Исполнилось три года с того дня, как мэром Новосибирска стал Анатолий Локоть. Все это время накопившиеся в городе проблемы испытывают его на прочность.
Нового мэра Новосибирска, биография которого тесно связана с КПРФ, быстро перестали воспринимать только в качестве носителя партийного бренда. Хотя, заступив на пост градоначальника, он начал именно с политического решения – отменил пропускную систему в здание мэрии. В социальных сетях быстро появились новые и «ожили» его старые аккаунты, что дало дополнительный канал связи с городским сообществом. Но он пошел еще дальше. Были открыты дискуссионные площадки, упрощена процедура публичных слушаний. Мэрия регулярно проводит интернет-опросы по злободневным проблемам. Некоторые непопулярные решения после такого среза общественного мнения были отменены, или отложены. Это впрочем, дает повод поговорить, что возможность таких непопулярных решений – задумка хитрых пиарщиков из мэрии. Сами «запустили» проблему в публику, чтобы потом сказать о ее решении.
Демонстрация открытости, в том числе, перед прессой, стала очевидным козырем на старте карьеры градоначальника, о которой он не забывает до сих пор. Но открытость Анатолия Локтя и желание изменить прежнюю политику принесли ему не только позитивный опыт. Все это обернулось неудобными вопросами журналистов и запросами общественников. Судя по всему, Локоть за три года понял, что увеличение открытости в какой-то момент влечет за собой серьезные риски. В чем они выражаются?
Одной из острых тем, которая возникла чуть ли не сразу после вступления в должность нынешнего градоначальника, стала тема долгов строителей за аренду земли. Скользкая тема. Анатолий Локоть чуть на ней не подскользнулся, стараясь повернуть диалог с общественниками на риски раскрытия подобной информации, связанные с потерей репутации и финансовой устойчивости строительных фирм. В ответ он получил новые вопросы: при чем тут репутация? Долги есть? Их надо возвращать. При этом говорить об этом публично.
Вскоре мэрия стала, пусть, дозировано, но давать информацию. В частности, о том, что со строителями за долги даже судятся. Иски выигрывают. Показательная история взаимоотношений мэрии с бизнесменом-строителем и депутатом городского совета Алексеем Джулаем, которого называют основным должником городского бюджета, стала своего рода индикатором в этой истории.
Но зачем вообще было скрывать непростые взаимоотношения сторон? Судя по тому, что Алексей Джулай в конце концов открыто о проблеме заговорил, сторонам лучше было сразу выложить карты на стол. Уверенные в себе бизнесмены репутационные потери могли бы легко пережить. (Те, у кого сомнительная репутация, вряд ли могут ее поправить.) Но, при этом, власть стала бы прозрачней и ближе горожанам. Такая логика рассуждений сегодня взята на вооружение многими лидерами общественного мнения. А какой логике следует мэр, заявляющий, что он представляет «партию всех новосибирцев»?
Важность открытости перед обществом Анатолий Локоть интуитивно чувствует. Это заметно. Но заметна и другая сторона медали. Мэр сам еще не до конца представляет, к чему ведет решение сложной формулы: ужесточение формата отношений с лоббистами-строителями – это минусы финансовые, да еще и риски информационные, поскольку критикам мэрии открытости всегда будет мало. А в плюсе, по идее, должна возникать позитивная оценка со стороны горожан отказа от безоглядной застройки города. Но массовое сознание инертно и оно может не успеть оценить новую градостроительную практику Локтя до следующих выборов. Так что путь к открытости проходит по очень тонкой грани.
В 2016 году в Новосибирске сдали 1,5 миллиона квадратных метров жилья. Это далеко неоднозначный рекорд разогнавшейся стройиндустрии, «насаживающей» все новые квадратные метры на истощенную инфраструктуру еще советских времен. С приходом Анатолия Локтя подходы к градостроительной политике удалось пересмотреть. С осени прошлого года изменились Правила землепользования и застройки – теперь существенно ограничены возможности для «точечной застройки», утверждены прозрачные нормативы по парковочным местам и плотности застройки. Начался процесс разворота строительного локомотива в сторону комплексной застройки и развития территорий с ветхим и аварийным жильем.
