Известный общественник Александр Бакаев заступился за депутата Законодательного собрания Андрея Панферова, против которого выступили «защитники «Тангейзера». Народному избраннику припомнили слова, сказанные им на православном митинге. Бакаев и сам осудил заявления депутата, но объяснил, почему того нельзя теперь строго судить.
Свое послание активист, бывший руководитель Ассоциации обманутых дольщиков и инвесторов, сопроводил черно-белой иллюстрацией и озаглавил «Последнее искушение «Тангейзером», Сибкрай.ru приводит его без правок:
Репетиции постановки «Тангейзер», октябрь 2014 года
«…11 августа 1998 года, за день до выхода фильма, специальная коалиция религиозных организаций устроила массовый протест около студии Universal. 25 тысяч человек разных вероисповеданий, держа Библии, распятия и плакаты, пели в знак протеста, в то время как лидеры провозглашали: «Мы начинаем протестовать… С христианским смирением покончено»… Большинство противников выступало против откровенных сцен, которые, по слухам, были включены в фильм, но которых сами не видели…» (Дон Б. Соува «125 запрещенных фильмов», статья «Последнее искушение Христа»).
Страсти по новосибирскому «Тангейзеру», вроде бы, потихоньку утихают, и вот уже даже, если верить СМИ, Мединский прямо намекает Кехману, что постановку надо вернуть, но тщательно переработать. Представляю себе эту картину: в гроте Венеры на деньги Госдепа пятая колонна предается вакханалиям, НТВ снимает про это фильм «Анатомия протеста 18+», в финале враги народа раскаиваются, но получают по шесть лет общего режима, а у судьи расцветает молоток, прямо как высохший посох в руках Папы, не поверившего в искреннее раскаяние Тангейзера и отказавшего ему в отпущении грехов.
За период с премьеры «Тангейзера» в последней декаде декабря 2014 года до конца марта 2015 года битва за постановку напоминала сцену Ледового побоища из патриотически грамотного, но исторически неточного фильма Эйзенштейна. Не хватало только одновременных врезок эпизодов суда над главными «антигероями». А так… Бесчисленные толпы, стяги, кресты, стороны ломают копья, и вот летит уже голова директора НГАТОиБ. Судебные процессы в киноленте пошли ближе к концу и сильно не затягивались: во Пскове предателя-посадника и католического монаха без волокиты линчевали на месте. У нас все прошло гораздо более удачно. Хороших людей оправдали. Не чудо ли в наше время?
Но вернемся в недавнее прошлое. Примерно недели три назад православные активисты, представители РПЦ, депутаты Госдумы России и Законодательного собрания Новосибирской области, а также прочие присоединившиеся к ним провели в центре Новосибирска очередной митинг под лозунгом «Защитим святыни – спасем Россию». Митинг собрали в прекрасном месте – поблизости от памятника, установленному автору фразы: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (В.И. Ленин. РЦХИДНИ, позже объединенный с ЦХДМО в РГАПСИ, до этого по источнику: фонд 2, оп. 1, дело 22947, л. 4). Дедушка бы одобрил такое массовое скопление.
Но,в целом, судя по публикациям, мероприятие проходило без эксцессов. Митрополит Тихон, сравнивший всех, кто не поучаствует в этом молитвенном стоянии, с «христопродавцами», явно отсутствовал. «Акцию протеста осенили крестом». В качестве, видимо, главного искусствоведа пригласили депутата Госдумы Николая Валуева. Он даже шляпу надел, чтобы сомнений, кто тут разбирается в искусстве, не было.
В общем, все шло обычным порядком, без срывания покровов и анафематствований. И тут на сцену вышел депутат и руководитель фракции «Единой России» в Заксобрании Новосибирско области Андрей Борисович Панферов.
