Лента новостей

Все новости

Популярное

КСП обнаружила нарушения и недостатки в отчете об исполнении областного бюджета за 2022 год

 Анна Алябьева   Фото: архив

КСП обнаружила нарушения и недостатки в отчете об исполнении областного бюджета за 2022 год

Контрольно-счетная палата Новосибирской области проанализировала исполнение бюджета региона за 2022 год. В пояснительной записке говорится, что на фоне роста социально-экономического развития региона в 2021 году, по итогам 2022 года отмечен экономический спад. При этом аудиторы нашли ряд нарушений в отчете.

В Новосибирской области в 2022 году по большинству социально-экономических показателей темпы роста оказались ниже прогнозируемых – по сравнению с 2021 годом произошло их сокращение. Так, уменьшились темпы роста валового регионального продукта в реальном выражении, промышленного производства, сельскохозяйственной продукции, розничной торговли. Исключение составляют такие направления, как платные услуги населению, объем строительных работ и ввод в действие жилых домов.

В прошедшем году, как следует из документа, уровень общей безработицы в регионе уменьшился с 6,1 % до 4,7 %, официальной – с 1,8 % до 0,9 %. При этом темп роста зарплаты в реальном выражении снизился с 104,5 % до 97,6 %, а индекс потребительских цен, напротив, вырос с 106,4 % до 113,8 %. Уровень рождаемости за год уменьшился со 10,2 до 9,6 человек на 1000 жителей, смертности – с 17 до 13,8 человек. В итоге, по данным переписи, численность населения области уменьшилась на 3,2 тысячи человек.

«По ряду показателей реальные темпы роста в области были ниже, чем в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации (инвестиции в основной капитал, выпуск продукции сельского хозяйства, среднемесячная заработная плата). Значение большинства показателей в расчете на душу населения также остается ниже, чем в среднем по стране (за исключением ввода жилья)», – отмечают в КСП.

Отметим, что областной бюджет в 2022 году исполнен по доходам в сумме 272 801 570,5 тысяч рублей (105,5 % к плану), по расходам – 267 946 341,5 тысяч рублей (94,8 % к плану), профицит составил 4 855 229,0 тысяч рублей (при планировавшемся дефиците 23 939 887,0 тысяч рублей). По сравнению с 2021 годом профицит уменьшился в 3,2 раза и составил 1,8 % от объема доходов бюджета. В течение года в Закон об областном бюджете вносились два изменения, согласно которым плановые доходы увеличились на 14,3 %, расходы – на 16,6 %, дефицит – на 49,9 %.

«Установлены нарушения и недостатки в бюджетном учете главных администраторов средств областного бюджета и подведомственных им учреждений, влияющие на данные об активах и обязательствах области. В ряде случаев неоплаченная в срок дебиторская задолженность по платежам в бюджет не отражалась в качестве просроченной либо необоснованно признавалась безнадежной (сомнительной) и списывалась», – подчеркнули аудиторы.
Размер государственного долга региона на 1 января 2023 года составил 47 881 219,4 тысяч рублей или 81 % к плану, темп роста долга к 2021 году – 114,1 %. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в прошлом году исполнены в объеме 1 165 893,3 тысяч рублей или 62,3 % к плану, темп роста расходов к 2021 году – 76,2 %.


Неисполнение планов и нарушения

Аудиторами Контрольно-счетной палаты Новосибирской области установлено недоисполнение плана расходов на развитие здравоохранения – 2 356 267,4 тысячи рублей. Всего расходы на реализацию госпрограммы исполнены в объеме 43 351 052,7 тысяч рублей. В ходе проверки КСП установлено, что основной причиной недоисполнения расходов на строительство, реконструкцию и оснащение медицинских организаций (на 901 639,4 тысячи рублей.) является ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств по заключенным контрактам. Так, ООО «Гармония», ООО «Гранд-Медика», ИП Артамонова А.Н., ООО «МН Медикал», ООО «НТЦ Синергия», ООО «Септико», ООО «Кубань-рентген МТ» и ООО «Авантамед» не исполнили обязательства по поставке медицинского оборудования и изделий на общую сумму 518 587,9 тысяч рублей.

