Лента новостей

Все новости

Популярное

Выборы-2015: новые депутаты, они же старые

 

Выборы-2015: новые депутаты, они же старые

Региональная элита, сложившаяся в 1990-е годы, бессменно управлявшая Новосибирской областью много лет, старея, стремится сохранить свои позиции, выдвигая во власть своих детей и ближайших родственников. Такую оценку политической ситуации перед выборами в Горсовет и Законодательное собрание дал кандидат политических наук Александр Барсуков. По его словам, несменяемость во власти ведет к политической и экономической деградации региона.

– Если посмотреть на список депутатов, и в Законодательном собрании, и в Городском совете мы обнаруживаем  несменяемость одних и тех же фамилий на протяжении достаточно большого отрезка времени. О чем это говорит?

– Это свидетельствует, прежде всего, о том, что в Новосибирске сложились региональные модели взаимодействия, сложились собственные системы взаимодействия между политическими силами, между политическими партиями и основными сегментами региональной и политической системы. Стабильность элиты, с одной стороны... 

Часть депутатов в политической жизни участвует с начала 1990-х, поэтому значительную долю правил игры они осваивали, подстраивались, адаптировались, и в итоге мы видим что они, несмотря на изменения моделей формирования региональных органов власти, научились достигать компромисса.

– Означает ли это, что  внешней конкуренции нет, что конкуренция существует только внутренняя?

– Внешняя конкуренция тоже есть, и это одна из особенностей Новосибирска. Новосибирск всегда отличался в Сибирском федеральном округе демократическими процессами, это на сегодняшний день отмечает, в том числе, и мэр, и губернатор, отстаивая выборность.

– Но  те же самые люди становятся депутатами из года в год, от одного электорального цикла до другого... Почему нет новых лиц? Или они не могут пробиться?  Или, все-таки, этот подрост, который есть, каким-то образом вливается в эти элитные группы и там растворяется, договаривается с помощью неформальных практик? Почему это происходит?

– Вопрос, действительно, очень интересный, потому что получается парадоксальная ситуация. Вот на конференции, проведенной новосибирским филиалом Фонда развития гражданского общества, мы обсуждали итоги социологического опроса, и мы увидели, что в Новосибирске электорально активная часть молодежи поддерживает политику президента, выражает свое желание что-то изменить в городе, в регионе, в стране в целом. Но в то же время мы видим, что в законодательном корпусе молодежь не представлена. 

По итогам персонального анализа состава депутатского корпуса Законодательного собрания можно сделать вывод, что в категории до 30 лет в нынешнем созыве депутатов совсем нет, что вызывает опять-таки удивление... Ни одного. Как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. Наиболее представленная часть депутатов – это от 45 и выше, причем значительная часть депутатов – депутаты в возрасте от 60 лет. 

– Почему молодежь не представлена? Почему это подрастающее поколение политиков, которое зарабатывает свой ресурс в бизнесе, политический и символический ресурс, не становится депутатами?

– Я здесь вижу несколько причин. Во-первых, это электоральные механизмы, которые формировались и практиковались, в общенациональном масштабе. Отсюда мы и видим ситуацию, когда в одномандатных округах молодежь в целом не конкурентна  представителям бизнес-сообщества. Это связано с теми неформальными сетями влияния, которые формировались не один год – это не является уникальностью Новосибирска. Все друг с другом давно обо всем договорились, поделили землю, другие преференции. Происходит взаимовыгодный обмен ресурсами: одни получают доступ к муниципальным и государственным услугам или ресурсам, а исполнительная власть взамен – беспроблемное прохождение своих нормативных актов в муниципальном совете и областном парламенте.

Это значит, что деловые круги стали якорной частью активного сегмента региональной политической системы. Часть вопросов с ними, безусловно, согласовывается, обсуждается, но чаще всего это не выносится на обсуждение. И в недавнем интервью руководитель торгово-промышленной палаты заявил о том, что, действительно, скрытые конфликты, внутриэлитные, отмечаются, но они не выносятся в медиаполе. Это тоже может быть одним из индикаторов того, что сложились собственные механизмы, в рамках системы принятия политических решений.

– Как можно охарактеризовать этот элитный состав по профессиональному, отраслевому принципу? 

