Лента новостей

Все новости

Популярное

Локоть оставил Новосибирск без новых автобусов и трамваев

 Александр Моисеев   Фото: Рихарда Лем

Локоть оставил Новосибирск без новых автобусов и трамваев

Новосибирск, несмотря на все свои стартовые преимущества, не попал в программу по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта.

Напомним, в конце 2018 года Минтранспорта РФ объявило, что в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД 2.0) с 2020 года начнет реализовываться пятилетняя программа по обновлению городского пассажирского транспорта. По ней регионам выделяется 20 миллиардов рублей – по четыре миллиарда в год.  

Стартовые условия Новосибирска для участия в этой программе были очень благоприятными.

Во-первых, город еще в сентябре 2019 года был включен в число десяти пилотных проектов, так как, по мнению Минтранса России, находится «в высокой степени готовности».

Во-вторых, в рейтинге, который подготовила для Минтранса компания SIMETRA, Новосибирск занял довольно высокое седьмое место.

В-третьих, в качестве дополнительного аргумента в свою пользу, Новосибирск мог использовать такие «козыри», как то, что город примет матчи волейбольного чемпионата мира 2022 года, и молодежный чемпионат мира по хоккею 2023 года. Ни для кого не секрет, что в российских реалиях проведение крупных международных спортивных турниров и разного рода крупных форумов многие города (достаточно вспомнить Казань, Владивосток или Красноярск) умело превращают не только в инструмент развития транспортной инфраструктуры, но и всего городского хозяйства.


DSC07186.JPG



Заявки, которые Минтранс собрал на 2020 год, были поданы от 53 регионов и касались 60 городов. По итогам конкурса определялись 12 победителей, которые получат не менее 510 единиц экологически чистой техники – 447 газомоторных автобусов, 64 троллейбусов, а также трамваи большого и особо большого класса. Вся техника соответствует требованиям «доступной среды» – с  низким уровнем пола в салоне.

Заявка Новосибирска на 2020-2024 годы предполагала 326 единиц общественного транспорта, в том числе: 200 автобусов, 84 троллейбуса с дальним автономным ходом и 42 трамвая. Уже в этом году город на льготных условиях (60% стоимости оплачивается из Фонда национального благосостояния) мог получить 50 автобусов и 24 троллейбуса.

Учитывая состояние парка общественного транспорта в Новосибирске, подспорье серьезное и крайне необходимое. Еще осенью 2018 года мэр Анатолий Локоть признавал, что городу нужны 440 новых автобусов, 409 троллейбусов и 304 трамвая. Кроме того, надо отметить, что «средний возраст» новосибирских троллейбусов, по оценкам уже упомянутого рейтинга компании SIMETRA, – около 20 лет, трамваев – 18,5, а автобусов – почти восемь.

Сбор заявок от городов и регионов был закончен в феврале 2020 года. Победителей определяла экспертная комиссия при Министерстве транспорта РФ, выставляя оценки заявкам на обновление общественного транспорта.

Еще пару недель назад чиновники мэрии излучали оптимизм: вопрос попадания Новосибирска в заветную программу казался им решенным. Вероятно, новые автобусы и троллейбусы даже успели распределить по маршрутам. Однако итог оказался удручающим: Новосибирска в итоговом списке победителей не оказалось. Соседние Омск и Кемерово, чьи стартовые позиции нашему городу заметно уступали, в нем есть, а вот Новосибирск «проехал мимо»...

Как же так: почему Новосибирск, имея едва ли не лучшие среди участников конкурса стартовые позиции, войдя в пилотную десятку российских городов для участия в программе модернизации общественного транспорта, имея хороший рейтинг и серьезные дополнительные аргументы, упустил свои шансы?

