Сибирские эксперты обозначили перспективы цифровизации. В Новосибирске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Цифровизация публичного управления: конструируя региональную повестку». Организаторами выступили Фонд развития гражданского общества и Российская ассоциация политической науки. В научно-практической конференции «Цифровизация публичного управления: конструируя региональную повестку» приняли участие представители регионов Сибири – Новосибирской, Томской области, Алтайского края, Хакасии, Бурятии.
Как подчеркнул в начале конференции руководитель новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктор социологических наук Константин Антонов, разговоры о цифровизации ведутся на разных площадках: и в органах государственной власти, и с представителями IT-компаний, а также в социологических и философских плоскостях. «Для нас совершенно очевидно, что цифровизация – это не только цивилизационный выбор, не только философская проблема, цифровизация – это механизм обеспечения гуманизации и демократизации взаимоотношений между властью в широком смысле этого слова и обществом», – заметил Антонов.
Эксперт Совета Федерации Федерального Собрания РФ Роман Урнышев отметил, что с помощью цифровизации «меняется не столько суть, сколько способ взаимодействия граждан и государства». Он напомнил про серию культового сериала про технологии Netflix «Черное зеркало», которая практически получила свое воплощение в Китае: «Допустим, вы курите в общественных местах. Десять человек поставили дизлайки, и у вас рейтинг начинает понижаться. К чему это приводит? Это приводит к тому, что, например, за последний год 17 миллионов китайцев просто не смогли купить авиабилеты и улететь из одного города в другой, потому что у них очень низкий социальный рейтинг».
О плюсах и опасностях этой системы было предложено порассуждать в ходе дискуссии. Начальник департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска Александр Горнштейн рассказал о концепции Smart City, направленной на упрощение управления внутренними системами города и взаимодействия между горожанами и чиновниками.
О цифровизации сельских территорий рассказал Евгений Зрюмов, министр цифрового развития и связи Алтайского края. В том числе он остановился на анализе информационной системы «РЕСПАК», которая позволяет автоматизировать этапы процесса предоставления государственных услуг Министерства сельского хозяйства Алтайского края: сбор, анализ отчетности, прием и обработку заявок на предоставление государственной поддержки.
Председатель избирательной комиссии Новосибирской области Ольга Благо рассказала о цифровизации избирательного процесса. Она поведала о принципах работы КОИБов, технологий ускоренного ввода протокола УИК, систему «ГАС выборы», механизм «Мобильный избиратель» и экспериментальной пока системе дистанционного голосования. «Дистанционное голосование предполагает замену традиционного голосования, это лишь одна возможная форма, которую избиратели используют при наличии объективных причин», – подчеркнула Ольга Благо. По ее словам, недостатками этой системы являются проблема идентификации личности и опасность воздействия на волеизъявление граждан. В ходе дискуссии во второй части приглашенные аналитики, преподаватели социальных и политических наук, журналисты, представители властных структур, депутаты, общественники, а также представители IT-компаний обсудили целый ряд проблем, которые перед обществом и властью ставит цифровизация.
«Черное зеркало» воплотилось в Китае
Как отметил Роман Урнышев, эксперт Совета Федерации Федерального Собрания РФ, цифровая экономика балансирует между цифровым тоталитаризмом и цифровой демократией. И если в мире есть примеры и того, и другого практически в чистом виде, то в России с подходом пока не определились: есть признаки и того, и другого. Вместе с тем, продолжил Урнышев, китайская торговая платформа «Алибаба» является примером «информационной экосистемы».
«В Китае есть такая платформа, как «Алибаба». Нашим гражданам она скорее знакома с точки зрения заказа товаров по интернету. На самом деле эта система включает в себя логистику, банковский блок, блок по регистрации юридических лиц. На платформе зарегистрировано более восьми миллионов организаций. Государство в рамках сотрудничества запустило поддержку сельских территорий, когда фактически за десять минут можно открыть действующий онлайн-магазин». Успех Китая раздражает других крупных акул на мировом рынке. Например, обострение конкуренции привело к тому, что демократичные Соединенные Штаты Америки внесли Huawei в «черный список», и это только начало.
