Лента новостей

Все новости

Популярное

Будут ли азиаты строить метро в России

 Григорий Малов

Будут ли азиаты строить метро в России

Новосибирцы о современном метро знают, что в Москве сдают по десятку  и более станций в год, что столице Сибири нужны новые станции, но и другим российским городам-миллионникам они нужны точно так же. При этом все понимают, что своими силами проблему не решить, а потому остается уповать на федеральные деньги, которыми власть делиться упорно не желает. Она выражает озабоченность, предлагает внимательно рассмотреть проблему, всесторонне ее обсудить и так далее. В переводе с чиновничьего это означает: крутитесь сами, а там видно будет…

Но метро-то все равно нужно, а потому в разных российских городах появляются проекты строительства метро или скоростного трамвая в расчете на то, что придет инвестор, который все проблемы и решит. В России таковых обнаружить пока не удается, потому взор регионов логично устремляется за рубеж. И чаще всего – в Азию.

Азиатские новинки

Деньги в Азии есть – в Китае, в Корее, в Японии. Но  есть также и много такого, о чем мы можем только мечтать.

В январе в токийском метро на кольцевой ветке в тестовом режиме запустили беспилотный поезд. В ночное время состав из одиннадцати вагонов дважды прошел полный круг расстоянием 34,5 километра. Машинисты в кабине присутствовали, но не вмешивались в управление поездом. Эксперимент прошел удачно и теперь компания JR East, которая занимается разработкой беспилотного поезда E235, надеется на его скорое внедрение.

Тем временем в  Китае построен самый продвинутый на сегодня автоматизированный поезд метро. Максимальная скорость поезда составляет 100 километров в час. Он оснащен системой автоматизации четверного уровня, что позволяет ему управляться автоматически или удаленно, самостоятельно определять наличие препятствий.

В Шэньчжэне в метро протестировали технологии, поддерживаемые сверхбыстрой сетью 5G, включая распознавание лиц. Суть в том, что можно не предъявлять билет или сканировать штрих-код со смартфона – теперь  пассажир может сканировать лицо на экране размером с планшет, установленный на входных воротах и автоматически оплатить проезд. Система уже работает в пробном режиме. Авторы проекта уверены, что технология распознавания лиц поможет ускорить пассажиропоток в метро. 

Как всегда Москва!

Китайцы уже появились в метрополитене не в теории, а на практике. Разумеется, столичной. В 2017 году компания «Мосинжпроект» заключила контракт с China Railway Construction Corporation Limited (CCRC), а в прошлом году в Москве началось строительство нового участка Большого кольца метро. Речь шла о трех станциях: «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского», которые надо построить к 2020 году. Проект был разработан китайской корпорацией. И вскоре в столице появились сразу пять тоннелепроходческих механизмов. 

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин объяснял тогда: «Работая с китайскими коллегами, мы видим, что у нас очень много общего. Мы похожи в системе управления, в подходах. Почти ничем не отличаемся. Более того, даже китайские коллеги удивляются той скорости, с которой мы строим метро в Москве, и цена на метро у нас очень не высокая».

В марте этого года мэр Москвы Сергей Собянин в ходе прямой линии в эфире телеканала «ТВ Центр» рассказал, что город привлекает китайских специалистов по той причине, что они – «метростроители номер один в мире».  Собянин отметил: «Нам физически не хватает специалистов в области метростроения, и мы решили привлечь в качестве эксперимента китайских строителей». Он также сообщил москвичам, что китайцы строят только туннели, а станции – исключительно наши специалисты.

Омск и Нижний Новгород смотрят в сторону Китая

Нижний Новгород, как и Новосибирск, мечтает о продолжении строительства метрополитена. Осенью 2018 года в городе побывала с визитом делегация китайской компании Halls International Holding Limited. Ее специализация – привлечение зарубежных инвестиций для реализации инфраструктурных проектов. Китайцы приехали на Волгу с ознакомительным визитом. Власти представили им несколько вариантов возможного строительства, среди них и проект продолжения строительства подземки.

Все в том же 2018 году китайской стороне предложили обратить внимание на строительство метро еще в одном российском регионе. Речь идет о соседях Новосибирской области – омичах. Александр Бурков, тогда еще в статусе врио губернатора, поведал, что региональное правительство предложило китайской строительной корпорации SEPCO1 рассмотреть несколько проектов.

Председатель совета директоров SEPCO1 Ван Шоумин был вежлив, но особо не обнадежил омичей, для которых свой метрополитен так и остается несбыточной мечтой. Он заявил: «Времени было очень мало, но мы успели с нашими коллегами обменяться мнениями о некоторых проектах, таких как строительство метрополитена, аэропорта и гидроузла. Особенно нас заинтересовала тема мусоросжигательной станции». Так что пока мимо…

Японцам нравятся города на букву «В»

Владивосток, как известно, город хоть и далекий, но российский. Однако же Япония от него совсем недалеко, поэтому именно к специалистам из Страны восходящего солнца обратились с просьбой разработать для города концепцию так называемого «легкого метро». Японцы представили свои идеи для создания мастер-плана Владивостокского городского округа. Одна из главных идей – необходимость модернизации транспортной системы, которая невозможна  без появления «легкого» метро.