Экспертная комиссия Минтранса России оценивала заявки на участие в программе по четырем основным критериям:

Первое – инфраструктура. В баллах оценивалось состояние и развитие инфраструктуры для каждого вида транспорта. Не трудно догадаться, как, например, могли оценить состояние убитых трамвайных путей в Новосибирске.  Депутаты Законодательного собрания два года назад этой теме посвятили даже заседание своего профильного комитета. «Сегодня мы не развиваем трамвайное движение, не прирастаем новой трамвайной сетью. В 2017 году в капитальный ремонт средства вообще не вкладывались. Говорим, что получаем новые трамваи и реконструируем старые – в прошлом году реконструировано 12 трамваев. Но они выезжают на линию и тут же приходят в негодность, потому что состояние сети не отвечает никаким нормативам» – упрекал мэра Локтя председатель транспортного комитета Заксобрания Федор Николаев. Область постоянно выделяла Новосибирску деньги на ремонт трамвайных путей, но результата не видно до сих пор.

Второе – уровень развития пассажирского транспорта. Здесь оценке подлежали многие факторы: доля маршрутов, работающих по регулируемым тарифам, количество маршрутов, входящих в систему муниципального заказа, наличие и количество выделенных полос для общественного транспорта. Очень внимательно относились к наличию в городе электронной системы оплаты проезда, соответствию социальному стандарту обслуживания (ценовая доступность поездки, пешеходная доступность остановок, надежность общественного транспорта и т. п.). По ценовой доступности Новосибирск получил только 8,9 из 17 баллов. Эксперты отметили, что город отстает по этому критерию из-за отсутствия долгосрочных проездных билетов, а распространение пересадочных билетов ограничено сетью горэлектротранспорта. Найти управленческие решения, которые бы «расшили» эту проблему, муниципалитет не в силах. Довольно много баллов город недобрал также по критериям безопасности общественного транспорта и эффективности транспортной сети. Например, экспертов неприятно удивило новосибирское ноу-хау: переориентация наземного транспорта на подвоз к станциям метро по таким удивительно замысловатым маршрутам, когда, скажем, от микрорайона «Родники» до ближайшей станции метро вы можете попасть только через Волочаевский жилмассив. На языке экспертов это называется «высокий коэффициент непрямолинейности маршрутов». Сами горожане называют логику таких маршрутов вполне простыми, понятными, но непечатными словами.

Третий критерий – документы транспортного планирования. Для участия в программе обязательно наличие план комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексная схема организации дорожного движения и некоторых других документов транспортного планирования. Все они имеют прямое отношение к качеству управления городом. А итог – непопадание Новосибирска в программу, – и есть оценка этого качества.

При принятии решения Минтранс смотрел также на качество подготовки и уровень обоснованности заявки. Можно только догадываться, как будут оправдывать свой провал городские чиновники, но, учитывая прошлые «проколы», легко можно допустить, что заявку опять подали «не в том PDF».


DSC08801.JPG



Документы «в PDF» стало уже притчей во языцех. Над новосибирским градоначальником в России не смеялся только ленивый. В 2019 году мэрия взялась актуализировать проектно-сметную документацию продолжения строительства Дзержинской линии метро. Но Главгосэкспертиза отклонила разработанных муниципальными службами проект. Локоть объяснил это тогда тем, что документы были поданы в формате PDF, а нужно было сделать по-другому.  Позже выяснилось, что мэр в очередной раз солгал – просто качество проекта было такое, что принять их было просто невозможно.

История повторилась и с проектом станции метро «Спортивная», который Главгосэкспертиза также отвергла. Тогда Локоть придумал другую причину, мол, проект настолько совершенен, что современники оценить его просто не могут. «Станция не типовая, станция в прямом смысле эксклюзивная», – буробил мэр журналистам, сам слабо понимая то, что произносит. После того, как к этому подключилось региональное транспортное министерство, проект «Спортивной» удалось все же, утвердить.

И на этот раз у новосибирских городских чиновников было достаточно времени, чтобы подготовить всю необходимую документацию, чтобы получить федеральные деньги на обновление парка городского общественного транспорта. Документ под названием «Порядок определения субъектов РФ для реализации мероприятий по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», где на 30 страницах подробно описана методика составления заявок и определения результатов, был подготовлен и доведен до соискателей еще в прошлом году.

Дорожной пылью обернулись и все россказни о лоббистских возможностях мэра Локтя. И уж совсем как анекдот вспоминаются планы Анатолия Евгеньевича о сотнях трамваев с современным дизайном, троллейбусов с автономным ходом и автобусов от «МАЗа», которые вот-вот пополнят парк общественного транспорта Новосибирска.

