Ни праймериз «Единой России», ни праймериз «Демократической коалиции» не отвечают запросам современного гражданского общества и, по сути, являются имитациями политического процесса. Такую оценку дал известный в регионе политик, бывший депутат Госдумы, а ныне – председатель совета новосибирской городской организации «Общество и Власть» Аркадий Янковский. Он при этом отметил, что на будущих выборах у «несистемной» оппозиции есть все шансы «выстрелить».
– Глядя на потенциальных участников предстоящих выборов, вырисовывается такая картина: на одном фланге, при определенных неясностях, все же понятно, кто будет претендовать на куш – это «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ. Не совсем ясно пока с правым флангом. Кто будет представлять демократическую оппозицию, кто пойдет от «Яблока», и в каких отношениях будет то же «Яблоко» с «РПР-ПАРНАС»?
– Сразу оговорюсь, что я даю свою оценку ситуации на сегодняшний момент. Все точки над «i» еще не расставлены, но общий контур кампании вырисовывается. Во-первых, нужно отметить, что неудачей закончилась попытка создания единого блока в Москве, о котором заявили Михаил Касьянов и Алексей Навальный. Предполагалось, что это будет союз всех демократических партий на базе «РПР-ПАРНАС», с целью раскрутить бренд и выходить со всеми наработками уже на выборы в Государственную думу осенью следующего года. Раскрутка предполагалась в трех регионах – Калуга, Кострома, Новосибирск. При этом стоит отметить, что Новосибирск занимает особое место в силу ряда причин. Многие эксперты, наши и сторонние, считают, что полигон именно здесь, и результаты будут показательны для будущих раскладов.
В нашей области была серия скандалов: «Тангейзер», «Монстрация». Здесь, скажем так, чувствуется повышенная общественная температура, есть хоть условно, но все-таки оппозиционный мэр, здесь не очень популярный губернатор, явно не годящийся для «флага власти» на выборах... То есть, у «несистемной» оппозиции просматривается возможность «выстрелить», и предполагаемый единый блок ставил изначально на Новосибирск, пытаясь здесь решить ряд задач. К сожалению, единства не получилось в Москве, соответственно маловероятно оно и у нас.
Сегодня можно говорить о трех возможных участниках, с разной степенью вероятности их участия и успеха в кампании. Это партия «Гражданская инициатива» Андрея Нечаева, которая вышла из этого блока почти сразу же (с ним в частности мои консультации продолжались очень долго и совсем еще не завершены), это собственно «РПР-ПАРНАС» (по сути, это два лидера – Касьянов и Навальный) и «Яблоко», которое прогнозируемо не вошло в блок, но, тем не менее, это партия с демократическими традициями и понятными ориентирами, которая, помимо всего прочего, не нуждается в сборе подписей для участия в гонке. Это ее явное преимущество над другими. При этом, конечно, можно говорить о том, что «Яблоко» недостаточно радикально с точки зрения «доктрины исторического момента», имеет репутацию слишком сговорчивого с властью игрока (я отчасти разделяю такую оценку).
Позиция «РПР-ПАРНАС» и ее лидеров такова, что мир, условно говоря, черно-белый – по одну сторону баррикад «Единая Россия» с сателлитами и рядом – полусистемное «Яблоко», которое получает финансирование из бюджета, а значит, как они считают, подыгрывает власти. По другую сторону – единственный реальный оппонент, «ПАРНАС». Все остальные оппозиционеры – имитаторы либо абсолютные маргиналы. Такова трактовка Навального.
– Кто персонально может стать лицом списка или списков и претендовать на мандаты от оппонентов власти?
– Я достаточно долго отсутствовал в Новосибирске, но год назад принял участие, по просьбе своего товарища Ивана Старикова, в работе в рамках губернаторской кампании. Мне кажется, что мы тогда сделали большое дело и достигли серьезного результата – почти зарегистрировали его кандидатом в губернаторы. Многие это помнят. Но только специалисты и политики понимают, в каких условиях собирались подписи, кто и как этому противостоял, каков вес завоеванного «багажа»… Сейчас уже можно говорить о том, что вопрос о допуске Старикова к выборам, по сути, решался не в Новосибирске и потребовал сверхусилий местных лоббистов от власти. В общем-то, это уже секрет полишинеля.
