Под угрозой остаться без средств к существованию находятся тысячи сибиряков. В нашем материале - история знаменитого «Сибмоста», который сейчас рискует обанкротиться.
Мост через реку Марха – самый длинный автомобильный мост, построенный в России в условиях вечной мерзлоты, мост через реку Чумыш – самый большой в Барнауле. Бугринский мост в Новосибирске с уникальным арочным пролетом стал символом региона. Воплощение в жизнь таких проектов под силу только строителям компании «Сибмост».
Год за годом «Сибмост» создавал облик современного Новосибирска, Красноярска, Томска, Алтая. Компании доверяли строительство сложных сооружений. Она всегда имела хорошую репутацию. Но пришел 2016 год, и будущее всей отрасли оказалось под угрозой, как и будущее «Сибмоста»: объем заказов, который был подтвержден контрактами, сократился на 50 процентов, рентабельность по многим из них стала отрицательной, стоимость стройматериалов росла опережающими темпами. У компании появились долги.
В Арбитражный суд Новосибирской области начали поступать иски о признании АО «Сибмост» несостоятельным и о возврате долгов. Суммы требований были разные, но ведь и самому «Сибмосту» должны миллиарды рублей. Такая ситуация не могла не отразиться на работе крупнейшего подрядчика и привлеченных им субподрядчиков. Но все знали: если потеряем «Сибмост», то страна фактически лишится мостостроителей по всей Западной и Восточной Сибири, и это будет трагедия.
Трагедии не случилась: «Сибмост» сохранил все заказы, кадровый потенциал, опыт, технику, производственные мощности и успешно работает над своими проектами. Только к инженерной работе добавилась работа в судах – появилось много работы с кредиторами. Как оказалось, за большинством из них не стоит реальный бизнес, это – перекупщики и шантажисты, которые во главу угла поставили мелкие спекулятивные интересы.
В 2019 году в деле о банкротстве возник неожиданный поворот. Суд ввел в компании наблюдение, хотя ключевые кредиторы были готовы заключить мировое соглашение. Под вопросом оказалась реализация «Сибмостом» госконтрактов по строительству инфраструктурных объектов в Новосибирске, Красноярске, Хакасии.
Сегодня общая сумма требований кредиторов, включенных в реестр, составляет около восьми миллиардов рублей. Предприятие выступило с инициативой заключения мирового соглашения. Мостостроители посчитали своим долгом сделать все возможное для сохранения и восстановления компании, которая 75 лет была одним из ведущих мостостроительных предприятий страны и которая реализовала и продолжает реализовывать большое количество уникальных проектов. Нельзя было допустить потерю этих компетенций и потенциала.
Это важно с точки зрения экономики региона, для которого АО «Сибмост» является крупным налогоплательщиком. В компании трудится около полутора тысяч человек — это основной костяк мостостроителей страны — настоящие профессионалы. В разгар строительного сезона коллектив увеличивается до шести тысяч человек. При неверном решении все они в одночасье могут остаться без работы. При этом нужно учитывать тот факт, что за каждым работником стоит семья и, в конечном счете, пострадает гораздо больше людей.
В феврале прошло первое собрание кредиторов АО «Сибмост», где кредиторы одобрили заключение мирового соглашения. Однако суд не утвердил его, выдав ряд замечаний. «Мы провели большую скрупулёзную работу, чтобы учесть замечания, которые были сделаны судом к первой редакции мирового соглашения, – рассказал представитель «Сибмоста» Максим Степанчук. – В целях проверки исполнимости условий мирового соглашения проведены дополнительные экономические расчеты, проанализированы и рассчитаны планируемые доходы и расходы АО «Сибмост» на горизонте действия мирового соглашения. В отношении наиболее сложного – первоначального периода – предусмотрено поручительство акционера – ООО «Сибмост Групп». 11 марта состоялось второе собрание кредиторов, на котором было принято решение о заключении мирового соглашения в новой редакции, в которой учтены эти аспекты, и мы надеемся, что оно будет утверждено судом».
Мнение экспертов-экономистов вполне однозначное – они уверены, что в текущей ситуации беспрецедентных вызовов, возникших в связи с распространением коронавирусной инфекции и ухудшением экономической ситуации, а также моратория на банкротства, обозначенного правительством и президентом Владимиром Путиным, банкротство АО «Сибмост» представляется недопустимым, так как будет иметь крайне негативные социальные последствия.
Понятно, что за такой позицией стоят логика экономики и социальный аспект. И не случайно, что ее поддерживает большинство кредиторов, выступающих за мировое соглашение. Против только те, кого волнует собственный карман – не люди, не отрасль и не страна.
В марте 2020 года руководитель компании Сергей Титов представил руководству Росавтодора результаты работы на крупных объектах в регионах России. Компания строит обход города Мариинска, Восточный обход в Новосибирске, объекты в Красноярском крае и Хакасии, в Якутии, Уфе. Ввод их в эксплуатацию станет знаковым событием для экономики регионов, откроет новые возможности для грузового и пассажирского сообщения. Сегодня предприятие обеспечено заказами до 2023 года и ведет переговоры на будущее, подает заявки на участие в новых тендерах в регионах присутствия. Это позволит продолжить работу с налаженной инфраструктурой.
На вопрос, какие доводы приводят кредиторы в обоснование своей позиции несогласия с условиями заключаемого мирового соглашения, Максим Степанчук, представляющий в суде интересы АО «Сибмост», дал следующий ответ: «К сожалению, позиция кредиторов, не поддерживающих соглашение, не подкреплена реальными аргументами. Их логика проста: «Заплатите нам все, либо банкротьтесь».
Такой подход неконструктивен и противоречит экономической логике. Очевидно, что для регионов Сибири крайне нежелателен вариант банкротства одной из крупных компаний страны, поскольку оно вызовет цепную реакцию. Сотрудники «Сибмоста» первыми попадут под удар, но уже завтра список пострадавших может вырасти в несколько раз.
Президент «Сибмоста» Сергей Титов так описывает ситуацию: «У компании есть несколько крупных проектов федерального значения. Если предположить ее банкротство, то реализация проектов может затянуться, так как передача контракта другому генподрядчику — длительный процесс. Как можно не видеть, что тысячи людей, задействованные в мостостроении, окажутся без средств к существованию, что исчезнет уникальное предприятие, способное решать самые сложные задачи?!»
Банкротство АО «Сибмост», по мнению экономистов, действительно может привести к срыву важных федеральных проектов, а также к неминуемому разрыву контрактов с десятками субподрядчиков и контрагентов. А дальше начнет действовать «эффект домино»: компании и предприниматели, являющиеся контрагентами «Сибмоста», понесут значительные финансовые потери или обанкротятся. Для экономики макрорегиона это будет шоковая ситуация. Без работы останутся мостостроители, представители поставщиков и субподрядных организаций, а члены их семей фактически без средств к существованию. В итоге тысячи людей окажутся в критической ситуации.
Предотвратить негативный сценарий развития событий может только прекращение процедуры банкротства и утверждение мирового соглашения, которое сохранит «Сибмост» и социальную стабильность региона, а также позволит компании осуществить новые уникальные проекты для России.