Дальше я цитирую по тексту на Сибкрай.ru: «Имена им, прежде всего, – скабрезники и поганцы, по-другому не скажешь. Потому что вы посмотрите, символ Победы, наш Оперный театр, без флага России в годовщину Победы. Отворили дверь, пустили туда лжережиссера, который поставил такую похабень! Вы посмотрите, что творится: они думают, что если допустят то, что сейчас происходит на Украине, где гибнут наши соотечественники, что их обойдет эта кара, – начал Панферов. – Первые, кто будет болтаться, когда придет сюда фашистская дрянь, – это будут они. Они будут болтаться на фонарях! Они не понимают, что сталкивают лбами все общество, сотрясают нашу державу. Но у них не получится – у нас великая история, великая религия».
Читаю и глазам своим не верю! Вы ли это, Андрей Борисович? Очень неожиданно.
Я смотрел «Тангейзер» в постановке Кулябина, правда, уже в тот день, когда скандальный плакат заменили какой-то невзрачной холстиной, что несколько нарушало стройность драматургии, поскольку неясно было, почему жюри так возбудила эта серая тряпка? Что касается самого плаката, то это, по-моему, прямая аллюзия на первую афишу «Народ против Ларри Флинта» (вторая обычно изображала Вуди Харрельсона в образе Флинта с заклеенным американским флагом ртом). В той, исходной афише, правда, работа была гораздо тоньше, и весьма меткие реминисценции куда более глубоко отражали смысл произведения, чем в новосибирской постановке «Тангейзера».
«Тангейзер». Раньше я его не слышал (повезло только присутствовать в октябре прошлого года на ранней стадии репетиций, во время съемок), хотя тетралогию «Кольцо Нибелунга» в записи слушал, и она произвела на меня мощное впечатление. Слушал выборочно, и с разрывами по времени. Подряд 15 часов железобетонного тевтонского духа, переплавленного в музыку, выдержат не всякие уши. Вагнера из-за его взглядов не особо любил и не люблю. Но что-что, а оперы он писать умел. Подписывал я и репостил в соцсетях петиции за «Тангейзера», Мездрича и так далее. На знаменитый митинг не попал – заканчивал в это время монтажный сценарий ролика для «Радости жизни», что посчитал более важным занятием.
Свобода слова, мысли, совести – то, что, спасибо моим родителям, было заложено в меня в детстве. С возрастом эти понятия облеклись в четкую форму. Я достаточно об этом читал и размышлял, и продолжаю это делать. Свобода личности – высшая ценность, но и платить за нее приходится по высшей ставке.
Тем не менее, мракобесие, пришедшее из глубин одного новосибирского собора, давно уже накрыло город такой удушливой волной, что недолго и задохнуться. Священников, способных на отчитку – особый молебен, чин изгнания бесов – по всей стране, по моему скромному разумению, очень немного. А жаль, ведь некоторым гражданам, называющим себя православными активистами, не помешало бы.
А протоиерею Новопашину напомню кое-что из Толкования на Правила Апостолов. Правило 27. Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1 Пет.2:23).
То, что мы называем Русской православной церковью, по-английски звучит как Russian Orthodox Church, и второе слово в этом словосочетании, очевидно, уже надо понимать в его современном светском значении, а не в переводе с древнегреческого. Ортодоксальная. Твердая, неуступчивая, не терпящая инакомыслия. А мыслие, как заметил кто-то, всегда инакомыслие. Потому что ты или жуешь чужую мысль и надуваешь из нее пузыри слов, или используешь полученное знание как точку опоры, чтобы оттолкнуться (но не оттолкнуть, поскольку сильное знание или вера всегда «весят больше тебя») и двигаться дальше и выше.
Я не буду говорить о «ЗАО РПЦ». Симония, содомия, слияние в экстазе с государством, которое, видимо, перепутали с благодатью Божию… Таким макаром скоро индульгенциями можно будет приторговывать. Настоящих священников осталось немало, может с них и начнется Эпоха Реформации Православной Церкви, которую Римско-католическая проходила пять веков тому назад?
Миряне? Верующие? Да попроси любого, кто идентифицирует себя «православным», назвать хотя бы половину из десяти заповедей, вспомнить хоть один член из 12 Никео-Цареградского символа веры, спроси, как часто он обращается к Библии за советом и по каким поводам, соблюдает ли положенные для мирян правила? Я вот спрашивал, но скоро наскучило.
