Лента новостей

Все новости

Популярное

Спустить тариф на помойку. Как ФАС оказалась на стороне «мусорного» оператора

10 ноября 2020 05:05   Павел Глушков   Фото: pixabay.com, архив

Новосибирское Заксобрание направит обращение в ФАС с требованием отменить беспрецедентный рост тарифа на вывоз мусора сразу на 40%. С этим предложением на сессии регионального парламента выдвинул депутат Вадим Агеенко – он уже несколько лет разбирается в «мусорной» реформе и последствиях выбора региональным оператором компанию «Экология-Новосибирск», которая изначально собиралась строить в Новосибирской области мусоросортировочные комплексы. Агеенко в Заксобрании стал уже своего рода экспертом в вопросах мусора. Вместе с Сибкрай.ru Вадим Агеенко объясняет, как получилось, что региональный оператор сумел продавить решение о резком повышении тарифа, и как теперь с этим быть. 

Почти 40% рост тарифа на вывоз мусора был установлен приказом департамента по тарифам Новосибирской области. Сделать это тарифный департамент обязала Федеральная антимонопольная служба, основываясь на жалобе регионального оператора в сфере обращения с отходами – «Экология-Новосибирск». 

– С 1 ноября плата за кубометр мусора в Новосибирской области выросла на 39,2%. Если раньше кубометр стоил 301,97 рубля, то теперь – 420,29. В пересчете на человека это 83,36 рубля вместо прежних 59,89%. Как стало возможным, что именно такой тариф утвердили для Новосибирской области? 

– Мы знаем, что департамент не сам принял такое решение, а выполнял достаточно жесткие требования Федеральной антимонопольной службы России, в которую с жалобой через прокуратуру обратился наш региональный оператор ООО «Экология-Новосибирск», посчитавший свой тариф на 2020 год (301,92 рубля за кубометр) сильно заниженным. Хотя мы прекрасно помним, что этот тариф, в большей степени, сложился в результате торгов, которые организовывал и проводил сам региональный оператор в 2019 году. 

В результате торгов 2019 года затраты на транспортирование ТКО снизились на 37% и перевозчики согласились работать по новым тарифам, чем очень гордился региональный оператор и говорил об этом на всех пресс-конференциях в конце 2019 года.

Агеенко.jpg

Однако в то же самое время ООО «Экология-Новосибирск» направило обращение в прокуратуру Новосибирской области, которая перенаправила это обращение в ФАС России. В своем обращении региональный оператор посчитал, что затраты на транспортировку ТКО все-таки занижены и рассчитаны без учета сменности транспортных бригад. В этой ситуации поражают два факта: первый – двуличие ООО «Экология-Новосибирск», которое само формулировало условия конкурса 2019 года и по этим условиям явно сбивало цену транспортировки ТКО (причина – вытеснение с рынка местных перевозчиков, которым регоператор к тому времени задолжал около 800 миллионов рублей); второе – это время рассмотрения ФАС России обращения из прокуратуры Новосибирской области, почти полгода. Почему ФАС взял такую паузу в рассмотрении обращение можно только догадываться. 

– Но решение было принято в итоге не в пользу новосибирцев. И ведь ФАС до этого уже повысила тариф. 

– 9 июля 2020 года ФАС России вынесла предписание департаменту по тарифам Новосибирской области, подписанное заместителем руководителя ФАС России С.А. Пузыревским, согласно которому департамент исправил неточности в исчислении оплаты труда перевозчиков, сделал перерасчет затрат на транспортировку ТКО и единый тариф для регоператора с сентября 2020 года увеличился на пять копеек, с 301,92 рубля за кубометр до 301,97 рубля. Для населения тариф увеличился на одну копейку с 59,88 рубля до 59,89 рубля. 

Я так понимаю, что собственников ООО «Экология-Новосибирск», группу компаний «ВИС» такое изменение тарифа не устроило. И я предполагаю, что они обратились к другому заместителю руководителя ФАС А.Г. Цыганову, который посчитал, что ранее выданное предписание ФАС департаментом не выполнено в полном объеме. И 1 октября 2020 года подписал более жесткое решение, в котором без всяких обоснований и конкретных расчетов сам установил стоимость услуг по транспортированию ТКО в размере 312,76 рубля за кубометр и обязал применить эту произвольно установленную стоимость ко всему объему ТКО, указанному в территориальной схеме (9748,46 тысячи кубометров). Что является незаконным, так как стоимость транспортирования 5209,29 тысячи кубометров ТКО (53% от общего объема) была определена в ходе конкурсных процедур 2019 года и составила 245,69 рубля, о чем имеется конкретная запись в первом предостережении ФАС России от 9 июля 2020 года.