– Я достаточно долго занимаюсь исследованием общественно-политической ситуации в Сибири и прихожу к выводу, что в большинстве регионов, все-таки, доминирует директорский корпус. В Новосибирске в частности, в Законодательном собрании. Они могут быть руководителями собственных предприятий, владельцами, и есть ситуации, когда и руководитель компании представлен в Законодательном собрании, и топ-менеджер.

– И какие отраслевые характеристики?

– В основном, это строительство,  высокие технологии, это сельское хозяйство и все, что связано с коммерцией.

– Не напоминает ли вот этот принцип, который мы с вами отмечаем, в какой-то степени сословный принцип формирования депутатского корпуса?

– Нельзя сказать, что это сословный принцип, потому что это будет не совсем верно с точки зрения объяснения эффектов электоральных механизмов, которые существуют. Это скорее признак того, что внутри региональной и политической системы нужны обновления, ей нужен стимул для того, чтобы обновиться, в том числе, и в рамках региональной политической элиты. И самое основное – это показать способности региональной политической власти решать политические и экономические вопросы.

– Если происходит несменяемость элит, если фактически происходит трансмиссия этих же самых людей из одного срока в другой, из одного электорального цикла в другой, означает ли это, что система политическая стагнирует, что она невосприимчива к изменениям? Или это нормальное явление? 

– Вы знаете, это один из механизмов решения региональных вопросов. И, возможно, региональная власть, понимая определенную долю эффективности, позволяет оставлять все так, как есть. Но, к сожалению, анализируя ситуации в других регионах России, необходимо признать, что регионам нужен новый стимул для политического развития, потому что в условиях, когда бизнес может развиваться в регионе только путем сотрудничества с руководителями администраций...

– С бюджетом…

– С бюджетом, это зачастую приводит к образованию искусственных монополий. Все это приведет к застою и деградации региона. Тем более что «старая» элита сейчас стремится законсервировать ситуацию и сохранить свой статус-кво, выдвигая во власть своих сыновей и дочерей, ближайших родственников и партнеров по бизнесу. Ни о каком региональном развитии и конкуренции в политической и экономической сферах региона в этом случае говорить не приходится.
Региональная элита, сложившаяся в 1990-е годы, бессменно управлявшая Новосибирской областью много лет, старея, стремится сохранить свои позиции, выдвигая во власть своих детей и ближайших родственников. Такую оценку политической ситуации перед выборами в Горсовет и Законодательное собрание дал кандидат политических наук Александр Барсуков. По его словам, несменяемость во власти ведет к политической и экономической деградации региона.

– Если посмотреть на список депутатов, и в Законодательном собрании, и в Городском совете мы обнаруживаем  несменяемость одних и тех же фамилий на протяжении достаточно большого отрезка времени. О чем это говорит?

– Это свидетельствует, прежде всего, о том, что в Новосибирске сложились региональные модели взаимодействия, сложились собственные системы взаимодействия между политическими силами, между политическими партиями и основными сегментами региональной и политической системы. Стабильность элиты, с одной стороны... 

Часть депутатов в политической жизни участвует с начала 1990-х, поэтому значительную долю правил игры они осваивали, подстраивались, адаптировались, и в итоге мы видим что они, несмотря на изменения моделей формирования региональных органов власти, научились достигать компромисса.

– Означает ли это, что  внешней конкуренции нет, что конкуренция существует только внутренняя?

– Внешняя конкуренция тоже есть, и это одна из особенностей Новосибирска. Новосибирск всегда отличался в Сибирском федеральном округе демократическими процессами, это на сегодняшний день отмечает, в том числе, и мэр, и губернатор, отстаивая выборность.

– Но  те же самые люди становятся депутатами из года в год, от одного электорального цикла до другого... Почему нет новых лиц? Или они не могут пробиться?  Или, все-таки, этот подрост, который есть, каким-то образом вливается в эти элитные группы и там растворяется, договаривается с помощью неформальных практик? Почему это происходит?

