Какие «малые» партии могут получить мандаты депутатов на ближайших выборах, в каких регионах ожидается конкурентная борьба. Эксперты Фонда развития гражданского общества представили большой доклад «Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы-2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов», в котором дали некоторые прогнозы на голосования, которые пройдут 13 сентября.
Полный текст документа был опубликован на сайте ФоРГО. В нем описаны особенности электоральной кампании 2015 года – выборы разного уровня 13 сентября пройдут в 83 регионах страны, в них принимают участие 55 партий и тысячи самовыдвиженцев.
В 21 субъекте Федерации будут избраны высшие должностные лица, в 11 – законодательные (представительные) органы власти. На выборах высших должностных лиц своих кандидатов (128) выдвинули 24 партии, муниципальный фильтр и регистрацию прошли 98 кандидатов, представляющие 16 партий. На выборах законодательных органов власти 32 партии совокупно выдвинули 141 список кандидатов (учтены только те, которые были заверены избиркомами), 87 из них, выдвинутые 19 партиями, зарегистрированы. Эти данные являются значимым показателем, характеризующим открытость электоральных процедур и обеспечивающим легитимность результатов выборов, отметили в новосибирском филиале Фонда развития гражданского общества, комментируя доклад.
Главная особенность выборов-2015 – приближающийся федеральный избирательный цикл. Это оказывает сильное влияние на кампании всех уровней.
В сентябре 2016 года будет избран новый состав Государственной думы. Причем вновь по смешанной системе, то есть половину депутатов предстоит выбрать в одномандатных округах. В таких условиях партии, как парламентские, так и непарламентские (желающие стать парламентскими) объективно обязаны выступить максимально эффективно.
Выборы глав субъектов федерации
В этом году прямые выборы глав субъектов проводятся уже в четвертый раз. Это дает повод подвести промежуточную черту. В 2012-2014 годах были избраны главы в 43 регионах. В этом году выберут губернаторов еще 21 субъекта Федерации. Всего получается 64 кампании. При этом «охвачены» выборами 62 региона – в Брянской и Сахалинской областях проходят уже вторые выборы со времени их возобновления. Соответственно, за эти годы в 70 регионах руководители либо сменились, либо качественно обновили легитимность на прямых или косвенных выборах.
Губернаторский корпус за 2012–2015 годах подвергся серьезной ротации. Его покинули 23 человека, то есть более четверти от общего состава.
Последняя серия отставок практически завершила смену поколений в губернаторском корпусе. Федеральный центр старается проводить плавную ротацию, заменяя заслуженных, но явно уставших руководителей.
При выдвижении сменщиков предпочтение отдается местным кадрам, успевшим хорошо зарекомендовать себя как управленцы и политики, заработавшим авторитет, который может конвертироваться в электоральный рейтинг.
Политические партии в ситуации выбора и выборов
Пул партий, обладающих «федеральной лицензией» (правом выдвижения списка кандидатов на выборах депутатов Госдумы без сбора подписей), сформировавшийся в 2011-2014 годах, по итогам нынешних выборов вряд ли увеличится, отмечал чуть ранее руководитель ФоРГО Константин Костин. Во всяком случае, содержательную активность сейчас проявляют преимущественно те партии, которые эту лицензию уже имеют. Напомним, что всего их 14: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» (парламентские партии), «Яблоко» (получило на думских выборах 2011 года более 3% голосов), «Гражданская платформа», «Гражданская сила» «Коммунисты России», «Зеленые», «Патриоты России», «Правое дело», «РПР-Парнас», «Родина» и «Российская партия пенсионеров за справедливость» (провели депутатов в региональные парламенты по своим спискам). В этом году списки успешно выдвинули все обладатели «федеральной лицензии», кроме «Гражданской силы». Последняя вообще нигде не участвует.
В ряде регионов зарегистрированы списки партий, не имеющих «федеральной лицензии», в том числе «КПСС», партия «За справедливость» и другие. Но вероятность, что какая-то из них сможет преодолеть барьер и стать «лицензиатом», невелика. Соответственно, только эти 14 партий, получивших по результатам избирательных кампаний 2012-2014 года право выдвижения на выборах в Государственную думу списка кандидатов без сбора подписей, и станут основными участниками думской кампании 2016 года.
Спойлеры и пассивные объединения должны уйти из политической жизни после текущего электорального цикла. При этом государству следует ввести меры против тех партий, которые не участвуют в выборах и не получают представительства в органах власти. Такое мнение высказал глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Необходимо обратить внимание на то, что большинство партий, обладающих «федеральной лицензией», содержательно активных и в той или иной степени успешных, разделяют «крымский консенсус». То есть, оппонируя власти по многим вопросам и критикуя друг друга, они сходятся в поддержке курса президента Владимира Путина.
