Контрольно-счетная палата проверила законность и эффективность использования бюджетных средств, направленных на развитие туризма в Новосибирской области в 2022-2023 годах, – министерство экономического развития региона получило представление об устранении многочисленных нарушений.
Контрольно-счетная палата выявила многочисленные нарушения по государственной программе «Развитие туризма в Новосибирской области». При этом сама реализация госпрограммы признана эффективной.
Так, проверяя законность и эффективность использования бюджетных средств, направленных на реализацию этой программы, аудиторы выяснили, что перечень приоритетных направлений развития туризма в регионе не соответствует приоритетным направлениям, установленным Федеральным законом об основах туристической деятельности и региональному закону о развитии туризма.
«В Новосибирской области экологический туризм не отнесен к приоритетным, актуальным или перспективным видам туризма, – добавили в КСП. – Реализация мер по поддержке сельского туризма отнесена к полномочиям министерства экономического развития Новосибирской области, фактически осуществляется министерством сельского хозяйства Новосибирской области в рамках государственной программы в сфере развития сельского хозяйства».
При этом объем финансирования госпрограммы развития туризма, которая реализуется на территории области с 2022 года, предусмотрен в размере 1,067 миллиарда рублей на период с 2022 года по 2030 год. Это значительно превышает объем государственной поддержки развития туризма за 2012-2021 годы (122,1 миллиона рублей).
За два года на решение всего четырех задач программы было выделено 442,8 миллиона рублей: 92,8 миллиона – в 2022 году (90,6 % к плану), 350 миллионов – в 2023 году (90,1 %). Аудиторы отмечают, что темп роста к 2022 году (377,4 %) обусловлен привлечением средств федерального бюджета в рамках реализации двух региональных проектов.
Тем временем, на исследования по определению своего туристического потенциала регион потратил более 9 миллионов рублей, на повышение качества услуг в сфере туризма – более 2 миллионов рублей, повышение узнаваемости туристических продуктов – более 42 миллионов.
На поддержку общественных и предпринимательских инициатив по развитию туризма за указанный период был предоставлен 31 грант на 101,2 миллиона рублей.
«При увеличении предельного размера гранта с 3 миллионов рублей в 2022 году до 5 миллионов рублей в 2023 году объем бюджетных средств на мероприятие снизился с 60 миллионов рублей до 50 миллионов рублей, что на фоне роста заявленной потребности в государственной поддержке привело к сокращению количества получателей грантов в 2,2 раза и позволило удовлетворить заявки только на 18,3 % (в 2022 году – на 40,8%), – указывают в Контрольно-счетной палате. – Не использованы и возвращены в областной бюджет в полном объеме средства 2022 года двумя грантополучателями (6 миллионов рублей)».
При этом, как отметили аудиторы, контроль за достижением показателей и результатов, установленных соглашением, в нарушение порядка предоставления грантов не осуществлялся. Кроме того, соглашение с грантополучателем, который не достиг необходимых результатов, не расторгнут. А тремя грантополучателями в нарушение тех же положений соглашения отчетность по использованию средств предоставлена несвоевременно.
Кроме того, в ходе проверки выяснилось, что порядок предоставления грантов имеет ряд недостатков, которые могут влиять на эффективность использования бюджетных средств: один и тот же заявитель может ежегодно получать грант (при установленном сроке реализации проекта 18 месяцев); при отказе получателя от средств гранта не предусмотрено их перераспределение другим заявителям, прошедшим конкурсный отбор; не предусмотрен контроль за соблюдением ряда требований при приобретении транспортных средств и так далее.
В рамках мероприятий госпрограммы поддержано 11 муниципальных инициатив, направленных на развитие туризма (в 2022 году – четыре при плане пять единиц, в 2023 году – семь при плане шесть единиц). Муниципальными образованиями в 2022 году реализовано только три проекта, в 2023 году – пять проектов: так как подрядчики нарушили сроки исполнения муниципальных контрактов, проект администрацией муниципального образования в полном объеме не реализован. Контроль-счетная палата указывает, что порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям не приведен в соответствие с постановлением регионального правительства. В 2022-2023 годах в нарушение порядка предоставления субсидий не были соблюдены условия о наличии контрактов, заключенных в соответствии с законом о контрактной системе, а информация о проведении конкурсного отбора в 2022 году размещена на сайте министерства экономического развития позднее установленного срока. Выяснилось также, что администрации семи районов области нарушили сроки предоставления отчетности о выполненных работах и о расходах – от 1 до 23 дней.