«Объемы финансирования госпрограммы, предусмотренные в ее действующей редакции, не соответствуют Закону об областном бюджете (меньше на 295 787,1 тысячу рублей). Госпрограмма приведена в соответствие с уточненной бюджетной росписью», – говорится в документе.

Кроме того, выяснилось, что министерство здравоохранения Новосибирской области несвоевременно оплатило контракт на поставку рентгеновских аппаратов на 41 041,1 тысячу рублей. При этом основными результатами в сфере реализации госпрограммы в 2022 году названы снижение смертности от туберкулеза с 8,9 до 7,9 случаев на 100 тысяч населения и увеличение охвата пациентов медицинской реабилитацией с 25,3 % до 27,3 %.

Тем временем план расходов на реализацию программы по содействию занятости населения был превышен – на 127 321,2 тысячи рублей. Расходы на реализацию госпрограммы исполнены в объеме 2 041 004,8 тысяч рублей или 106,7 % к плану. Темп роста расходов к 2021 году – 74,7 %. Основная часть средств использована на социальные выплаты безработным (68,1 %) и обеспечение деятельности центров занятости населения (24 %).

«Объемы финансирования госпрограммы, предусмотренные в ее действующей редакции, не соответствуют Закону об областном бюджете (больше на 130 451,6 тысяч рублей). Госпрограмма приведена в соответствие с уточненной бюджетной росписью», – говорится в документах КСП.

Основные результаты за 2022 год – уменьшение уровня зарегистрированной безработицы с 1,8 % до 0,9 %, коэффициента напряженности на рынке труда с 0,5 до 0,4 единиц, увеличение доли работающих инвалидов трудоспособного возраста с 31,3 % до 32 %.

Недоисполнение плана расходов установлено и по результатам реализации программы «Управление государственными финансами» – на 1 106 057,7 тысяч рублей. В итоге расходы на реализацию программы исполнены в объеме 22 223 726,6 тысяч рублей или 95,3 % к плану.

Основной причиной недоисполнения расходов на обеспечение деятельности подведомственных учреждений (на 71 265,2 тысячи рублей) названо несвоевременное исполнение контрагентами обязательств по контрактам. 

Неисполнение бюджета установлено и в расходах на реализацию госпрограммы «Юстиция» – на 28 459,7 тысяч рублей, региональной программы профессионального образования – на 72 347,1 тысячу рублей. При этом в ходе внешней проверки установлено, что причиной недоисполнения расходов на обновление и модернизацию объектов профессиональных образовательных организаций (на 5 931,7 тысяч рублей) является отказ от проведения реконструкции здания в селе Довольное. Для размещения студенческого общежития аграрного колледжа планируется снос старого и строительство нового здания.

Неисполнение плана расходов на реализацию программы «Развитие образование» составило 2 655 446,3 тысячи рублей. Основные причины – уменьшение потребности в средствах на сохранение уровня оплаты труда отдельных категорий работников, организацию бесплатного горячего питания и социальную поддержку отдельных категорий обучающихся, возмещение затрат частных организаций дошкольного и общего образования. При этом установлено, что в нарушение ст. 103 Федерального закона ГКУ «Центр развития материально-технической базы образования» несвоевременно разместило на портале закупок информацию об исполнении контракта на поставку транспортных средств. В нарушение ст. 32 Федерального закона ряд учреждений образования не разместили отчеты о выполнении госзадания на портале госучреждений.

Проверка исполнения расходов на жилищно-коммунальное хозяйство показала, что объемы финансирования госпрограммы, предусмотренные в ее действующей редакции, не соответствуют Закону об областном бюджете (больше на 26 886,6 тысяч рублей). То же самое было установлено и в госпрограммах «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (больше на 53 516,19 тысяч рублей), «Культура» (меньше на 43 651,6 тысяч рублей), «Охрана окружающей среды (меньше на 651,3 тысячи рублей), «Развитие лесного хозяйства» (меньше на 2 146,1 тысячу рублей), «Развитие физической культуры» (меньше на 127 910,8 тысяч рублей), «Стимулирование инвестиционной активности» (меньше на 1 636,2 тысячи рублей) и так далее. В итоге, госпрограммы приведены в соответствие с уточненной бюджетной росписью.