Еще в  2015 году, запуская совместный с белоруссами проект производства и модернизации трамваем, Локоть грезил о «ренессансе сибирского трамвая». Для этого мэрией  было создано предприятие  «БКМ-Сибирь» совместно с минским «Белкоммунмашем». Локоть обещал, что город получит много дешевых и качественных трамваев. Ради этого на новосибирский рынок даже не пустили российских усть-катавских производителей, по поводу чего «Роскосмос», который контролирует их производство, обращался в УФАС.

Эксперты сразу же предупредили, что собирать из машинокомплектов устаревшие модели трамваев в Новосибирске будет невыгодно – никакого массового производства не будет, а ведь только за счет этого можно было бы удешевить их стоимость.

О таком «белорусском лоббизме» вообще лучше помолчать - в федеральной программе обновления подвижного состава общественного транспорта есть показатель импортозамещения, она предполагает, что основными поставщиками должны быть «КАМАЗ», «Кургандормаш» и «Галичский автокрановый завод». И приобретение моделей именно этих заводов федеральный бюджет готов субсидировать. Иными словами, российский трамвай или автобус для Новосибирска оказался бы в два раза дешевле, чем самый недорогой белорусский.

Но, Локоть продолжал отстаивать интересы Минского завода, отчего возникает даже подозрение – не это ли главная причина, почему мэрия Новосибирска подготовила такую заявку в российскую федеральную программу, которая была в Москве отвергнута.

Вся эта белорусская тема закончилась очередным фиаско, где Локоть опять оказался посмешищем: чтобы восполнить деградирующий трамвайный парк мэр не придумал ничего лучшего, чем купить списанные чешские трамваи. 3 февраля 2015 года первая старенькая «Татра» вышла на маршрут и через несколько километров пути заглохла.

Потом Локоть, как ребенок, радовался подарку московского мэра Собянина, который сбагрил в провинцию старые столичные трамваи. На то, чтобы привезти их в Новосибирск, мэрия выделила даже 11 миллионов рублей.

Словом, проехали наш мэр мимо новых автобусов и троллейбусов с трамваями. И новосибирцев прокатили. Одна надежда, что Собянин опять выручит – пришлет что-нибудь вышедшее из моды и столичного употребления.

Новосибирск, несмотря на все свои стартовые преимущества, не попал в программу по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта.

Напомним, в конце 2018 года Минтранспорта РФ объявило, что в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД 2.0) с 2020 года начнет реализовываться пятилетняя программа по обновлению городского пассажирского транспорта. По ней регионам выделяется 20 миллиардов рублей – по четыре миллиарда в год.  

Стартовые условия Новосибирска для участия в этой программе были очень благоприятными.

Во-первых, город еще в сентябре 2019 года был включен в число десяти пилотных проектов, так как, по мнению Минтранса России, находится «в высокой степени готовности».

Во-вторых, в рейтинге, который подготовила для Минтранса компания SIMETRA, Новосибирск занял довольно высокое седьмое место.

В-третьих, в качестве дополнительного аргумента в свою пользу, Новосибирск мог использовать такие «козыри», как то, что город примет матчи волейбольного чемпионата мира 2022 года, и молодежный чемпионат мира по хоккею 2023 года. Ни для кого не секрет, что в российских реалиях проведение крупных международных спортивных турниров и разного рода крупных форумов многие города (достаточно вспомнить Казань, Владивосток или Красноярск) умело превращают не только в инструмент развития транспортной инфраструктуры, но и всего городского хозяйства.


DSC07186.JPG



Заявки, которые Минтранс собрал на 2020 год, были поданы от 53 регионов и касались 60 городов. По итогам конкурса определялись 12 победителей, которые получат не менее 510 единиц экологически чистой техники – 447 газомоторных автобусов, 64 троллейбусов, а также трамваи большого и особо большого класса. Вся техника соответствует требованиям «доступной среды» – с  низким уровнем пола в салоне.

Заявка Новосибирска на 2020-2024 годы предполагала 326 единиц общественного транспорта, в том числе: 200 автобусов, 84 троллейбуса с дальним автономным ходом и 42 трамвая. Уже в этом году город на льготных условиях (60% стоимости оплачивается из Фонда национального благосостояния) мог получить 50 автобусов и 24 троллейбуса.