Россия же сейчас находится на 32 месте по развитию цифровой экономики по итогам 2018 года. Урнышев в противовес «экосистеме» зарубежных стран называет подход к цифровизации в России – «зоопарком». А именно – каждый развивает свое направление, а за чем-то принципиально другим приходится идти к «соседу». На фоне этого возникает проблема 20 паролей. Он подчеркнул, что если в России не поменяется подход, то разрыв с мировыми IT-лидерами будет только расти. Сейчас на национальную программу заложено 1,6 триллионов рублей до 2024 года.
По мнению эксперта, самыми первыми мерами для успешной цифровизации должны стать обеспечение скоростным интернетом даже самых отдаленных районов, а также создание цифрового профиля каждого гражданина.
«Без этого очень сложно построить цифровое государство. При этом, если вы скажете, что нет, мы такие самостийные, мы не пойдем в эту историю, то с точки зрения экономики мы будем еще больше проигрывать. Если мы сейчас занимаем порядка 3% от мирового ВВП, то с учетом отставания от цифровой экономики, наша доля будет только снижаться.
Большая ставка делается и на искусственный интеллект. Внедрение искусственного интеллекта несет как преимущества, так и проблемы. «С одной стороны, получается безработица, а с другой – нехватка кадров. Если мы говорим про IT-специальности, то нам не хватает уже более миллиона человек, и эта цифра будет только расти», – напомнил москвич.
Можно ли заменить человека машиной?
Еще один важный вопрос: готово ли общество к тому, чтобы за него решения принимала машина? Например, в Москве вводят в качестве эксперимента систему «Плати лицом» в общественном транспорте. Процент ошибок по сравнению с обычным кондуктором пока что немалый, но система учится и развивается.
Как признался начальник департамента связи и информатизации мэрии города Новосибирска Александр Горнштейн, люди в муниципальных структурах столицы Сибири пока незаменимы. «Мы сейчас находимся в процессе перехода, молодых обучаем. Однако у нас очень много качественных чиновников в муниципалитетах, но это, как правило, низовой слой. Это люди советского периода. А они не готовы к новым инструментам. А низовой слой убери - и все рухнет».
Можно ли заменить машиной, например, чиновника – на эту тему оживленная дискуссия возникла во второй части конференции. Руководитель Новосибирского филиала ФоРГО Константин Антонов уверен, что чиновник, поступающий по алгоритму, не сможет эффективно решать задачи:
«Возьмем пример с открытым люком, о котором говорил Александр Горнштейн – это когда в городскую информационную систему поступил сигнал от жителя, но меры приняты не были. Чиновник поступил по алгоритму, ответил заявителю - «в течение 30 дней я вам отвечу». Если бы на его месте был опытный душевный человек, он бы решил проблему в течение одного дня, понимая, к какой трагедии может привести этот открытый люк на дороге. По какому алгоритму? Он обратился бы в дорожно-эксплуатационную службу. Ему бы сказали: «Знаешь, Петрович заболел, а ключи от трактора только у него». Но люк-то закрыть надо, вдруг пойдет человек, упадет. Тогда он ищет другое решение, не предусмотренное никакими инструкциями и правилами, руководствуясь только своим жизненным опытом – нужно любыми путями предотвратить трагедию! Невозможно работу служащего государственного и муниципального тотально алгоритмизировать. А «машина» – это алгоритм! Сможет ли она быть эффективной во всем многообразии жизненных ситуаций, с которыми представитель власти сталкивается постоянно?»
Тем не менее, чтобы облегчить работу чиновников, вводятся всевозможные цифровые платформы и системы. Одна из таких систем – «Смарт сити», она направлена на упрощение управления внутренними системами города и взаимодействия между горожанами и чиновниками. О ней рассказал начальник департамента связи и информатизации мэрии города Новосибирска Александр Горнштейн. Начал он с обескураживающего заявления: «По факту в мире отсутствует хотя бы один умный город. Технари что-то придумают, пытаются навязать управленцам, но это не работает, потому что концепцию должны придумывать аналитики».