Своевременно не размещается и информация в туристском реестре, а размещенные реестры не содержат актуальных сведений.
«В нарушение закона о контрактной системе исполнителями по 10 контрактам не своевременно выполнены работы (оказаны услуги), пять контрактов расторгнуто. Несвоевременное исполнение (неисполнение) контрактов на размещение туристской навигации (почти 4 миллиона рублей) привело к недостижению целевого индикатора "количество муниципальных образований Новосибирской области, на территории которых внедрена система туристской навигации"», – выявлено в ходе проверки КСП.
При этом реализация госпрограммы в 2022-2023 годах признана эффективной (в 2022 году достигнуты 7 из 11 целевых индикаторов, в 2023 году – 7 из 12 целевых индикаторов). Недостижение показателя по количеству иностранных туристов, въехавших на территорию Новосибирской области, как считают в КСП, обусловлено внешеэкономическими факторами.
Отметим, по данным Росстата, за 2023 год туристический поток в Новосибирскую область составил 2,7 миллиона поездок, что в 1,5 раза выше уровня 2022 года (1 место среди регионов Сибирского федерального округа и 10 место в России). По итогам 2023 года регион занял 11 место в Национальном туристическом рейтинге привлекательности среди субъектов России, поднявшись за четыре года в рейтинге на пять позиций.
Вместе с тем, отмечают аудиторы, учитывая масштабность заявленной цели, конкурсный характер выделения средств из федерального бюджета нужно усилить взаимодействие между органами государственной власти региона, с органами местного самоуправления – в части развития различных видов туризма, в том числе, подготовки качественных проектов для получения государственной поддержки на федеральном уровне.
По результатам проверки КСП предложила правительству Новосибирской области привести в соответствие приоритетные виды развития туризма и полномочия по поддержке развития сельского туризма, а также предоставление грантов и субсидий муниципальным образованиям. Кроме того, региональным властям предложено рассмотреть вопрос о дальнейшем финансировании мероприятий по повышению доступности туристических продуктов для отдельных категорий граждан и внесении в программу отдельных мероприятий (проектов) по развитию экологического туризма.
Министерству экономического развития Новосибирской области же направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Контрольно-счетная палата выявила многочисленные нарушения по государственной программе «Развитие туризма в Новосибирской области». При этом сама реализация госпрограммы признана эффективной.
Так, проверяя законность и эффективность использования бюджетных средств, направленных на реализацию этой программы, аудиторы выяснили, что перечень приоритетных направлений развития туризма в регионе не соответствует приоритетным направлениям, установленным Федеральным законом об основах туристической деятельности и региональному закону о развитии туризма.
«В Новосибирской области экологический туризм не отнесен к приоритетным, актуальным или перспективным видам туризма, – добавили в КСП. – Реализация мер по поддержке сельского туризма отнесена к полномочиям министерства экономического развития Новосибирской области, фактически осуществляется министерством сельского хозяйства Новосибирской области в рамках государственной программы в сфере развития сельского хозяйства».
При этом объем финансирования госпрограммы развития туризма, которая реализуется на территории области с 2022 года, предусмотрен в размере 1,067 миллиарда рублей на период с 2022 года по 2030 год. Это значительно превышает объем государственной поддержки развития туризма за 2012-2021 годы (122,1 миллиона рублей).
За два года на решение всего четырех задач программы было выделено 442,8 миллиона рублей: 92,8 миллиона – в 2022 году (90,6 % к плану), 350 миллионов – в 2023 году (90,1 %). Аудиторы отмечают, что темп роста к 2022 году (377,4 %) обусловлен привлечением средств федерального бюджета в рамках реализации двух региональных проектов.
Тем временем, на исследования по определению своего туристического потенциала регион потратил более 9 миллионов рублей, на повышение качества услуг в сфере туризма – более 2 миллионов рублей, повышение узнаваемости туристических продуктов – более 42 миллионов.
На поддержку общественных и предпринимательских инициатив по развитию туризма за указанный период был предоставлен 31 грант на 101,2 миллиона рублей.