Учитывая состояние парка общественного транспорта в Новосибирске, подспорье серьезное и крайне необходимое. Еще осенью 2018 года мэр Анатолий Локоть признавал, что городу нужны 440 новых автобусов, 409 троллейбусов и 304 трамвая. Кроме того, надо отметить, что «средний возраст» новосибирских троллейбусов, по оценкам уже упомянутого рейтинга компании SIMETRA, – около 20 лет, трамваев – 18,5, а автобусов – почти восемь.

Сбор заявок от городов и регионов был закончен в феврале 2020 года. Победителей определяла экспертная комиссия при Министерстве транспорта РФ, выставляя оценки заявкам на обновление общественного транспорта.

Еще пару недель назад чиновники мэрии излучали оптимизм: вопрос попадания Новосибирска в заветную программу казался им решенным. Вероятно, новые автобусы и троллейбусы даже успели распределить по маршрутам. Однако итог оказался удручающим: Новосибирска в итоговом списке победителей не оказалось. Соседние Омск и Кемерово, чьи стартовые позиции нашему городу заметно уступали, в нем есть, а вот Новосибирск «проехал мимо»...

Как же так: почему Новосибирск, имея едва ли не лучшие среди участников конкурса стартовые позиции, войдя в пилотную десятку российских городов для участия в программе модернизации общественного транспорта, имея хороший рейтинг и серьезные дополнительные аргументы, упустил свои шансы?

Экспертная комиссия Минтранса России оценивала заявки на участие в программе по четырем основным критериям:

Первое – инфраструктура. В баллах оценивалось состояние и развитие инфраструктуры для каждого вида транспорта. Не трудно догадаться, как, например, могли оценить состояние убитых трамвайных путей в Новосибирске.  Депутаты Законодательного собрания два года назад этой теме посвятили даже заседание своего профильного комитета. «Сегодня мы не развиваем трамвайное движение, не прирастаем новой трамвайной сетью. В 2017 году в капитальный ремонт средства вообще не вкладывались. Говорим, что получаем новые трамваи и реконструируем старые – в прошлом году реконструировано 12 трамваев. Но они выезжают на линию и тут же приходят в негодность, потому что состояние сети не отвечает никаким нормативам» – упрекал мэра Локтя председатель транспортного комитета Заксобрания Федор Николаев. Область постоянно выделяла Новосибирску деньги на ремонт трамвайных путей, но результата не видно до сих пор.

Второе – уровень развития пассажирского транспорта. Здесь оценке подлежали многие факторы: доля маршрутов, работающих по регулируемым тарифам, количество маршрутов, входящих в систему муниципального заказа, наличие и количество выделенных полос для общественного транспорта. Очень внимательно относились к наличию в городе электронной системы оплаты проезда, соответствию социальному стандарту обслуживания (ценовая доступность поездки, пешеходная доступность остановок, надежность общественного транспорта и т. п.). По ценовой доступности Новосибирск получил только 8,9 из 17 баллов. Эксперты отметили, что город отстает по этому критерию из-за отсутствия долгосрочных проездных билетов, а распространение пересадочных билетов ограничено сетью горэлектротранспорта. Найти управленческие решения, которые бы «расшили» эту проблему, муниципалитет не в силах. Довольно много баллов город недобрал также по критериям безопасности общественного транспорта и эффективности транспортной сети. Например, экспертов неприятно удивило новосибирское ноу-хау: переориентация наземного транспорта на подвоз к станциям метро по таким удивительно замысловатым маршрутам, когда, скажем, от микрорайона «Родники» до ближайшей станции метро вы можете попасть только через Волочаевский жилмассив. На языке экспертов это называется «высокий коэффициент непрямолинейности маршрутов». Сами горожане называют логику таких маршрутов вполне простыми, понятными, но непечатными словами.

Третий критерий – документы транспортного планирования. Для участия в программе обязательно наличие план комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексная схема организации дорожного движения и некоторых других документов транспортного планирования. Все они имеют прямое отношение к качеству управления городом. А итог – непопадание Новосибирска в программу, – и есть оценка этого качества.

