Лента новостей

Все новости

Популярное

Социологи вывели значимость прямых выборов

 Александра Филонова

Прямые выборы мэров сохранились только в десяти крупных городах страны, выяснили новосибирские ученые. При этом градоначальники большинства муниципальных образований выступили именно за эту модель местного самоуправления из пяти, существующих на территории России.

Авторами исследования стали социологи из НГУ, работа шла при содействии Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Ученые проанализировали принятые в последнее время законы и определили модели, на основе которых выстраиваются отношения между местными и государственными властями в различных регионах страны. По их оценке, местное самоуправление в России превратилось в «муниципальное управление», которое встраивают в вертикаль власти. 

«Согласно Конституции у нас есть федеральная и региональная власть: президент, правительство, губернатор и так далее – властные институты в полном смысле этого слова. И есть местное самоуправление, которое в идеале должно развиваться самостоятельно и независимо от «вышестоящих». Но в наших российских реалиях, как водится, теория это одно, а практика – совсем другое, – отметил один из авторов исследования, кандидат социологических наук Кирилл Малов. – С 2000 года началось огосударствление местного самоуправления. Были приняты законы, которые фактически включили его как третий уровень власти в нашей стране, что противоречит и Конституции и самой природе этого института». 

Исследователи выявили пять типов организации местного самоуправления в современной России. Первая модель действует в Новосибирске и еще девяти региональных столицах, в том числе, Томске, Калининграде и Хабаровске. Это модель прямых выборов, по которой глава города избирается жителями и фактически руководит вверенным ему населенным пунктом. Вторая модель встречается только в Екатеринбурге, где глава города избирается жителями, но по факту исполняет только представительские функции, выступая своеобразной «английской королевой». 

Третья модель – самая распространенная, она теперь действует в 42 субъектах Федерации. По ней глава города избирается депутатами из своего состава и исполняет обязанности руководителя представительного органа. Реально же городом управляет сити-менеджер, которого назначают депутаты по итогам конкурса. «То есть, население напрямую не участвует в выборе самого мэра, только косвенно, через депутатов, за которых они голосуют», – пояснил Кирилл Малов.

Четвертая модель работает в Иркутске и Анадыре. Глава города избирается депутатами из своего состава и возглавляет администрацию. При ней население также не участвует напрямую в выборах. Пятая модель представлена в 25 регионах страны: мэр избирается депутатами из числа предложенных конкурсной комиссией кандидатов. По словам авторов исследования, такая система выборов главы города продолжает распространяться. «50% голосов в этой комиссии имеют представители главы региона – то есть, фактически это прямое влияние государственной власти на местное самоуправление», – отметил социолог.

Модели выборов глав городов в России.jpg

В рамках исследования были опрошены и главы городов. 52% высказались за первую модель, в которой сохраняются прямые выборы. Пятую модель поддержали 22% опрошенных руководителей, а третье место осталось за третьей моделью (18%). Главы городов при этом высказывают опасения, что отмена прямых выборов может подорвать доверие населения к власти, понизить ее легитимность и приведет к росту социального напряжения.

Аналитики отмечают, что решающее слово в выборе модели местного самоуправления остается за регионом. Поэтому, по мнению социологов, выборы 13 сентября особенно важны – в Новосибирской области будет избираться новый состав Законодательного собрания и городского совета депутатов Новосибирска.

«Именно депутаты Заксобрания решают, каким образом избирать главу города. В апреле этого года депутаты уже приняли закон, согласно которому только в Новосибирске (как самом крупном муниципальном образовании нашей страны) и наукограде Кольцово остаются прямые выборы главы города, – подчеркнул Кирилл Малов. – Но, на самом деле, эту норму можно легко изменить, и новые депутаты могут переиграть ситуацию по своему усмотрению! Поэтому, будут ли горожане полноправными участниками управления в собственном городе, зависит от их политической грамотности и активности и от того, кого они выберут в качестве новых представителей своих интересов».
Прямые выборы мэров сохранились только в десяти крупных городах страны, выяснили новосибирские ученые. При этом градоначальники большинства муниципальных образований выступили именно за эту модель местного самоуправления из пяти, существующих на территории России.