В Воронеже с японцами общаются регулярно. В 2017 году проект метро  представила компания «Киносарг». Схема предполагала строительство трех веток общей протяженностью 58,6 километра. Стоимость зашкаливала за 43 миллиарда рублей. Осуществить громадье планов предполагалось с компанией Nikken Sekkei. Ее представители стоимость первой очереди метро оценили в один миллиард евро.

Позже строительство скоростного легкорельсового транспорта в городе обсуждалось в рамках Российско-Японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Проект рассматривался на заседании коллегии Минтранса России, по итогам которого и решили проработать возможность привлечения японских компаний к проектированию и строительству метро в Воронеже.

Позже было объявлено, что японские специалисты подготовят «концептуальную схему реализации проекта, в которой обозначат его участников, источники финансирования, исполнителей и другие параметры». Но теперь речь зашла уже о другой компании – Marubeni, которая заинтересовалась вариантом государственно-частного партнерства. Правда, местные общественники отмечают, что «во всех пресс-релизах упоминается термин «легкорельсовый транспорт», а слово «метро» используется в обиходе. На деле власти до сих пор не обозначили, о чем именно идет речь – скоростном трамвае или легком метро? Победит ли легкорельсовый транспорт в Воронеже традиционное метро, станет ясно по итогам работы над генеральным планом города. 

Корейцы выбрали Челябинск

У челябинского метро новости грустные: оно не построено, а на поддержание текущего состояния метрополитена требуется 263 миллиона рублей. Речь вовсе не идет о ни строительстве станций, ни о проходке тоннелей – требуется только откачивать воду и поддерживать инфраструктуру метро. 

И тут на горизонте появился альтернативный вариант. Компания Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd (Южная Корея) предложила построить в Челябинске монорельсовую транспортную систему Sky Сity. Замысел впечатляет: будет  восемь веток протяженностью 125 километров и аж 120 станций! За такое счастье придется заплатить от миллиарда до полутора. Не рублей, а евро.

Видимо, именно по этой причине уже три года «идет проработка и обсуждение». Впрочем, сами разговоры о замене метро на монорельс или идут уже больше десяти лет…

Красноярск и Новосибирск: теория уже есть…

«Черное небо», похоже, так достало красноярцев, что они готовы на что угодно, лишь бы как-то эту проблему решить. Строительство метро многие полагают в этом случае панацеей. Но все разговоры о метро так и остаются разговорами и, как водится, появились уже мечты о скоростном трамвае…

Но на  Красноярском экономическом форуме было заявлено, что китайская компания Poly Group Corporation готова заняться строительством именно метро. Некоторые участники форума уже ее охарактеризовали как «передовую». Небезызвестный Олег Митволь, представлявший проект, констатировал: «До 2023 года такой проект сделают только китайцы. Они хорошо строят метро, за десять лет они построили метрополитены в 27 городах».

Poly Group Corporation готова снизить стоимость строительства метро  в Красноярске предлагается не так глубоко закладывать станции метро, строить  эстакады и, возможно, задействовать  беспилотные и монорельсовые вагоны. Представитель корпорации будет готов показать детальные предложения, если получит необходимый объем информации для анализа. Губернатор Усс возможность сотрудничества  с китайской компанией не исключил, добавив, что сначала надо проработать вопрос с членами краевого правительства.

В Новосибирске прорабатывать нечего. Есть информация, что в разное время о своем интересе к метро в столице Сибири заявляли корейские и китайские бизнесмены, но дальше этого дело не пошло. Никакого конкретного варианта нет, но есть основа для его появления. Еще в 2012 году тогдашний губернатор Василий Юрченко заявил, что региональное правительство готово рассмотреть проект достройки Дзержинской линии метро и строительства электродепо на основе государственно-частного партнерства. Юрченко тогда рассказал, что денег нет, но «если проект частно-государственного партнерства сформируем, то тогда масштабно, думаю, за 2-2,5 года эту линию завершим». 

У Юрченко ничего из этого не вышло, но сегодня очевидно, что сама идея ГЧП не только не вызывает отторжения, но, наоборот, многие именно в ней видят единственный вариант быстрого развития городской инфраструктуры, которое – и это понимают сегодня все – является важнейшей задачей и для муниципалитета, и для региона. И если в Новосибирске объявятся китайцы с деньгами, то с ними точно поговорят. А дальше  видно будет.