По его оценкам, наиболее реально реализовать на территории России подсистему «Умная инфраструктура», но и здесь есть свои подводные камни.
Для того, чтобы инфраструктура работала рационально, она должна быть учтена. В Новосибирске есть такая информационная система как «Выдача разрешений на разрытие». А есть такая информационная система как «Плановый ремонт дорог». Но, согласитесь, мы систематически видим, когда сначала отремонтируют дорогу, а потом через некоторое время там проводят разрытие? Можно было бы построить такой идеальный график, когда мы понимаем, что сначала ремонтируют трубы, а только потом обновляют асфальт», – указал на текущие недостатки Горнштейн.
Кроме того, Горнштейн признался, что сам он является горячим сторонником цифровизации управленческих процессов, но остается ярым противником «цифровизации человека».
Опасности перехода на «цифру»
Цифровой бум неоднократно подвергался критике участников дискуссии. Так, заведующий кафедрой мировой экономики НГУЭУ Денис Борисов отметил, что государству необходимо пересмотреть подход к этому процессу и устранять ряд недостатков.
«У наших государственных деятелей есть определенная мифологизация этого процесса. Первый момент – это экономика. Цифровизация – это только экономика и реализация, прежде всего, компонентной базы. И основные страны-производители, развитые страны, создают определенный спрос через маркетинг, и сама цифровизация превращается в стеклянные бусы, которые они бросают туземцам и говорят: покупайте, а то будете отсталые. Второй момент. Цифровизация – это все-таки форма, а не содержание. Она может усилить положительные либо отрицательные качества содержания. А мы понимаем, что эталонное качество государственного управления и институтов у нас еще не сложилось. И получается, что на эту некачественную основу мы начинаем нанизывать цифровизацию. Все изъяны, которые есть в нашем государственном управлении – они кратно увеличиваются. И третье. У верхов на основе больших данных, которые поступают из некачественных отчетов, формируются определенные цифровые розовые очки».
Тему опасности манипулятивного воздействия на умы с помощью технологий граждан подняла кандидат психологических наук Наталия Красовская. Она напомнила про группы смерти, толкающие подростков на суициды, «твиттерную революцию» в Иране: «45% населения пользуются соцсетями ежедневно, они состоят в различных группах в соцсетях. При этом кем управляются группы – установить невозможно. Это огромное поле для манипуляций».
Председатель избирательной комиссии Новосибирской области Ольга Благо рассказала о цифровизации избирательного процесса. Она рассказала о принципах работы КОИБов, технологиях ускоренного ввода протокола УИК, перспективах развития системы «ГАС выборы», механизме «Мобильный избиратель» и голосовании на цифровых избирательных участках, экспериментальной пока системе дистанционного голосования.
«Дистанционное голосование не предполагает замену традиционного голосования, это лишь одна из возможных форм, которую избиратели могут использовать при наличии объективных причин», – подчеркнула Ольга Благо. По ее словам, недостатками этой системы являются проблема идентификации личности и недостаточная возможность контроля над отсутствием воздействия на волеизъявление граждан.
В ходе дискуссии во второй части приглашенные аналитики, преподаватели социальных и политических наук, журналисты, представители властных структур, депутаты, общественники, а также представители IT-компаний обсудили целый ряд проблем, которые перед обществом и властью ставит цифровизация.
Выборы не должны быть анонимными, согласился с ней кандидат политических наук Дмитрий Березняков, ведь выборы – это коллективный акт волеизъявления. Выборы – это ритуал, который, в том числе, обеспечивает легитимизацию власти. «Цифровые технологии коммуникацию анонимизируют. Коллективный субъект требует публичной политической репрезентации, если вы ее будете замещать цифрой, в конечном счете, к вам неожиданно придут матросы и попросят освободить кабинет», – заметил Березняков.
В ходе дискуссии во второй части приглашенные аналитики, преподаватели социальных и политических наук, журналисты, представители властных структур, депутаты, общественники, а также представители IT-компаний пришли к согласию, что как бы они не относились к процессу цифровизации, остановить его уже невозможно, а значит, необходимо его подчинить актуальной общественной и политической повестке и вырабатывать новые правила организации общественно-политической жизни.