– Вопрос, действительно, очень интересный, потому что получается парадоксальная ситуация. Вот на конференции, проведенной новосибирским филиалом Фонда развития гражданского общества, мы обсуждали итоги социологического опроса, и мы увидели, что в Новосибирске электорально активная часть молодежи поддерживает политику президента, выражает свое желание что-то изменить в городе, в регионе, в стране в целом. Но в то же время мы видим, что в законодательном корпусе молодежь не представлена. 

По итогам персонального анализа состава депутатского корпуса Законодательного собрания можно сделать вывод, что в категории до 30 лет в нынешнем созыве депутатов совсем нет, что вызывает опять-таки удивление... Ни одного. Как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. Наиболее представленная часть депутатов – это от 45 и выше, причем значительная часть депутатов – депутаты в возрасте от 60 лет. 

– Почему молодежь не представлена? Почему это подрастающее поколение политиков, которое зарабатывает свой ресурс в бизнесе, политический и символический ресурс, не становится депутатами?

– Я здесь вижу несколько причин. Во-первых, это электоральные механизмы, которые формировались и практиковались, в общенациональном масштабе. Отсюда мы и видим ситуацию, когда в одномандатных округах молодежь в целом не конкурентна  представителям бизнес-сообщества. Это связано с теми неформальными сетями влияния, которые формировались не один год – это не является уникальностью Новосибирска. Все друг с другом давно обо всем договорились, поделили землю, другие преференции. Происходит взаимовыгодный обмен ресурсами: одни получают доступ к муниципальным и государственным услугам или ресурсам, а исполнительная власть взамен – беспроблемное прохождение своих нормативных актов в муниципальном совете и областном парламенте.

Это значит, что деловые круги стали якорной частью активного сегмента региональной политической системы. Часть вопросов с ними, безусловно, согласовывается, обсуждается, но чаще всего это не выносится на обсуждение. И в недавнем интервью руководитель торгово-промышленной палаты заявил о том, что, действительно, скрытые конфликты, внутриэлитные, отмечаются, но они не выносятся в медиаполе. Это тоже может быть одним из индикаторов того, что сложились собственные механизмы, в рамках системы принятия политических решений.

– Как можно охарактеризовать этот элитный состав по профессиональному, отраслевому принципу? 

– Я достаточно долго занимаюсь исследованием общественно-политической ситуации в Сибири и прихожу к выводу, что в большинстве регионов, все-таки, доминирует директорский корпус. В Новосибирске в частности, в Законодательном собрании. Они могут быть руководителями собственных предприятий, владельцами, и есть ситуации, когда и руководитель компании представлен в Законодательном собрании, и топ-менеджер.

– И какие отраслевые характеристики?

– В основном, это строительство,  высокие технологии, это сельское хозяйство и все, что связано с коммерцией.

– Не напоминает ли вот этот принцип, который мы с вами отмечаем, в какой-то степени сословный принцип формирования депутатского корпуса?

– Нельзя сказать, что это сословный принцип, потому что это будет не совсем верно с точки зрения объяснения эффектов электоральных механизмов, которые существуют. Это скорее признак того, что внутри региональной и политической системы нужны обновления, ей нужен стимул для того, чтобы обновиться, в том числе, и в рамках региональной политической элиты. И самое основное – это показать способности региональной политической власти решать политические и экономические вопросы.

– Если происходит несменяемость элит, если фактически происходит трансмиссия этих же самых людей из одного срока в другой, из одного электорального цикла в другой, означает ли это, что система политическая стагнирует, что она невосприимчива к изменениям? Или это нормальное явление? 

– Вы знаете, это один из механизмов решения региональных вопросов. И, возможно, региональная власть, понимая определенную долю эффективности, позволяет оставлять все так, как есть. Но, к сожалению, анализируя ситуации в других регионах России, необходимо признать, что регионам нужен новый стимул для политического развития, потому что в условиях, когда бизнес может развиваться в регионе только путем сотрудничества с руководителями администраций...

– С бюджетом…

– С бюджетом, это зачастую приводит к образованию искусственных монополий. Все это приведет к застою и деградации региона. Тем более что «старая» элита сейчас стремится законсервировать ситуацию и сохранить свой статус-кво, выдвигая во власть своих сыновей и дочерей, ближайших родственников и партнеров по бизнесу. Ни о каком региональном развитии и конкуренции в политической и экономической сферах региона в этом случае говорить не приходится.