На этом развороте многие недовольны «нагрузкой» по строительству дорог, школ и прочей инфраструктуры. Хотя, казалось бы, все понимают, что возможности бюджета города по созданию новой инфраструктуры сведены к минимуму. Миллиард на ремонт дорог в 20017 году по нынешним временам считается большим достижением, а ведь и половины этих денег город мог не увидеть, если бы Локоть вовремя не уволил руководство департамента транспорта, тянувшего с проектированием новых объектов и постановкой дорог на кадастровый учет (это обязательные требования для включения в федеральную программу).
Все городские проблемы не получается исправить в короткий срок. В 2016 году решен квартирный вопрос около тысячи обманутых дольщиков. За три года введено 43 проблемных дома, но на очереди еще 50. Сейчас в рамках городского приоритета «Социальная инфраструктура» мэр требует сосредоточить ресурсы на строительстве школ, объектов спорта и культуры. Потребность измеряется десятками объектов и каждый тянет на полмиллиарда.
Все эти проблемы накопились не за три последних года. Прежние решения до сих пор будоражат общественность, которая (это можно понять) направляет свой гнев на мэра. Например, продажа в частные руки земельных участков для сноса дорогих сердцу некоторых новосибирцев объектов на улице Богдана Хмельницкого никакого отношения к Локтю не имеет. Но ответственность все равно ложится на него. Можно было бы выкупить землю назад, но средств на это нет. Достаточно вспомнить, Локоть пришел в мэрию, и ему тут же урезали три четверти бюджета развития города, перераспределив НДФЛ.
Вообще, судьба регулярно подбрасывает Анатолию Локтю новые испытания на прочность. В минувшие три года случились митинги из-за «Тайнгейзера», недавняя суперснежная зима, скандальная Богдашка, перспектива шокирующего повышения тарифов на услуги монополистов и митинги, следующие по этому поводу один за другим… А сколько еще впереди? Впрочем, биографию любого человека можно сложить из двух красок. Ее можно написать, как в белых, так и в черных тонах. Но справедливее – в полифоничных.
Многие масштабные события, произошедшие в столице Сибири при Анатолии Локте, большинство горожан не особенно-то заметили. Например, совершенно недооцененным оказалось закрытие в 2015 году Гусинобродской барахолки. Контейнерную площадку с миллиардными теневыми потоками и десятками жертв киллеров, включая расстрелянных городских чиновников, перевели в легальные торговые центы. И город этого почти не заметил, хотя риски спровоцированных криминалом массовых столкновений были очень высоки. В начале этого года еще менее громко прошло утверждение схемы размещения в Новосибирске нестационарных торговых объектов. А ведь это тоже значимый, шажок к цивилизованной торговле. Впрочем, в этой сфере еще предостаточно проблем, которые надо решать.
В новейшей истории Новосибирска такие сложные времена, как Анатолию Локтю, выпадали разве что Виктору Толоконскому, когда он впервые занял мэрскую должность. Тогда городской бюджет трещал буквально по швам.
При всей разности этих двух мэрских эпох, в них есть общее. Виктор Толоконский был максимально открыт для общества. Он практически не отказывал в интервью, заметим, любой прессе, бывал в редакциях, не боялся приходить на «прямые эфиры» ТВ и радиостанций. А тогда, в середине 90-х, пресса была позубастее нынешней. Анатолий Локоть идет тем же путем. Кстати, теперь этот путь усовершенствован. Появились новые каналы коммуникации с населением, что успешно использует команда Локтя.
Растет число пользователей электронного сервиса «Мой Новосибирск». Замеры показали: август 2014 года сервис посетили – 9600 человек, в марте 2017 – 18 878. В основном, новосибирцы указывают власти на первоочередные дорожные и коммунальные проблемы. Реализован интернет-проект «Выбери дорогу для ремонта»: за 2015 и 2016 годы отремонтировано 57 участков дорог, выбранных горожанами, в планах на 2017 год – еще 21 участок. В конце января нынешнего года запущен новый сервис для родителей детей-дошкольников. Теперь обменяться путевками в детские сады официально можно через муниципальный портал.
Механизм публичности сложен. Но в длинной перспективе это политически и управленчески безотказный механизм. Если, конечно, его постоянно держать в рабочем состоянии и развивать. Налаживающийся диалог с городским сообществом требует серьезных усилий, в том числе, человеческих. Но все же следует признать, что Локоть вовремя и точно выбирает городские приоритеты, концентрирует на них личную энергию и создает хорошие предпосылки, чтобы город не буксовал на месте по причине общего замедления экономики и чрезмерной концентрации ресурсов в руках федерального центра.