Депутаты Законодательного собрания единогласно приняли проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» во втором чтении. К рассмотрению законопроекта поступило 330 поправок.
Сегодня, 14 декабря, депутаты Законодательного собрания Новосибирской области на 39 сессии рассмотрели во втором чтении проект закона об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Перед рассмотрением вопроса было заслушано видеообращение первого зампредседателя Госдумы РФ Александра Жукова.
«Не так давно Государственная дума приняла федеральный бюджет на следующие три года. В условиях продолжения санкционного давления бюджет сформирован, исходя из общегосударственных приоритетов, наших национальных интересов, стратегических и текущих планов по всем ключевым направлениям, – отметил Жуков. – Доходы регионального бюджета Новосибирской области растут и область становится самодостаточной».
Тем не менее, по словам Жукова, на федеральном уровне для Новосибирской области предусмотрено почти 30 миллиардов рублей межбюджетных трансфертов. На 2024 год в федеральном бюджете для региона предусмотрена дотация на выравнивание в размере 2 миллиардов рублей. Также принято решение о направлении дополнительно 2,3 миллиарда рублей на поддержку мер по обеспечению сбалансированности регионального бюджета (распоряжение правительства РФ об этом ожидается в ближайшее время).
Средства из федерального бюджета Новосибирской области выделяются на: модернизацию первичного звена здравоохранения (1,7 миллиарда рублей), капитальный ремонт 35 школ области (1,5 миллиарда рублей), строительство 9 школ (более 1 миллиарда рублей), доплаты за классное руководство в образовательных организациях (почти 1,7 миллиарда рублей), горячее питание в начальной школе (1,6 миллиарда рублей), современную городскую среду (почти 700 миллионов), на городскую среду в малых городах и исторических поселениях (260 миллионов), на сельское хозяйство (более 2 миллиардов рублей), на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог (5,9 миллиарда рублей).
Прокурор Новосибирской области Александр Бучман в своем выступлении отметил, что в регионе была сформирована эффективная практика совместной правотворческой работы при принятии регионального бюджета.
«На социально-значимые нужды жителей области по предложению прокуратуры было предусмотрено более 3 миллиардов рублей. Еще свыше 800 миллионов рублей выделено из областного бюджета в течение года, в том числе в рамках заключенного с губернатором области соглашения о взаимодействии для оперативного решения социальных проблем по жалобам особого контроля генерального прокурора России», – указал Бучман.
Александр Бучман уточнил, что по его поручению, прокуроры городов и районов приступили к формированию такой практики на местах. В результате совместной с главами и депутатами работы, из местных бюджетов выделено около 30 миллионов рублей на социальные нужды сельских жителей. В проектах местных бюджетов на 2024 год на это предусмотрено уже 67 миллионов рублей. Под вниманием прокуроров находятся вопросы социальной защиты жителей региона, участников СВО, инвалидов, обеспечение жильем детей-сирот и обманутых дольщиков. Бучман отметил, что дополнительные предложения прокуратуры содержатся в поправках к проекту закона об областном бюджете на 2024 год.
«Предлагаю рассмотреть вопрос об увеличении в проекте закона об областном бюджете на 2024 год ко второму чтению размера финансирования расходов на обеспечение жильем детей-сирот на сумму не менее 800 миллионов рублей», – подчеркнул прокурор области в своем выступлении.
Он указал, что серьезной проблемой на сегодняшний день является дорожная отрасль, а также состояние тротуаров в городе Новосибирске. По мнению Бучмана, для решения проблемы требуется увеличение финансирования как за счет городского бюджета, так и бюджета области. Кроме того, он считает необходимым приступить к поэтапному решению вопросов финансирования ликвидации несанкционированных свалок. На эти цели сегодня, по его подсчетам, требуется не менее 2 миллиардов рублей, в том числе с софинансированием из областного бюджета. В дополнительной социальной поддержке, уточнил прокурор, нуждаются и работники скорой медицинской помощи, и введение со следующего года практики «колесных выплат» позволит привлечь в отрасль дополнительные кадры и снять нагрузку на действующие бригады. Для реализации прав детей на получение школьного образования в надлежащих условиях он предложил включить в бюджет следующего года расходы на капитальный ремонт здания Колывановой школы №2 105 миллионов рублей.
Председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев в своем докладе указал, что ко второму чтению сформировано две таблицы поправок. Первая таблица включает в себя 330 поправок, вторая содержит одну поправку, рекомендованную к отклонению. Так, от губернатора региона ко второму чтению поступила 281 поправка, от комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности – 49 поправок.
«Поправками губернатора Новосибирской области предлагается увеличить доходы и расходы областного бюджета на 2024 год на 11,1 и 14,1 миллиардов рублей соответственно. Дефицит увеличен на 3 миллиарда. И на плановый период 2025 и 2026 годов доходы и расходы увеличиваются на 13,5 и 7,9 миллиардов соответственно, – рассказал Николаев. – Увеличение на 2024 год доходов и расходов запланировано за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета в размере 11,1 миллиардов рублей и привлечения заемных средств».