– Получается, ФАС противоречит сама себе. И эти цифры легли в основу нового тарифа?
   
– Да. Именно с этими, неизвестно откуда взявшимися параметрами, господин А.Г. Цыганов, обязал департамент пересчитать единый тариф для ООО «Экология-Новосибирск». Вот откуда взялось увеличение тарифа на 39,2%. Больше того, этим же решением предписывается департаменту учесть при установлении тарифа на 2021 год якобы недополученные доходы регоператора за десять месяцев 2020 года.

На мой взгляд, это неоднозначное решение ФАС России принято с явным нарушением антимонопольного законодательства и превышением полномочий заместителя руководителя ФАС России А.Г. Цыганова.

агеенко2.jpg

– Но это решение ФАС можно оспорить.
 
– Насколько я знаю, департамент не согласен с доводами и параметрами, изложенными в решении ФАС России от 1 ноября, и обратился в Арбитражный суд по этому поводу. Почему-то я уверен, что департамент выиграет этот суд, но на это уйдет время, как это было с тарифами на тепловую энергию СГК. И жители Новосибирской области будут вынуждены оплачивать вывоз мусора по необоснованно завышенным тарифам, что приведет к сверхнормативному росту коммунальных платежей, который в нашей области ограничен показателем в 4,9%. Кстати, этот предельный рост тарифов на коммунальные услуги для каждого субъекта федерации устанавливает также ФАС России.  

– Рост тарифа на 39,2% превышает нормативный в восемь раз. 

– Хотелось бы еще раз вспомнить, что ФАС России в свое время создавалась, как орган, который призван противостоять желанию отдельных монополистов разными способами завысить цены и тарифы на товары и услуги с помощью различных мутных схем и откровенных картельных сговоров. Однако некоторые примеры последних лет из практики принятия ФАС России не всегда обоснованных предписаний в пользу отдельных явных монополистов, которые потом оспариваются в судах (тарифное дело по СГК), говорит об обратном. 

Как мы видим, в нашем случае ФАС России выступило не на стороне государства и простых граждан, а на стороне явного монополиста в области обращения с отходами в Новосибирской области – ООО «Экология-Новосибирск», единственного регионального оператора на всю область, печально известного «мусорного» концессионера, который за четыре года так и не построил в области ни одного сортировочного комплекса и нового полигона. Фактическим собственником нашего регоператора и «главного мусорного концессионера» ООО «Экология-Новосибирск» является московская ГК «ВИС» (75% акций). Напомню, ГК «ВИС» подписала с правительством Новосибирской области еще две концессии: на строительство поликлиник и строительство платного четвертого моста через Обь. Насколько мы с вами видим, заявленные в концессии поликлиники еще не строятся и в четвертый мост концессионер (ГК «ВИС») до сих пор не вложил ни копейки собственных средств.  

Поэтому в сложившейся ситуации я и предложил от имени Заксобрания обратиться к руководителю ФАС России И.Ю. Артемьеву с просьбой отменить необоснованное решение своего заместителя от 1 октября 2020 о пересчете единого тарифа для ООО «Экология-Новосибирск». Для того, чтобы не доводить дело до суда.


comments powered by HyperComments

В России и мире

Все, что нужно знать о противоковидной вакцине
Пенсионная реформа провалилась. Правительству предложили увеличить налог
Стала известна личность замерзшего у порога храма мужчины
Авиакомпании получили допуски на регулярные рейсы в 12 стран
Ученые доказали: наступление морозов снизит распространение коронавируса
Томские СМИ сообщили о задержании мэра города
Витамин D при ковиде: поставлена точка
Ученые объяснили заражение коронавирусом привитых вакциной медиков
Женщина остановила автобус и спасла пассажиров от смертельного ДТП
Кадры убитых и зажаренных строителями белок повергли в шок соцсети