«Причиной недоисполнения расходов на строительство пожарных депо (на 380 914,0 тысяч рублей) является несоблюдение проектировщиком сроков разработки проектной документации на объект в городе Новосибирске, а также необходимость проведения дополнительной оценки состояния незавершенного объекта в районном поселке Кольцово», – уточнили в Контрольно-Счетной палате.

Что касается развития промышленности, то, по данным КСП, в нарушение ст. 179 БК РФ, госпрограмма не была приведена в соответствие с законом об областном бюджете (в госпрограмму были включены средства субсидии из федерального бюджета в сумме 114 961,7 тысяч рублей, которые в законе об областном бюджете предусмотрены не были).

Не все было гладко и в реализации программы «Развитие молодежной политики». Так, доля молодежи, удовлетворенной качеством услуг в сфере молодежной политики, уменьшилась с 91 % до 87 %, численность молодых людей, проинформированных о деятельности в сфере молодежной политики, – с 751 561 до 350 060 человек и участвующих в мероприятиях по развитию молодежи с 150 035 до 115 520 человек.

Проверка программы «Развитие сельского хозяйства» показала, что в 2022 году 119 получателей господдержки не достигли показателей результативности использования субсидий. Новосибирское министерство сельского хозяйства предъявило требования о возврате субсидий на сумму 13 090,6 тысяч рублей (на 11 мая 2023 года возвращено 2 403,0 тысячи рублей).

Рассматривая результаты программы «Социальная поддержка», КСП пришла к выводу, что обеспечение ветеранов войны и труда путевками в санаторно-курортные организации (88 329,4 тысячи рублей в 2022 году) по-прежнему осуществляется без надлежащих правовых оснований.

Аудиторы также выяснили, что предоставление субсидий местным бюджетам на обеспечение жильем работников областных учреждений и детей-сирот не соответствует федеральному законодательству. Обеспечение жильем указанных категорий является областным полномочием, полномочия по обеспечению жильем детей-сирот переданы муниципальным образованиям и должны осуществляться за счет субвенций.

В ходе внешней проверки установлено, что в нарушение ст. 78.2, 79 БК РФ, средства областного бюджета, предоставленные городу Новосибирску на строительство ливневой канализации для кампуса Новосибирского государственного университета (176 344,3 тысячи рублей), были использованы на оплату договоров технологического присоединения федерального объекта. Средства могли использоваться для предоставления субсидий коммунальному предприятию, осуществляющему технологическое присоединение к ливневой канализации.

«Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2022 год позволяют сделать вывод о том, что бюджет исполнялся в условиях замедления темпов экономического развития, роста цен на потребительские товары, адаптации экономики и финансовой сферы к санкциям. По большинству социально-экономических показателей темпы роста были ниже, чем предусматривал прогноз социально-экономического развития, произошло сокращение в реальном выражении по сравнению с 2021 годом», – отметили в КСП.

Государственный долг области увеличился за счет получения бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты и погашение рыночных долговых обязательств муниципальных образований.

«Случаев недостоверности Годового отчета в части сумм кассовых поступлений и выплат не установлено. При этом в бюджетном учете и отчетности сохраняется ряд нарушений и недостатков, влияющих на полноту и достоверность данных об активах и обязательствах областных органов и учреждений. Для устранения сохраняющихся нарушений и недостатков необходимо продолжить работу по совершенствованию организации бюджетного процесса, планирования и исполнения различных направлений расходов областного бюджета, в том числе с учетом выводов и предложений, изложенных в отчетах и заключениях палаты», – считают аудиторы.

Заключение направлено губернатору и в Заксобрание Новосибирской области.

Контрольно-счетная палата Новосибирской области проанализировала исполнение бюджета региона за 2022 год. В пояснительной записке говорится, что на фоне роста социально-экономического развития региона в 2021 году, по итогам 2022 года отмечен экономический спад. При этом аудиторы нашли ряд нарушений в отчете.

В Новосибирской области в 2022 году по большинству социально-экономических показателей темпы роста оказались ниже прогнозируемых – по сравнению с 2021 годом произошло их сокращение. Так, уменьшились темпы роста валового регионального продукта в реальном выражении, промышленного производства, сельскохозяйственной продукции, розничной торговли. Исключение составляют такие направления, как платные услуги населению, объем строительных работ и ввод в действие жилых домов.

В прошедшем году, как следует из документа, уровень общей безработицы в регионе уменьшился с 6,1 % до 4,7 %, официальной – с 1,8 % до 0,9 %. При этом темп роста зарплаты в реальном выражении снизился с 104,5 % до 97,6 %, а индекс потребительских цен, напротив, вырос с 106,4 % до 113,8 %. Уровень рождаемости за год уменьшился со 10,2 до 9,6 человек на 1000 жителей, смертности – с 17 до 13,8 человек. В итоге, по данным переписи, численность населения области уменьшилась на 3,2 тысячи человек.

«По ряду показателей реальные темпы роста в области были ниже, чем в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации (инвестиции в основной капитал, выпуск продукции сельского хозяйства, среднемесячная заработная плата). Значение большинства показателей в расчете на душу населения также остается ниже, чем в среднем по стране (за исключением ввода жилья)», – отмечают в КСП.

Отметим, что областной бюджет в 2022 году исполнен по доходам в сумме 272 801 570,5 тысяч рублей (105,5 % к плану), по расходам – 267 946 341,5 тысяч рублей (94,8 % к плану), профицит составил 4 855 229,0 тысяч рублей (при планировавшемся дефиците 23 939 887,0 тысяч рублей). По сравнению с 2021 годом профицит уменьшился в 3,2 раза и составил 1,8 % от объема доходов бюджета. В течение года в Закон об областном бюджете вносились два изменения, согласно которым плановые доходы увеличились на 14,3 %, расходы – на 16,6 %, дефицит – на 49,9 %.

«Установлены нарушения и недостатки в бюджетном учете главных администраторов средств областного бюджета и подведомственных им учреждений, влияющие на данные об активах и обязательствах области. В ряде случаев неоплаченная в срок дебиторская задолженность по платежам в бюджет не отражалась в качестве просроченной либо необоснованно признавалась безнадежной (сомнительной) и списывалась», – подчеркнули аудиторы.
Размер государственного долга региона на 1 января 2023 года составил 47 881 219,4 тысяч рублей или 81 % к плану, темп роста долга к 2021 году – 114,1 %. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в прошлом году исполнены в объеме 1 165 893,3 тысяч рублей или 62,3 % к плану, темп роста расходов к 2021 году – 76,2 %.


Неисполнение планов и нарушения

Аудиторами Контрольно-счетной палаты Новосибирской области установлено недоисполнение плана расходов на развитие здравоохранения – 2 356 267,4 тысячи рублей. Всего расходы на реализацию госпрограммы исполнены в объеме 43 351 052,7 тысяч рублей. В ходе проверки КСП установлено, что основной причиной недоисполнения расходов на строительство, реконструкцию и оснащение медицинских организаций (на 901 639,4 тысячи рублей.) является ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств по заключенным контрактам. Так, ООО «Гармония», ООО «Гранд-Медика», ИП Артамонова А.Н., ООО «МН Медикал», ООО «НТЦ Синергия», ООО «Септико», ООО «Кубань-рентген МТ» и ООО «Авантамед» не исполнили обязательства по поставке медицинского оборудования и изделий на общую сумму 518 587,9 тысяч рублей.

«Объемы финансирования госпрограммы, предусмотренные в ее действующей редакции, не соответствуют Закону об областном бюджете (меньше на 295 787,1 тысячу рублей). Госпрограмма приведена в соответствие с уточненной бюджетной росписью», – говорится в документе.

Кроме того, выяснилось, что министерство здравоохранения Новосибирской области несвоевременно оплатило контракт на поставку рентгеновских аппаратов на 41 041,1 тысячу рублей. При этом основными результатами в сфере реализации госпрограммы в 2022 году названы снижение смертности от туберкулеза с 8,9 до 7,9 случаев на 100 тысяч населения и увеличение охвата пациентов медицинской реабилитацией с 25,3 % до 27,3 %.

Тем временем план расходов на реализацию программы по содействию занятости населения был превышен – на 127 321,2 тысячи рублей. Расходы на реализацию госпрограммы исполнены в объеме 2 041 004,8 тысяч рублей или 106,7 % к плану. Темп роста расходов к 2021 году – 74,7 %. Основная часть средств использована на социальные выплаты безработным (68,1 %) и обеспечение деятельности центров занятости населения (24 %).

«Объемы финансирования госпрограммы, предусмотренные в ее действующей редакции, не соответствуют Закону об областном бюджете (больше на 130 451,6 тысяч рублей). Госпрограмма приведена в соответствие с уточненной бюджетной росписью», – говорится в документах КСП.

Основные результаты за 2022 год – уменьшение уровня зарегистрированной безработицы с 1,8 % до 0,9 %, коэффициента напряженности на рынке труда с 0,5 до 0,4 единиц, увеличение доли работающих инвалидов трудоспособного возраста с 31,3 % до 32 %.

Недоисполнение плана расходов установлено и по результатам реализации программы «Управление государственными финансами» – на 1 106 057,7 тысяч рублей. В итоге расходы на реализацию программы исполнены в объеме 22 223 726,6 тысяч рублей или 95,3 % к плану.

Основной причиной недоисполнения расходов на обеспечение деятельности подведомственных учреждений (на 71 265,2 тысячи рублей) названо несвоевременное исполнение контрагентами обязательств по контрактам. 

Неисполнение бюджета установлено и в расходах на реализацию госпрограммы «Юстиция» – на 28 459,7 тысяч рублей, региональной программы профессионального образования – на 72 347,1 тысячу рублей. При этом в ходе внешней проверки установлено, что причиной недоисполнения расходов на обновление и модернизацию объектов профессиональных образовательных организаций (на 5 931,7 тысяч рублей) является отказ от проведения реконструкции здания в селе Довольное. Для размещения студенческого общежития аграрного колледжа планируется снос старого и строительство нового здания.

Неисполнение плана расходов на реализацию программы «Развитие образование» составило 2 655 446,3 тысячи рублей. Основные причины – уменьшение потребности в средствах на сохранение уровня оплаты труда отдельных категорий работников, организацию бесплатного горячего питания и социальную поддержку отдельных категорий обучающихся, возмещение затрат частных организаций дошкольного и общего образования. При этом установлено, что в нарушение ст. 103 Федерального закона ГКУ «Центр развития материально-технической базы образования» несвоевременно разместило на портале закупок информацию об исполнении контракта на поставку транспортных средств. В нарушение ст. 32 Федерального закона ряд учреждений образования не разместили отчеты о выполнении госзадания на портале госучреждений.

Проверка исполнения расходов на жилищно-коммунальное хозяйство показала, что объемы финансирования госпрограммы, предусмотренные в ее действующей редакции, не соответствуют Закону об областном бюджете (больше на 26 886,6 тысяч рублей). То же самое было установлено и в госпрограммах «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (больше на 53 516,19 тысяч рублей), «Культура» (меньше на 43 651,6 тысяч рублей), «Охрана окружающей среды (меньше на 651,3 тысячи рублей), «Развитие лесного хозяйства» (меньше на 2 146,1 тысячу рублей), «Развитие физической культуры» (меньше на 127 910,8 тысяч рублей), «Стимулирование инвестиционной активности» (меньше на 1 636,2 тысячи рублей) и так далее. В итоге, госпрограммы приведены в соответствие с уточненной бюджетной росписью.

«Причиной недоисполнения расходов на строительство пожарных депо (на 380 914,0 тысяч рублей) является несоблюдение проектировщиком сроков разработки проектной документации на объект в городе Новосибирске, а также необходимость проведения дополнительной оценки состояния незавершенного объекта в районном поселке Кольцово», – уточнили в Контрольно-Счетной палате.