Как избирают глав регионов в 2015 году
В этом году проходят выборы глав в 21 регионе, в десяти из них они плановые (в Сибири такое голосование будет в Кемеровской области). Досрочные выборы назначены в 11 регионах, в Сибирском федеральном округе это Иркутская и Омская области, при этом главы этих областей Сергей Ерощенко (Иркутская область) и Виктор Назаров (Омская область) ушли в отставку досрочно для участия в назначенных выборах. Губернатор Кузбасса Аман Тулеев исполняет обязанности главы региона и выдвинулся на плановых выборах.
Референдумный и конкурентный сценарий выборов. У Амана Тулеева огромный электоральный опыт. Он трижды участвовал в президентских выборах (в 1991, 1996 и 2000 годах), дважды избирался губернатором (в 1997 и 2001 годах получал свыше 90% голосов). В Татарстане, Краснодарском крае и Кемеровской области референдумные выборы были объективно предопределены. В Татарстане и на Кубани это объясняется особенностями местной политической культуры (консенсусной и лидероцентричной), в Кузбассе – авторитетом и высоким рейтингом Тулеева.
Единственный регион, где выборы начались по конкурентному сценарию – Омская область. Конкуренцию Назарову решил составить Олег Денисенко – отставной полковник из «Альфы», успевший попробовать себя в бизнесе, а с 2007 года занявшийся политикой. Он дважды избирался в Государственную думу от Омской области по списку КПРФ (принципиально оставаясь беспартийным), с 2013 года его имя периодически упоминалось в числе возможных кандидатов на губернаторских выборах в разных регионах. В итоге партия дала Олегу Денисенко шанс в ставшей ему почти родной Омской области (он не омич, выходец из Украины), хотя вовсе не все местные коммунисты были с этим согласны. За выдвижение Денисенко, прозванного «красным денди», на областной конференции проголосовали лишь 37 участников из 60.
Заручившись поддержкой некоторых омских крупных бизнесменов, Денисенко наотрез отказался от переговоров с Назаровым и «Единой Россией» о помощи при сборе подписей. Представитель КПРФ заявил, что все соберет самостоятельно и почти собрал, ему не хватило одной подписи депутата районного уровня. Точнее один из депутатов, подписавшийся в его поддержку, как затем выяснилось, раньше подписался и за Назарова. Временно исполняющий обязанности губернатора публично отказался от «задвоенной» подписи, но для облизбиркома это значения не имело.
Денисенко выбыл из борьбы. В настоящее время вопрос о его регистрации рассматривается в Верховном суде. Нельзя исключать, что он вернется в кампанию, и она вновь станет конкурентной.
В Иркутской области не исключается переформатирование референдумного сценария в конкурентный. Первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко (едва не выигравший губернаторские выборы в 2001 году) успешно наращивает рейтинг. Таким образом борьба за голоса неопределившихся избирателей на последнем этапе кампании обещает быть интересной.
Политические партии: последний шанс перед выборами в Госдуму
Текущие выборы – последний шанс для непарламентских партий приобрести «федеральную лицензию» – право участвовать в выборах депутатов Государственной думы, не собирая подписи избирателей. Для получения «федеральной лицензии» партиям необходимо провести по своему списку в любой региональный парламент хотя бы одного депутата. За минувшие годы это удалось девяти политическим объединениям – «Гражданской платформе», «Гражданской силе», «Зеленым», «Коммунистам России», «Патриотам России», «Правому делу», «РПР-Парнас», «Родине» и «Российской партии пенсионеров за справедливость».
ФоРГО составил индекс участия партий в региональных выборах в 2015 году (с методологией можно ознакомиться на сайте фонда).
В группу «очень высокой активности» включены парламентские партии – по баллам они намного обходят любую непарламентскую партию. В группу «высокой активности» вошли восемь активных непарламентских партий, набравших от десяти баллов. Это те, у кого зарегистрирован как минимум один кандидат в губернаторы и одновременно как минимум два списка. Исключение составила «Партия пенсионеров России», вообще не выдвинувшая списков, но у нее три зарегистрированных кандидата в губернаторы. Группа «средней активности» объединила 15 умеренно активных непарламентских партий, получивших от 2,5 до десяти баллов. Либо у них зарегистрированы по одному кандидату в губернаторы, либо по одному-два списка, либо они выдвинули несколько списков (например, у «Партии Возрождения России» их было шесть, ни один не прошел регистрацию). В группу «низкой активности» попали оставшиеся 12 малоактивных партий, которым насчитали по один-два балла, поскольку они выдвинули лишь одного-двух кандидатов в губернаторы и/или один-два списка и нигде не преуспели с регистрацией.