Что работает на выборах? Известность, раскрученность, репутация, биография. Далеко не только деньги. Помимо Старикова в Новосибирске и области есть целый ряд лидеров общественного мнения, способных сплотиться вокруг и стать реальной альтернативой надоевшей номенклатурной «элите» и псевдооппозиции. Не могу называть имен раньше времени, переговоры продолжаются, но скажу, что упомянутые партии давно в заинтересованном контакте с нашей командой.
– Предполагается ли участие в объявленных блоком праймериз?
– Вот это как раз очень важный момент! Праймериз сегодня – это скорее модно, чем полезно. Этот инструмент будет востребован завтра. Пока же на примере «Единой России» мы видим своего рода дополнительный тур затратной имитации политического процесса, еще один предварительный раунд разного рода жульничества, грызни и заработков политтехнологов. У «ПАРНАСа» тоже ничего путного в этом аспекте не просматривается… Думаю, будет некоторая интернет-активность с попытками перетаскивания мизерного числа сторонников в офлайн, и, в конце концов, «цифры под сукно», а лидеры списков, естественно, определятся по законам жанра.
Мы же предлагаем провести консолидацию нашего «горизонтального поля» гражданского общества, активистов Новосибирска, уже зарекомендовавших себя, имеющих поддержку населения. Эти люди не привязаны к партиям, многие создали успешно действующие общественные организации. Как правило, это независимые, самостоятельные, добившиеся заметных результатов порой вопреки (!) власти люди, и поэтому не стремящиеся в ее ряды. Власть тотально пытается их ангажировать, отсюда и появление «Народного фронта», затаскивание посулами и обещаниями в надуманные праймериз – «Народное голосование».
Со мной некоторые активисты предметно советовались, и могу сказать, что большинство откровенно брезгует иметь дело с «Единой Россией». Поэтому есть идея трансформации предложенных демократических праймериз в дискуссионно-консолидирующее событие, по итогам которого лучшие могли бы выбрать платформу, на которой им удобнее выдвинуться кандидатами в депутаты. Форму возможного мероприятия пока не буду раскрывать. А партия – это только организация, имеющая лицензию, пусть она еще добивается права выдвигать лидеров гражданского общества, именно они – главная ценность и реальная перспектива. Когда-нибудь классические праймериз придут, но пока партийная система не сложилась, а главное – избиратели ее не приняли в том виде, как она есть, а попытки праймериз только усугубляют ситуацию.
– Какую роль может сыграть противостояние областной и городской властей в избирательных кампаниях, на что могут рассчитывать коммунисты?
– Мы наблюдаем тенденцию сращивания условно «красных» чиновников с «серыми», процесс естественный и необратимый. В глазах избирателей вчерашние антиподы постепенно становятся подельниками. Но кредит доверия новый мэр еще не исчерпал, и результат коммунистов во многом будет зависеть от оценки горожанами его деятельности. То, что КПРФ давно стала филиалом правящей партии, значительной части протестного электората ясно давно, и время только усугубляет это разочарование. Но сильный глава исполнительной власти в таком мегаполисе, как наш, мог бы придать своей партии мощный импульс. Пока у Локтя в этом плане получается, мягко говоря, не очень, и время работает не на него… Сделано немало ошибок, и, судя по всему, во время избирательной кампании может быть предъявлено многое, что потянет на информационные бомбы. Противостояние внутри новой-старой власти, действительно есть, среди конкретных фигур его никто не отменял.
Что касается протестного электората в целом, отмечу, что существующий запрос на альтернативу сегодня, в отличие от недавнего прошлого, уже не распространяется на коммунистов. «Ядерный» электорат, конечно, у каждого свой есть, а вот «болото» либо не пойдет на выборы вообще, либо будет искать свое представительство в новой силе, на которую претендуют отлученные пока от представительства во власти демократы.
– Вы лично планируете, помимо модерации процесса, участвовать в качестве кандидата?
– Возможно.