Но вернемся к тому, ради чего я собственно и решил написать эту колонку. Думаете, я сейчас буду говорить о том, какие депутаты – подлецы и негодяи, только бы им избраться, пообещав горы золотые, а потом – хоть трава не расти. А вот черта с два! Буду здесь писать то, что думаю.
С Андреем Борисовичем мы познакомились по теме обманутых дольщиков. Будучи председателем правления АОДИ, я пришел к нему, как к заместителю профильного комитета Заксобрания Новосибирской области. Законодательство надо было менять не только на федеральном, но и на региональном уровне. Кроме того, некоторые законы могли быть внесены в Госдуму с мест – из региональных советов депутатов.
Помню, он произвел на меня чрезвычайно положительное впечатление: вежливый, деликатный, очень воспитанный человек, но, одновременно – собранный, деловитый, без лишних размусоливаний и заинтересованный в решении проблемы. О себе он практически ничего не рассказывал, но по каким-то мелким деталям – выправке, еще чему-то – он мне показался бывшим кадровым военным, но каким-то необычным, не дубовым, что, уж извините, случается в категории старых служак.
В общем, на тот момент его биография меня не слишком интересовала, лишь бы дело делалось. И тут он проявил себя с наилучшей стороны. Мы рассматривали все возможные варианты изменений, направленных на помощь дольщикам, консультировались с приглашенными им специалистами по государственному законодательству, разрабатывали черновик законопроекта –сперва об увеличении выплат пострадавшим гражданам, потом о выделении дополнительных земельных участков, что справедливо виделось более перспективным направлением. В общем, работа шла на редкость хорошо.
Не знаю, как там у него дела на округе, но если он всегда так работает, то, наверное, все нормально.
В общем, где-то может через полгода, заглянул я на его личную страницу в разделе «Депутаты 5-го созыва» на сайте Заксобрания. И тут меня переклинивает: в списках наград, в частности – три (!) ордена Красной звезды и орден Мужества. Смотрю по дате рождения – видимо, Афган, потому, что их до 1991-го вручали включительно. Дальше дело несложное: порылся в интернете, нашел пару статей с его интервью и воспоминаниями однополчан… Кому не лень, легко может найти. Когда мы с ним в следующий раз встретились, я уже совсем по-другому на него смотрел. Хотя в отношениях ничего не поменялось: я не спрашивал, он не рассказывал.
Когда летом 2013 года я начал снимать фильм «Стройки капитализма» о новосибирском девелопменте, вопроса, у кого из профильных депутатов, при этом – не девелоперов одновременно, взять интервью, у меня не возникло. Для политеса, конечно, предложил сначала главе комитета, зная, что он все равно откажется. Так и вышло. А потом мы со съемочной группой приехали к Андрею Борисовичу, и он дал отличное интервью – откровенное, без политических уверток. Просто честное.
Я его всегда уважал, и, надеюсь, буду уважать. Вне зависимости от того, что он говорит с трибуны.
Поэтому, Андрей Борисович, у меня к Вам огромная личная просьба. Я все понимаю: партийная должность обязывает, увертливой политической риторике Вы не учились… Просто помните: когда Вы в следующий раз выйдете на трибуну, взгляните на вопрос и с другой стороны, со стороны тех, кто «по ту сторону баррикад», вдумайтесь в это. Вы хотите, чтобы они впервые узнали, а потому и запомнили Вас таким: «скабрезники», «поганцы», «болтаться на фонарях»? Или наоборот? Ведь Вы лучше других знаете цену пролитой крови, когда градус ненависти растет. Найдите другие слова. Вы умеете. Тому, кто по-настоящему воевал, гораздо легче доказать, что дурной мир лучше доброй ссоры. Будьте настоящим политиком. Тем, который примиряет. Так сложнее, но зато – честнее.
С уважением,
Александр Бакаев».