каждый год мы наблюдаем прирост на тысячи человек. При этом количество мест в строящихся по федеральной программе школах в разы отстает от реальной потребности».

Подобная ситуация сложилась во множестве других сфер жизни городов. Например, с расселением ветхого и аварийного жилья. «Когда Москва объявила о планах расселять панельные дома в пять и девять этажей, у многих это вызвало, мягко говоря, удивление. Вся Россия живет в хрущевках. А в Новосибирске мы еще расселяем бараки довоенного времени. Это общая проблема для многих сибирских городов. Мы слышим о планах вложить гигантские средства в расселение столичных хрущевок, а в это же время у муниципалитетов России не хватает средств на полуразвалившиеся дома. Жителей очень тревожит, когда у них на глазах увеличивается финансовая пропасть между центром и нашими муниципалитетами», – отметил Локоть.

Мэр Новосибирска уже выходил с инициативой продления соответствующей федеральной программы, она была поддержана депутатами Горсовета и Законодательного собрания региона. В городе 1,5 тысячи домов с износом выше 60%, из которых 201 дом признан ветхим и аварийным (причем большая часть из них признавалась ветхой и аварийной уже после 2012 года, в федеральную программу эти дома не попали). Денег в бюджете города на них нет. В этом году на расселение будет направлено 365 миллионов рублей консолидированного бюджета. Однако проблема гораздо шире.

Бюджеты муниципалитетов России оказались несбалансированы, возможности по увеличению доходов минимальны, уменьшаются поступления по неналоговым доходам, увеличивается разрыв между доходами и закрепленными расходными обязательствами, отметил Анатолий Локоть. Стимулировать города развиваться, как озвучил Локоть на сессии Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в рамках Красноярского экономического форума, можно было бы с помощью перераспределения налоговых доходов между разными уровнями бюджета – федеральным, региональным, муниципальным – в пользу городов.

Сейчас подавляющее большинство налогоплательщиков Новосибирской области работают на территории Новосибирска. При этом существующая система распределения налоговых доходов между бюджетами не стимулирует муниципалитет работать с предприятиями. Более того – демотивирует. Для города один из главных источников доходов – это НДФЛ (в общем объеме бюджета Новосибирска доля НДФЛ в 2016 году составила 31%, в налоговых доходах – 68%). Несмотря на кризис в экономике, доходы населения несколько выросли, что увеличивает объем и долю налога, собираемого на территориях городских округов. Но при этом в 2014 году было проведено перераспределение НДФЛ в пользу регионального бюджета.

«Мое предложение – выступить с инициативой по расширению доходной части муниципальных бюджетов  за счет увеличения отчисления НДФЛ. Я обсуждал эту тему с заместителем министра финансов. На уровне министерства есть понимание этой проблемы, они готовы пойти на пересмотр налоговых поступлений в бюджеты, если муниципалитеты, в свою очередь, примут на себя определенные расходные обязательства.  Думаю, имеет смысл обсуждать этот вопрос», – рассказал Локоть.

Второе предложение, которое озвучил Анатолий Локоть, – поддержать инициативу Новосибирска о закреплении за бюджетами крупных городов доли от прибыли предприятий.  «Муниципалитет старается стимулировать рост производства, но фактически сейчас городской бюджет заинтересован в сохранении ручного труда, а не в инновациях, – подчеркивает мэр Новосибирска. – Ведь инновации не увеличивают число рабочих мест, а сказываются на прибыльности предприятий, тогда как муниципалитеты, согласно федеральному законодательству, не получают поступлений от сборов налога на прибыль».

Помимо дисбаланса в бюджетной политике муниципалитеты стали заложниками нерационального распределения полномочий между уровнями власти, считает глава администрации Новосибирска. Так, например, город обязан благоустраивать дворы, но не имеет права наказывать нарушителей за ущерб, который они наносят благоустроенным территориям. В частности, за парковку на газонах и детских площадках. Муниципалитет не может устанавливать штрафы для автовладельцев, это полномочия федеральной власти и КоАП РФ. Однако в КоАП РФ не предусмотрена ответственность за такие нарушения. Поэтому, даже если дворы превращаются в беспорядочную парковку, сегодня сделать с этим практически ничего нельзя.

Город также обязан содержать и развивать улично-дорожную сеть и транспортную систему. Но при этом дорожные штрафы на 100% зачисляются в бюджет региона, как и транспортный налог, а это около миллиарда рублей в год. Ориентировочно, 70% этих поступлений в регион дает Новосибирск. В связи с этим были озвучены еще два предложения – муниципалитетам совместно проработать вопрос и выступить с инициативой по внесению изменений в федеральное законодательство: установить нормы, дающие право муниципалитетам привлекать нарушителей к административной ответственности за парковку в неположенных местах. Второе – внести поправки в Бюджетный кодекс в части установления нормативов распределения по штрафам МВД за нарушение правил дорожного движения: оставить городам часть этих поступлений на развитие дорожно-транспортной сети.

Для решения проблем градостроительства, благоустройства, транспортной сферы городов не годятся меры косметического характера. Делая такой вывод, мэр Анатолий Локоть подчеркнул: устойчивость местных бюджетов должна быть возведена в ранг приоритета финансовой политики России.