Авторами исследования стали социологи из НГУ, работа шла при содействии Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Ученые проанализировали принятые в последнее время законы и определили модели, на основе которых выстраиваются отношения между местными и государственными властями в различных регионах страны. По их оценке, местное самоуправление в России превратилось в «муниципальное управление», которое встраивают в вертикаль власти. 

«Согласно Конституции у нас есть федеральная и региональная власть: президент, правительство, губернатор и так далее – властные институты в полном смысле этого слова. И есть местное самоуправление, которое в идеале должно развиваться самостоятельно и независимо от «вышестоящих». Но в наших российских реалиях, как водится, теория это одно, а практика – совсем другое, – отметил один из авторов исследования, кандидат социологических наук Кирилл Малов. – С 2000 года началось огосударствление местного самоуправления. Были приняты законы, которые фактически включили его как третий уровень власти в нашей стране, что противоречит и Конституции и самой природе этого института». 

Исследователи выявили пять типов организации местного самоуправления в современной России. Первая модель действует в Новосибирске и еще девяти региональных столицах, в том числе, Томске, Калининграде и Хабаровске. Это модель прямых выборов, по которой глава города избирается жителями и фактически руководит вверенным ему населенным пунктом. Вторая модель встречается только в Екатеринбурге, где глава города избирается жителями, но по факту исполняет только представительские функции, выступая своеобразной «английской королевой». 

Третья модель – самая распространенная, она теперь действует в 42 субъектах Федерации. По ней глава города избирается депутатами из своего состава и исполняет обязанности руководителя представительного органа. Реально же городом управляет сити-менеджер, которого назначают депутаты по итогам конкурса. «То есть, население напрямую не участвует в выборе самого мэра, только косвенно, через депутатов, за которых они голосуют», – пояснил Кирилл Малов.

Четвертая модель работает в Иркутске и Анадыре. Глава города избирается депутатами из своего состава и возглавляет администрацию. При ней население также не участвует напрямую в выборах. Пятая модель представлена в 25 регионах страны: мэр избирается депутатами из числа предложенных конкурсной комиссией кандидатов. По словам авторов исследования, такая система выборов главы города продолжает распространяться. «50% голосов в этой комиссии имеют представители главы региона – то есть, фактически это прямое влияние государственной власти на местное самоуправление», – отметил социолог.

Модели выборов глав городов в России.jpg

В рамках исследования были опрошены и главы городов. 52% высказались за первую модель, в которой сохраняются прямые выборы. Пятую модель поддержали 22% опрошенных руководителей, а третье место осталось за третьей моделью (18%). Главы городов при этом высказывают опасения, что отмена прямых выборов может подорвать доверие населения к власти, понизить ее легитимность и приведет к росту социального напряжения.

Аналитики отмечают, что решающее слово в выборе модели местного самоуправления остается за регионом. Поэтому, по мнению социологов, выборы 13 сентября особенно важны – в Новосибирской области будет избираться новый состав Законодательного собрания и городского совета депутатов Новосибирска.

«Именно депутаты Заксобрания решают, каким образом избирать главу города. В апреле этого года депутаты уже приняли закон, согласно которому только в Новосибирске (как самом крупном муниципальном образовании нашей страны) и наукограде Кольцово остаются прямые выборы главы города, – подчеркнул Кирилл Малов. – Но, на самом деле, эту норму можно легко изменить, и новые депутаты могут переиграть ситуацию по своему усмотрению! Поэтому, будут ли горожане полноправными участниками управления в собственном городе, зависит от их политической грамотности и активности и от того, кого они выберут в качестве новых представителей своих интересов».