Совершенно естественно, что парламентские партии, имеющие давнюю историю, огромный опыт участия в выборах, ресурсы и не отягощенные обязанностью собирать подписи избирателей, лидируют с большим отрывом. Первое место делят «Единая Россия» и ЛДПР, у каждой по 82 балла, на втором КПРФ с 80 баллами, далее – «Справедливая Россия», самая «молодая» из парламентских партий (сформирована в 2006 году), набравшая 74 балла.
Что касается непарламентских партий второй группы, то среди них безусловным лидером стали «Патриоты России», набравшие 42,5 балла. Напомним, что эта партия существует уже десять лет. «Патриоты» выдвинули кандидатов на губернаторских выборах в восьми субъектах Российской Федерации (в пяти прошли регистрацию) и списки на парламентских выборах во всех 11 регионах (зарегистрированы в девяти).
Второе место в этом списке у «Родины», получившей 28,5 балла. Сам бренд «Родина» известный, блок с таким названием успешно участвовал в выборах в Государственную думу в 2003 году. Затем в «Родину» переименовалась одна из партий, образовавших тот блок. В 2006 году партия влилась в «Справедливую Россию», а в 2012 году группой активистов «старой» «Родины» была учреждена новая партия с таким названием. «Родинцы» выдвинули кандидатов в губернаторы в семи субъектах России (зарегистрированы в двух) и списки в десяти регионах (прошли регистрацию в пяти).
Третьи с небольшим отрывом – «Коммунисты России», новый партийный проект, запущенный в 2012 году и активно конкурирующий с КПРФ за «красный» электорат. У них 27,5 балла – выдвинули пять кандидатов в губернаторы (зарегистрированы два) и 11 списков (зарегистрированы пять).
На четвертом месте среди непарламентских партий находится «Яблоко», еще одна «старая» партия, у нее 18 баллов. Определенно, она не оказалось на столь высоком месте, если бы не освобождение от сбора подписей. На пятом «Российская партия пенсионеров за справедливость», новая партия, отколовшаяся от «Справедливой России» (15 баллов), на шестом – «Гражданская Платформа», также новый партийный проект (12 баллов). Далее следуют другие новые партии: «КПСС» (десять баллов), «Партия пенсионеров России» (десять баллов), партия «За справедливость» (девять баллов), «Зеленые» (восемь баллов).
Оставшиеся 36 зарегистрированных партий, которые не приняли участие в текущих избирательных кампаниях, составляют группу «активность отсутствует».
«Безусловно, 78 зарегистрированных партий, 76 – которые могут на данный момент участвовать в выборах – это избыточное электоральное предложение. Много и однофамильцев, чисто политтехнологических проектов, спойлеров, таких партий, которые удовлетворяют самолюбие своих учредителей и которые, собственно, не собираются заниматься реальной политической деятельностью, просто важная надпись на визитке, что человек является председателем партии. Но, тем не менее, у нас есть и 27 партий, которые очень заметны»
«Избыточность выбора так же плохо для системы, как и его отсутствие, – считает глава ФоРГО Константин Костин. – Безусловно, должны уйти в прошлое политтехнологические проекты, какие-то партии, которые действуют только на региональном уровне, – должны объединиться. Здесь государство должно создавать условия, которые стимулировали бы партии к активному участию в выборах и получению результата». Он также указал, что могут быть выработаны меры, которые бы работали против тех политических сил, которые вообще не участвуют в выборах, при этом он отметил, что такая практика закреплена в законодательствах многих стран, включая США
«Мы предлагали достаточно мягкую форму: партия, которая пропускает несколько циклов, должна из партии просто автоматически перерегистрироваться в общественную организацию. Пусть это будет объединение граждан, пусть они проявляют активность. У партий ведь есть довольно большое количество прав, как у политической организации – по выдвижению кандидатов, по ведению политической работы. Эти права государство дало тем, кто действительно хочет решать задачи народного представительства в органах власти. Те, кто эти задачи выполнять не собирается, этим правами пользоваться не должны», – заявил руководитель Фонда развития гражданского общества.
Несмотря на большое значение такого показателя, как участие партий в выборах, решающее значение для определения места в партийной системе и реального влияния имеет результативность кампаний. После подведения итогов единого дня голосования Фонд развития гражданского общества представит обновленный вариант «партийных лиг», концепция которых была предложена в 2013 году и получила широкое распространение.
Впрочем, вопрос об оптимизации партийной системы все равно встанет, выразили уверенность в Фонде развития гражданского общества. Если не после этих выборов, то после выборов в Государственную думу. И если его не захотят решать сами партии, то придется подключиться законодателю.