«При увеличении предельного размера гранта с 3 миллионов рублей в 2022 году до 5 миллионов рублей в 2023 году объем бюджетных средств на мероприятие снизился с 60 миллионов рублей до 50 миллионов рублей, что на фоне роста заявленной потребности в государственной поддержке привело к сокращению количества получателей грантов в 2,2 раза и позволило удовлетворить заявки только на 18,3 % (в 2022 году – на 40,8%), – указывают в Контрольно-счетной палате. – Не использованы и возвращены в областной бюджет в полном объеме средства 2022 года двумя грантополучателями (6 миллионов рублей)».
При этом, как отметили аудиторы, контроль за достижением показателей и результатов, установленных соглашением, в нарушение порядка предоставления грантов не осуществлялся. Кроме того, соглашение с грантополучателем, который не достиг необходимых результатов, не расторгнут. А тремя грантополучателями в нарушение тех же положений соглашения отчетность по использованию средств предоставлена несвоевременно.
Кроме того, в ходе проверки выяснилось, что порядок предоставления грантов имеет ряд недостатков, которые могут влиять на эффективность использования бюджетных средств: один и тот же заявитель может ежегодно получать грант (при установленном сроке реализации проекта 18 месяцев); при отказе получателя от средств гранта не предусмотрено их перераспределение другим заявителям, прошедшим конкурсный отбор; не предусмотрен контроль за соблюдением ряда требований при приобретении транспортных средств и так далее.
В рамках мероприятий госпрограммы поддержано 11 муниципальных инициатив, направленных на развитие туризма (в 2022 году – четыре при плане пять единиц, в 2023 году – семь при плане шесть единиц). Муниципальными образованиями в 2022 году реализовано только три проекта, в 2023 году – пять проектов: так как подрядчики нарушили сроки исполнения муниципальных контрактов, проект администрацией муниципального образования в полном объеме не реализован. Контроль-счетная палата указывает, что порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям не приведен в соответствие с постановлением регионального правительства. В 2022-2023 годах в нарушение порядка предоставления субсидий не были соблюдены условия о наличии контрактов, заключенных в соответствии с законом о контрактной системе, а информация о проведении конкурсного отбора в 2022 году размещена на сайте министерства экономического развития позднее установленного срока. Выяснилось также, что администрации семи районов области нарушили сроки предоставления отчетности о выполненных работах и о расходах – от 1 до 23 дней.
Своевременно не размещается и информация в туристском реестре, а размещенные реестры не содержат актуальных сведений.
«В нарушение закона о контрактной системе исполнителями по 10 контрактам не своевременно выполнены работы (оказаны услуги), пять контрактов расторгнуто. Несвоевременное исполнение (неисполнение) контрактов на размещение туристской навигации (почти 4 миллиона рублей) привело к недостижению целевого индикатора "количество муниципальных образований Новосибирской области, на территории которых внедрена система туристской навигации"», – выявлено в ходе проверки КСП.
При этом реализация госпрограммы в 2022-2023 годах признана эффективной (в 2022 году достигнуты 7 из 11 целевых индикаторов, в 2023 году – 7 из 12 целевых индикаторов). Недостижение показателя по количеству иностранных туристов, въехавших на территорию Новосибирской области, как считают в КСП, обусловлено внешеэкономическими факторами.
Отметим, по данным Росстата, за 2023 год туристический поток в Новосибирскую область составил 2,7 миллиона поездок, что в 1,5 раза выше уровня 2022 года (1 место среди регионов Сибирского федерального округа и 10 место в России). По итогам 2023 года регион занял 11 место в Национальном туристическом рейтинге привлекательности среди субъектов России, поднявшись за четыре года в рейтинге на пять позиций.
Вместе с тем, отмечают аудиторы, учитывая масштабность заявленной цели, конкурсный характер выделения средств из федерального бюджета нужно усилить взаимодействие между органами государственной власти региона, с органами местного самоуправления – в части развития различных видов туризма, в том числе, подготовки качественных проектов для получения государственной поддержки на федеральном уровне.
По результатам проверки КСП предложила правительству Новосибирской области привести в соответствие приоритетные виды развития туризма и полномочия по поддержке развития сельского туризма, а также предоставление грантов и субсидий муниципальным образованиям. Кроме того, региональным властям предложено рассмотреть вопрос о дальнейшем финансировании мероприятий по повышению доступности туристических продуктов для отдельных категорий граждан и внесении в программу отдельных мероприятий (проектов) по развитию экологического туризма.
Министерству экономического развития Новосибирской области же направлено представление об устранении выявленных нарушений.