На 2024 год предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований по ряду социально-значимых направлений: 13,4 миллиарда рублей – на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, 5,3 миллиарда рублей – на приведение в нормативное состояние объектов дорожного хозяйства, 1 миллиард рублей – на обеспечение жильем детей-сирот, 1,3 миллиард рублей – на программу комплексного развития сельских территорий, 829 миллионов рублей – на модернизацию первичного звена здравоохранения в сельских территориях, 763,4 миллиона рублей – на обеспечение населения чистой питьевой водой, 572,3 миллиона рублей – на реализацию новых инвестиционных проектов, 380 миллионов – на реализацию наказов избирателей, 349 миллионов рублей – на организацию благоустройства дворовых территорий, на разработку проектно-сметной документации для строительство метрополитена – 180 миллионов рублей (с учетом первого чтения – всего 360 миллионов рублей).
Кроме того, в поправках запланировано повышение заработной платы работникам бюджетной сферы – на 6,3 миллиардов рублей в 2024 году, и в плановом периоде 2025 и 2026 годах – 5,1 и 5,5 миллиардов рублей соответственно.
Николаев уточнил, что в поправках губернатора были учтены следующие предложения прокуратуры: увеличены бюджетные ассигнования на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (около 1 миллиарда рублей, всего 4,3 миллиарда рублей), предусмотрены бюджетные ассигнования на устройство и ремонт тротуаров (118 миллионов рублей, из которых 100 миллионов – городу Новосибирску); увеличены бюджетные ассигнования на ликвидацию несанкционированных свалок (дополнительно 5,7 миллионов рублей Баганскому району, всего 40 миллионов рублей); увеличение на 105,3 миллионов рублей – субсидия Колыванскому району на капитальный ремонт школы № 2; 99,7 миллиона рублей на дополнительные выплаты работникам скорой помощи.
Учтены в поправках также: строительство ФАПов в связи с удорожанием работ (110 миллионов рублей дополнительно); 67,3 миллионов рублей – на благоустройство территории городских округов, расположенных в границах Новосибирской агломерации; 100 миллионов рублей – на ремонт автомобильных дорог муниципальных образований; 51,7 миллион рублей – на разработку ПСД для строительства бассейнов в Коченевском и Тогучинском районах.
Федор Николаев подчеркнул, что во второй таблице поправок содержится всего лишь одна поправка, поступившая от депутата Вячеслава Илюхина, которая рекомендована комитетом к отклонению. Илюхин предлагал исключить из областного бюджета на 2024 год финансирование строительства инфекционной больницы и семи поликлиник в городе Новосибирске, а также шести школ, которые возводятся в рамках государственно-частного партнерства.
«По итогам заседания рабочих групп и комитета сформирована рекомендация правительству – в первом квартале 2024 года представить информацию о принятых решениях по реализации действующих соглашений ГЧП и концессий с учетом выполнения партнером сроков строительства, повышения стоимости строительства и удорожания кредитных ресурсов», – уточнил Николаев.
Депутат Николай Мочалин решил уточнить судьбу решения по финансированию наказов избирателей. Федор Николаев ответил, что «основная программа состоит из наказов избирателей, которых собрали в разы больше, чем бюджет может себе позволить выполнить». В текущих поправках, вернулся Николаев к своему докладу, дополнительно на реализацию наказов учтено 380 миллионов рублей. Что, по мнению Николая Мочалина, недостаточно.
Депутат Дмитрий Франчук обратил внимание на таблицу поправок, где запланировано за счет резервного фонда на приобретение коммунальной техники Новосибирску в количестве 138 единиц в сумме 375 миллионов рублей ежегодно. Он спросил у мэра Анатолия Локтя: «А люди-то есть, кому работать на этой технике?» На что Локоть заявил, что «такая задача поставлена, но набирать штат, пока техники нет, смысла нет».
«Проведена огромная работа. Более 300 поправок. Наверное, с каждым годом у нас количество поправок увеличивается, но тем не менее они все профессионально отработаны. Проведены два совещания отдельно по городским округам и по сельским районам. Все депутаты, у кого были вопросы, приходили. У кого остались вопросы, мы находили приемлемые решения. Никто не остался без ответа», – отметил председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив и попросил коллег поддержать основной финансовый документ.
В итоге депутаты приняли бюджет Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов во втором чтении единогласно.
После такого решения губернатор Новосибирской области Андрей Травников поблагодарил всех, кто работал над бюджетом.
«В очередной раз продемонстрирована очень конструктивная, порой плотная работа за короткий период. Рассмотрены сотни поправок, большинство из них поддержаны. Приоритеты остаются прежние: это исполнение наказов, поддержка муниципалитетов в их развитии, в том числе города Новосибирска. В пакете для столицы есть средства на приобретение общественного транспорта, приобретение коммунальной техники, благоустройство, тротуары, дороги. Крупный пакет поправок – на социальную поддержку различных категорий граждан, в том числе участников специальной военной операции и членов их семей. Наверное, сегодня это главные приоритеты в нашей жизни, и мы совместными решениями постарались в бюджете все эти приоритеты учесть», – прокомментировал Травников.
Андрей Шимкив напомнил, что это седьмой бюджет, принятый вместе с губернатором Андреем Травниковым.
«300 с лишним поправок. Поверьте, над каждой поправкой трудились все: депутаты, министры, партии, правительство и так далее. Все было отработано. Единогласное голосование – это показатель только того, что все отработано на 100 %. Это огромный труд», – подчеркнул Шимкив.
Напомним, что ранее депутаты Законодательного собрания практически единогласно приняли проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» в первом чтении. Однако во время обсуждения не обошлось без острых замечаний и дополнительных предложений.
К рассмотрению проекта закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» во втором чтении поступило 330 поправок. Поправки губернатора области ранее прокомментировал заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко.