Депутаты Заксобрания Новосибирской области обсудили нетипичное для регионального бюджета явление – профицит. Откуда у Новосибирской области оказались лишние 15 миллиардов, рассказал глава областного минфина Виталий Голубенко. В свою очередь парламентарии высказали свои предложения, где эти деньги принесли бы наибольшую пользу.
В 2021 году в Новосибирской области возник серьезный профицит бюджета. Планировалось, что расходы составят 234,92 миллиарда рублей, а доходы – 233,03 миллиарда рублей. То есть бюджет должен был бы быть дефицитным (–1,8 миллиарда). На деле вышло получить в казну 237,73 миллиарда рублей, а потратить – 222,28 миллиарда рублей. Таким образом, профицит составил 15,45 миллиарда.
«Не раз в этом зале мы, конечно, констатировали и от глав, и от депутатов нехватку денежных средств на какие-то проекты, как то: газификация, чистая вода. Вместе с тем мы видим фактически неисполнение бюджетных обязательств, это цифра порядка 15 миллиардов рублей. Колоссальная цифра! Это хорошо, но это вызывает много вопросов. Можно понять, когда мы не истратили деньги на школьное питание в пандемию, но есть моменты, которые сложно понять и объяснить», – предвосхитил доклад министра финансов спикер Заксобрания Андрей Шимкив.
Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко рассказал, что в прошлом году экономика столкнулась с тремя серьезными вызовами:
Первый – это нарастание мировой инфляции, что вызвало скачок цен. Второй – это постковидный шок экономики. И третий – сложность прогнозирования собственных доходов.
«То как бизнес сможет адаптироваться, сколько времени ему понадобится, насколько глубоки были разрушительные события, происходившие в 2020 году – все это беспокоило и правительство РФ, и региональные власти. Поэтому первая редакция бюджета была достаточно консервативной», – сказал Голубенко.
Например, инфляция отразилась на возведении объектов капитального строительства, продолжил министр: «Из-за удорожания материалов имел место если не коллапс, то некая управленческая ситуация в связи с тем, что отсутствовала нормативно-правовая база, чтобы корректировать проектно-сметные документации вслед за ростом инфляции».
В итоге некоторые работы не были сданы в 2021 году и перешли на 2022 год, а объем неоплаченных обязательств составил около четырех миллиардов рублей.
«Помимо сложностей поставщиков и подрядчиков, которые доминировали в причинах неосвоения бюджетных ассигнований, остальные составляющие – это порядка 900 миллионов рублей – мы сэкономили на обслуживании государственного долга. Около двух миллиардов рублей была получена экономия по результатам торгов. И были еще ситуации с неосвоением ассигнований на те расходы, которые носят заявительный характер: блок расходов, связанный с социальными выплатами, и блок государственной поддержки субъектов экономики. Если нет инициативы, ассигнования остаются невостребованными», – ответил на вопрос спикера Заксобрания Голубенко.
«Красной нитью в вашем докладе проблемы: коронавирус, геополитика. У нас нет никаких проблем, мы имеет 15 миллиардов! Как так? Мы разучились планировать? Мы резервировали деньги под какие-то большие объекты? Почему мы продержали эти деньги?» – выразил неудовлетворенность Шимкив.
Почему в таком случае освобожденные средства не пустить на реализацию наказов избирателей, справедливо поинтересовался депутат Александр Шпикельман: «Если есть такие деньги, почему бы стадион в Мошково не построить?»
Первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов попросил увеличить финансирование ремонта сельских школ. «Каждый раз при принятии бюджета эти вопросы поднимались. На ваш взгляд, Искитиму в 2023 году мы не сможем увеличить на это финансирование?»
– Андрей Борисович, можно я отвечу кратко? Мы будем стараться! – сказал министр.
Дмитрий Козловский предложил потратить неиспользованные деньги на решение наболевшей проблемы с мусором: «Сейчас правительством разрабатывается конкурс на строительство концессионных мусоросортировочных заводов. А почему бы нам не взять эти миллиарды и не построить свои заводы? Вторым этапом я бы сделал собственного регоператора».
Андрей Шимкив заявил, что это и другие предложения депутатов обсудят в Заксобрании в ближайшее время на совместном заседании бюджетного и строительного комитетов.
Подводя итоги публичных слушаний, председатель комитета регионального парламента по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев подчеркнул, что все озвученные предложения депутатов, направленные на повышение эффективности бюджетных вложений, внесены в рекомендации, которые в ближайшее время будут отправлены в правительству Новосибирской области.
В 2021 году в Новосибирской области возник серьезный профицит бюджета. Планировалось, что расходы составят 234,92 миллиарда рублей, а доходы – 233,03 миллиарда рублей. То есть бюджет должен был бы быть дефицитным (–1,8 миллиарда). На деле вышло получить в казну 237,73 миллиарда рублей, а потратить – 222,28 миллиарда рублей. Таким образом, профицит составил 15,45 миллиарда.
«Не раз в этом зале мы, конечно, констатировали и от глав, и от депутатов нехватку денежных средств на какие-то проекты, как то: газификация, чистая вода. Вместе с тем мы видим фактически неисполнение бюджетных обязательств, это цифра порядка 15 миллиардов рублей. Колоссальная цифра! Это хорошо, но это вызывает много вопросов. Можно понять, когда мы не истратили деньги на школьное питание в пандемию, но есть моменты, которые сложно понять и объяснить», – предвосхитил доклад министра финансов спикер Заксобрания Андрей Шимкив.
Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко рассказал, что в прошлом году экономика столкнулась с тремя серьезными вызовами:
Первый – это нарастание мировой инфляции, что вызвало скачок цен. Второй – это постковидный шок экономики. И третий – сложность прогнозирования собственных доходов.
«То как бизнес сможет адаптироваться, сколько времени ему понадобится, насколько глубоки были разрушительные события, происходившие в 2020 году – все это беспокоило и правительство РФ, и региональные власти. Поэтому первая редакция бюджета была достаточно консервативной», – сказал Голубенко.
Например, инфляция отразилась на возведении объектов капитального строительства, продолжил министр: «Из-за удорожания материалов имел место если не коллапс, то некая управленческая ситуация в связи с тем, что отсутствовала нормативно-правовая база, чтобы корректировать проектно-сметные документации вслед за ростом инфляции».
В итоге некоторые работы не были сданы в 2021 году и перешли на 2022 год, а объем неоплаченных обязательств составил около четырех миллиардов рублей.
«Помимо сложностей поставщиков и подрядчиков, которые доминировали в причинах неосвоения бюджетных ассигнований, остальные составляющие – это порядка 900 миллионов рублей – мы сэкономили на обслуживании государственного долга. Около двух миллиардов рублей была получена экономия по результатам торгов. И были еще ситуации с неосвоением ассигнований на те расходы, которые носят заявительный характер: блок расходов, связанный с социальными выплатами, и блок государственной поддержки субъектов экономики. Если нет инициативы, ассигнования остаются невостребованными», – ответил на вопрос спикера Заксобрания Голубенко.
«Красной нитью в вашем докладе проблемы: коронавирус, геополитика. У нас нет никаких проблем, мы имеет 15 миллиардов! Как так? Мы разучились планировать? Мы резервировали деньги под какие-то большие объекты? Почему мы продержали эти деньги?» – выразил неудовлетворенность Шимкив.
Почему в таком случае освобожденные средства не пустить на реализацию наказов избирателей, справедливо поинтересовался депутат Александр Шпикельман: «Если есть такие деньги, почему бы стадион в Мошково не построить?»
Первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов попросил увеличить финансирование ремонта сельских школ. «Каждый раз при принятии бюджета эти вопросы поднимались. На ваш взгляд, Искитиму в 2023 году мы не сможем увеличить на это финансирование?»
– Андрей Борисович, можно я отвечу кратко? Мы будем стараться! – сказал министр.
Дмитрий Козловский предложил потратить неиспользованные деньги на решение наболевшей проблемы с мусором: «Сейчас правительством разрабатывается конкурс на строительство концессионных мусоросортировочных заводов. А почему бы нам не взять эти миллиарды и не построить свои заводы? Вторым этапом я бы сделал собственного регоператора».
Андрей Шимкив заявил, что это и другие предложения депутатов обсудят в Заксобрании в ближайшее время на совместном заседании бюджетного и строительного комитетов.
Подводя итоги публичных слушаний, председатель комитета регионального парламента по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев подчеркнул, что все озвученные предложения депутатов, направленные на повышение эффективности бюджетных вложений, внесены в рекомендации, которые в ближайшее время будут отправлены в правительству Новосибирской области.