Депутаты комитета Законодательного Собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности высказали мнение о необходимости увеличения расходов на «иные» полномочия муниципальных районов.
18 марта комитет Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности заслушал заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Болотнинского, Усть-Таркского и Татарского районов за 2018 год. Как отметил заместитель председателя КСП Павел Подковырин, налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов на душу населения в указанных районах ниже, чем в среднем среди районов области (наибольший уровень в Татарском районе). Доля финансовой помощи в местных бюджетах существенно выше собственных источников доходов, планируемые муниципальными образованиями меры по развитию экономики не способны существенно повлиять на уровень дотационности местных бюджетов. Отмечая значительное повышение качества бюджетного процесса, КСП в своем заключении указала длинный перечень недостатков. Однако на этот раз в обсуждении традиционного для бюджетного комитета вопроса были сделаны другие акценты.
Заместитель председателя комитета по госполитике, законодательству и местному самоуправлению Игорь Умербаев поднял вопрос исполнения полномочий органов местного самоуправления. «Понятно стремление максимально все систематизировать, упорядочить, регламентировать, но дело в том, что жизнь настолько многообразна, что все предусмотреть просто невозможно. Необходимо предоставить больше полномочий главам районов, в частности, при определении приоритетов. Речь идет об увеличении статьи на «иные» расходы. Сейчас зачастую происходит парализация и обездвиживание, в прямом и переносном смысле, деятельности муниципальных образований по некоторым направлениям. Даже банально выехать куда-то, вывезти детей, пенсионеров – денег нет. Возникают моменты, когда необходимо срочно принять решение, срочно оперировать финансами – у нас так система выстроена – ничего нельзя сделать без финансов. И главы обеспокоены, поскольку много вопросов, которые необходимо решать, а решить невозможно. Они вынуждены залезать в кредиты, изыскивать средства. Надо предусмотреть увеличение расходов на «иные» полномочия, особенно для отдаленных районов», - высказал предложение парламентарий.
Проблема касается не только Усть-Таркского района, заметил председательствующий на заседании Валентин Сичкарев, напомнив, что месяц назад с письмом аналогичного содержания в комитет обратился первый заместителя Председателя Законодательного Собрания Андрей Панферов.
«Сельские поселения просто стонут из-за очистки дорог. Можно сказать, за первый квартал израсходовали все деньги на содержание дороги. Надо помогать», - выступил на животрепещущую тему депутат Сергей Гайдук.
Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Шимкив подчеркнул остроту вопроса: «Главы не могут сделать элементарные вещи – детей привезти на соревнования в область. Привезти с Искитима и Усть-Тарки – это разные вещи. Плюс - ужесточены условия получения коммерческих кредитов. В результате некоторые районы попали в очень трудную ситуацию».
Позицию Правительства области высказал первый заместитель Председателя Правительства Новосибирской области Владимир Знатков: «Мы сейчас отрабатываем ситуацию. Действительно, на «иные» цели районам средств не хватает, особенно остро проблема стоит в отдаленных районах. Думаю, на апрельской сессии мы эту ситуацию решим».
«Проблема сложилась не сегодня, - прокомментировал заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Валентин Сичкарев. - Мы, как депутаты от районов хорошо понимаем ситуацию, когда у района и у муниципальных образований, входящих в состав района, очень много полномочий - и хозяйственных, и связанных с социальными, культурными, бытовыми вопросами. Начиная от приведения в нормативное состояние окон, крыш в школах, содержания дорог, установки дорожных знаков. Все, что на территории района находится, должно быть приведено в нормативное состояние. Много и других обязанностей, на которые денег не хватает. КСП, проверяя деятельность районов, понятное дело, выписывает замечания. Раз не сделано – значит, нарушение. Но не сделано-то не от того, что глава района или глава поселения не хочет этим заниматься, администрация не дорабатывает, а потому что на это фактически нет денег. Мы, как депутаты, распоряжаясь своим депутатским фондом, с этим сталкиваемся постоянно. Очень часто средства депутатского фонда идут на то, чтобы, например, поставить в школе противопожарную дверь, еще что-то, связанное с предписаниями надзорных органов. Вопрос стоит о том, каким образом изыскать дополнительные средства для районов, чтобы их возможности проявились в большем размере. Понятно, что огромных средств нет, но методику все равно необходимо менять. Причем в отношении всех районов абсолютно! Чтобы как-то районам жизнь облегчить, потому что у нас половина населения НСО живет все-таки в муниципальных районах и городских округах».