«Партия власти» пользуется поддержкой 38% избирателей, от нее отстает КПРФ, у которой 22% электоральной поддержки. Такие данные были озвучены 16 апреля на научно-практической конференции, проведенной новосибирским филиалом Фонда развития гражданского общества.
Уличный опрос, проведенный по заказу ФоРГО социологами Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, выявил электоральные предпочтения новосибирцев на сегодняшний день. Кроме лидеров – «Единой России» и КПРФ, новосибирцы назвали и аутсайдеров. ЛДПР поддерживают 8%, а «Справедливую Россию» – 3% избирателей.
По сравнению с концом марта прошлого года «Единой России» удалось существенно улучшить свои позиции (на 9%), фактически «при своих» осталась и КПРФ (в прошлом году в этот период они имели 25,4% поддержки). А вот двухпроцентный прирост справедливороссов укреплением своих позиций вряд ли можно считать – этот прирост находится в рамках допустимой погрешности, как и потеря процентов либеральными демократами. Данные прошлогоднего опроса, проведенного 23 марта 2014 года, приводятся в таблице ниже.
«Значительный рост поддержки единороссов отнюдь не означает, что именно партия, особенно ее Новосибирское региональное отделение, сотрясаемое скандалами, стала более убедительной или привлекательной для населения. Сегодня мы фиксируем тот феномен, на который обратили внимание в сентябре прошлого года, когда на губернаторских выборах существенную роль сыграл «фактор Путина», – прокомментировал результаты опроса Константин Антонов, доктор социологических наук, руководитель новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества.
По мнению эксперта, и предстоящей осенью авторитет Путина, поддержка которого населением Новосибирска оценивается в 82%, символически распространяется и на «партию власти». Однако этот авторитет не похож на «банковский капитал»: когда в реальную предвыборную борьбу вступят политические конкуренты, незыблемые позиции единороссов могут существенно поколебаться.
«Им предстоит до седьмого пота потрудиться, чтобы сохранить этот уровень поддержки, – высказал мнение Антонов. – Учитывая то, что значительное число своих сторонников и членов партии они способны провести по одномандатным округам, большинство в Законодательном собрании «Единая Россия» себе обеспечит. С городским советом депутатов Новосибирска дело обстоит сложнее, речь идет о том, какое это будет большинство».
На застывшие показатели КПРФ влияет и тот факт, что партия фактически заключила негласное соглашение о «ненападении» с «Единой Россией» и областным правительством. В течение года коммунисты воздерживались от резкой критики своих оппонентов, не устраивали никаких протестных акций, за счет которых они обычно привлекают к себе электорат и формируют медийную повестку. «А главное знамя коммунистов Анатолий Локоть, прочно прификсированое к флагштоку, лишь обдувает ветерок, а не колышится под порывами политических ветров на улицах и площадях», – сказал Константин Антонов. По его мнению, перед коммунистами в предстоящую электоральную кампанию стоит непростая задача. С одной стороны, они должны вступить в бескомпромиссную борьбу со своими политическими оппонентами и отвоевать у них максимальное количество мест. С другой, им нужно умудриться «не подставить» своего лидера, на положении которого этот конфликт может отразиться в дальнейшем.
Социологи не обнаружили ничего нового и в распределении партийной поддержки между различными возрастными группами. По-прежнему ядерным электоратом КПРФ являются люди старшего возраста, и совсем незначительную поддержку коммунисты имеют в молодежной среде. У «Единой России» возрастные корреляции отличаются ненамного, хотя в группе от 18 до 45 лет, эта поддержка в два-три раза превышает значения у коммунистов.
Деятельность Владимира Городецкого на посту губернатора, как показал опрос, положительно оценивают 49% жителей. И примечательно, что среди тех, кто одобряет его работу, значительное число сторонников КПРФ, а это следствие мирных договоренностей между «мэрскими» и «губернаторскими». К губернатору сформировано деидеологизированное отношение, большинство его воспринимает больше как хозяйственника, нежели как политика.
Наиболее статусными в глазах новосибирцев институтами власти являются губернатор и мэр. Они склонны персонифицировать власть. К тому же, медийная повестка формируется в основном этими персонами. На мнении новосибирцев сказался и уже упоминавшийся «феномен губернатора», когда к действиям правительства области предъявляются более серьезные требования, чем к действиям мэрии. Тем не менее, большинство положительно оценивают деятельность всех региональных и городских институтов власти.
Число неопределившихся с выбором составляет всего 15% вместо 30% на эту дату прошлого года во время мэрской кампании. А доля тех, кто не собирается идти на выборы – 6% вместо 11%, как это было в прошлом году.
«При проведении этого уличного опроса социологами был применен дополнительный контроль, из-за чего две трети интервьюеров на второй день не вышли на работу. Специальные контролеры предъявляли к ним весьма строгие требования, 25% опросных листов были ими забракованы в первый день опроса, – рассказал Константин Антонов. – И второе «технологическое новшество» заключалось в том, что опрашиваемые жители Новосибирска должны были иметь электоральный опыт. Если человек ни разу или в последние годы не участвовал в голосовании, то его не опрашивали. Таким образом, в фокус исследования попали «квалифицированные» избиратели, которые с большей долей вероятности придут голосовать и предстоящей осенью».
Опрос проводился 28-30 марта во всех районах Новосибирска, на 38 площадках по пропорциональной выборке. Всего опрошено 1230 респондентов.