Что касается развития промышленности, то, по данным КСП, в нарушение ст. 179 БК РФ, госпрограмма не была приведена в соответствие с законом об областном бюджете (в госпрограмму были включены средства субсидии из федерального бюджета в сумме 114 961,7 тысяч рублей, которые в законе об областном бюджете предусмотрены не были).

Не все было гладко и в реализации программы «Развитие молодежной политики». Так, доля молодежи, удовлетворенной качеством услуг в сфере молодежной политики, уменьшилась с 91 % до 87 %, численность молодых людей, проинформированных о деятельности в сфере молодежной политики, – с 751 561 до 350 060 человек и участвующих в мероприятиях по развитию молодежи с 150 035 до 115 520 человек.

Проверка программы «Развитие сельского хозяйства» показала, что в 2022 году 119 получателей господдержки не достигли показателей результативности использования субсидий. Новосибирское министерство сельского хозяйства предъявило требования о возврате субсидий на сумму 13 090,6 тысяч рублей (на 11 мая 2023 года возвращено 2 403,0 тысячи рублей).

Рассматривая результаты программы «Социальная поддержка», КСП пришла к выводу, что обеспечение ветеранов войны и труда путевками в санаторно-курортные организации (88 329,4 тысячи рублей в 2022 году) по-прежнему осуществляется без надлежащих правовых оснований.

Аудиторы также выяснили, что предоставление субсидий местным бюджетам на обеспечение жильем работников областных учреждений и детей-сирот не соответствует федеральному законодательству. Обеспечение жильем указанных категорий является областным полномочием, полномочия по обеспечению жильем детей-сирот переданы муниципальным образованиям и должны осуществляться за счет субвенций.

В ходе внешней проверки установлено, что в нарушение ст. 78.2, 79 БК РФ, средства областного бюджета, предоставленные городу Новосибирску на строительство ливневой канализации для кампуса Новосибирского государственного университета (176 344,3 тысячи рублей), были использованы на оплату договоров технологического присоединения федерального объекта. Средства могли использоваться для предоставления субсидий коммунальному предприятию, осуществляющему технологическое присоединение к ливневой канализации.

«Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2022 год позволяют сделать вывод о том, что бюджет исполнялся в условиях замедления темпов экономического развития, роста цен на потребительские товары, адаптации экономики и финансовой сферы к санкциям. По большинству социально-экономических показателей темпы роста были ниже, чем предусматривал прогноз социально-экономического развития, произошло сокращение в реальном выражении по сравнению с 2021 годом», – отметили в КСП.

Государственный долг области увеличился за счет получения бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты и погашение рыночных долговых обязательств муниципальных образований.

«Случаев недостоверности Годового отчета в части сумм кассовых поступлений и выплат не установлено. При этом в бюджетном учете и отчетности сохраняется ряд нарушений и недостатков, влияющих на полноту и достоверность данных об активах и обязательствах областных органов и учреждений. Для устранения сохраняющихся нарушений и недостатков необходимо продолжить работу по совершенствованию организации бюджетного процесса, планирования и исполнения различных направлений расходов областного бюджета, в том числе с учетом выводов и предложений, изложенных в отчетах и заключениях палаты», – считают аудиторы.

Заключение направлено губернатору и в Заксобрание Новосибирской области.


Новости партнеров

В России и мире

Недуг лечим, а сон – калечим! 5 лекарств, которые могут вызывать хроническую бессонницу
Это неслыханно! Второй день подряд в России цены на бензин идут вниз
Не прогадаете: что посадить в тех местах, где зимой возвышаются горы снега
Любовный гороскоп на начало весны: каким знакам Зодиака удастся решить личные проблемы в первую неделю марта
Всего 2 грамма этой специи в день – и вы забудете о повышенном холестерине
Люди, которые постоянно делают эти 2 вещи, неизбежно беднеют
Эти 4 продукта можно есть пожилым людям перед сном без вреда для здоровья
Гардероб Тельцов: астрологи рассказали, какую одежду выбирать, чтобы звезды послали удачу во всех начинаниях
Умное выращивание томатов: нашла в старой книге интересный метод с ранней посадкой
Увы, но вам нельзя есть горький шоколад, если у вас есть эти заболевания