При принятии решения Минтранс смотрел также на качество подготовки и уровень обоснованности заявки. Можно только догадываться, как будут оправдывать свой провал городские чиновники, но, учитывая прошлые «проколы», легко можно допустить, что заявку опять подали «не в том PDF».


DSC08801.JPG



Документы «в PDF» стало уже притчей во языцех. Над новосибирским градоначальником в России не смеялся только ленивый. В 2019 году мэрия взялась актуализировать проектно-сметную документацию продолжения строительства Дзержинской линии метро. Но Главгосэкспертиза отклонила разработанных муниципальными службами проект. Локоть объяснил это тогда тем, что документы были поданы в формате PDF, а нужно было сделать по-другому.  Позже выяснилось, что мэр в очередной раз солгал – просто качество проекта было такое, что принять их было просто невозможно.

История повторилась и с проектом станции метро «Спортивная», который Главгосэкспертиза также отвергла. Тогда Локоть придумал другую причину, мол, проект настолько совершенен, что современники оценить его просто не могут. «Станция не типовая, станция в прямом смысле эксклюзивная», – буробил мэр журналистам, сам слабо понимая то, что произносит. После того, как к этому подключилось региональное транспортное министерство, проект «Спортивной» удалось все же, утвердить.

И на этот раз у новосибирских городских чиновников было достаточно времени, чтобы подготовить всю необходимую документацию, чтобы получить федеральные деньги на обновление парка городского общественного транспорта. Документ под названием «Порядок определения субъектов РФ для реализации мероприятий по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», где на 30 страницах подробно описана методика составления заявок и определения результатов, был подготовлен и доведен до соискателей еще в прошлом году.

Дорожной пылью обернулись и все россказни о лоббистских возможностях мэра Локтя. И уж совсем как анекдот вспоминаются планы Анатолия Евгеньевича о сотнях трамваев с современным дизайном, троллейбусов с автономным ходом и автобусов от «МАЗа», которые вот-вот пополнят парк общественного транспорта Новосибирска.

Еще в  2015 году, запуская совместный с белоруссами проект производства и модернизации трамваем, Локоть грезил о «ренессансе сибирского трамвая». Для этого мэрией  было создано предприятие  «БКМ-Сибирь» совместно с минским «Белкоммунмашем». Локоть обещал, что город получит много дешевых и качественных трамваев. Ради этого на новосибирский рынок даже не пустили российских усть-катавских производителей, по поводу чего «Роскосмос», который контролирует их производство, обращался в УФАС.

Эксперты сразу же предупредили, что собирать из машинокомплектов устаревшие модели трамваев в Новосибирске будет невыгодно – никакого массового производства не будет, а ведь только за счет этого можно было бы удешевить их стоимость.

О таком «белорусском лоббизме» вообще лучше помолчать - в федеральной программе обновления подвижного состава общественного транспорта есть показатель импортозамещения, она предполагает, что основными поставщиками должны быть «КАМАЗ», «Кургандормаш» и «Галичский автокрановый завод». И приобретение моделей именно этих заводов федеральный бюджет готов субсидировать. Иными словами, российский трамвай или автобус для Новосибирска оказался бы в два раза дешевле, чем самый недорогой белорусский.

Но, Локоть продолжал отстаивать интересы Минского завода, отчего возникает даже подозрение – не это ли главная причина, почему мэрия Новосибирска подготовила такую заявку в российскую федеральную программу, которая была в Москве отвергнута.

Вся эта белорусская тема закончилась очередным фиаско, где Локоть опять оказался посмешищем: чтобы восполнить деградирующий трамвайный парк мэр не придумал ничего лучшего, чем купить списанные чешские трамваи. 3 февраля 2015 года первая старенькая «Татра» вышла на маршрут и через несколько километров пути заглохла.

Потом Локоть, как ребенок, радовался подарку московского мэра Собянина, который сбагрил в провинцию старые столичные трамваи. На то, чтобы привезти их в Новосибирск, мэрия выделила даже 11 миллионов рублей.

Словом, проехали наш мэр мимо новых автобусов и троллейбусов с трамваями. И новосибирцев прокатили. Одна надежда, что Собянин опять выручит – пришлет что-нибудь вышедшее из моды и столичного употребления.