Напомним, что проект достройки Дзержинской ветки формально есть. Его сделали еще в 2013 году. Однако с актуализацией документации возникли сложности – мэрия заявила, что отправила проект в Главгосэкспертизу не в том формате, а позднее оказалось, что к проектировщику за помощью в актуализации проекта даже не обращались

Новосибирцы о современном метро знают, что в Москве сдают по десятку  и более станций в год, что столице Сибири нужны новые станции, но и другим российским городам-миллионникам они нужны точно так же. При этом все понимают, что своими силами проблему не решить, а потому остается уповать на федеральные деньги, которыми власть делиться упорно не желает. Она выражает озабоченность, предлагает внимательно рассмотреть проблему, всесторонне ее обсудить и так далее. В переводе с чиновничьего это означает: крутитесь сами, а там видно будет…

Но метро-то все равно нужно, а потому в разных российских городах появляются проекты строительства метро или скоростного трамвая в расчете на то, что придет инвестор, который все проблемы и решит. В России таковых обнаружить пока не удается, потому взор регионов логично устремляется за рубеж. И чаще всего – в Азию.

Азиатские новинки

Деньги в Азии есть – в Китае, в Корее, в Японии. Но  есть также и много такого, о чем мы можем только мечтать.

В январе в токийском метро на кольцевой ветке в тестовом режиме запустили беспилотный поезд. В ночное время состав из одиннадцати вагонов дважды прошел полный круг расстоянием 34,5 километра. Машинисты в кабине присутствовали, но не вмешивались в управление поездом. Эксперимент прошел удачно и теперь компания JR East, которая занимается разработкой беспилотного поезда E235, надеется на его скорое внедрение.

Тем временем в  Китае построен самый продвинутый на сегодня автоматизированный поезд метро. Максимальная скорость поезда составляет 100 километров в час. Он оснащен системой автоматизации четверного уровня, что позволяет ему управляться автоматически или удаленно, самостоятельно определять наличие препятствий.

В Шэньчжэне в метро протестировали технологии, поддерживаемые сверхбыстрой сетью 5G, включая распознавание лиц. Суть в том, что можно не предъявлять билет или сканировать штрих-код со смартфона – теперь  пассажир может сканировать лицо на экране размером с планшет, установленный на входных воротах и автоматически оплатить проезд. Система уже работает в пробном режиме. Авторы проекта уверены, что технология распознавания лиц поможет ускорить пассажиропоток в метро. 

Как всегда Москва!

Китайцы уже появились в метрополитене не в теории, а на практике. Разумеется, столичной. В 2017 году компания «Мосинжпроект» заключила контракт с China Railway Construction Corporation Limited (CCRC), а в прошлом году в Москве началось строительство нового участка Большого кольца метро. Речь шла о трех станциях: «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского», которые надо построить к 2020 году. Проект был разработан китайской корпорацией. И вскоре в столице появились сразу пять тоннелепроходческих механизмов. 

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин объяснял тогда: «Работая с китайскими коллегами, мы видим, что у нас очень много общего. Мы похожи в системе управления, в подходах. Почти ничем не отличаемся. Более того, даже китайские коллеги удивляются той скорости, с которой мы строим метро в Москве, и цена на метро у нас очень не высокая».

В марте этого года мэр Москвы Сергей Собянин в ходе прямой линии в эфире телеканала «ТВ Центр» рассказал, что город привлекает китайских специалистов по той причине, что они – «метростроители номер один в мире».  Собянин отметил: «Нам физически не хватает специалистов в области метростроения, и мы решили привлечь в качестве эксперимента китайских строителей». Он также сообщил москвичам, что китайцы строят только туннели, а станции – исключительно наши специалисты.

Омск и Нижний Новгород смотрят в сторону Китая

Нижний Новгород, как и Новосибирск, мечтает о продолжении строительства метрополитена. Осенью 2018 года в городе побывала с визитом делегация китайской компании Halls International Holding Limited. Ее специализация – привлечение зарубежных инвестиций для реализации инфраструктурных проектов. Китайцы приехали на Волгу с ознакомительным визитом. Власти представили им несколько вариантов возможного строительства, среди них и проект продолжения строительства подземки.

Все в том же 2018 году китайской стороне предложили обратить внимание на строительство метро еще в одном российском регионе. Речь идет о соседях Новосибирской области – омичах. Александр Бурков, тогда еще в статусе врио губернатора, поведал, что региональное правительство предложило китайской строительной корпорации SEPCO1 рассмотреть несколько проектов.

Председатель совета директоров SEPCO1 Ван Шоумин был вежлив, но особо не обнадежил омичей, для которых свой метрополитен так и остается несбыточной мечтой. Он заявил: «Времени было очень мало, но мы успели с нашими коллегами обменяться мнениями о некоторых проектах, таких как строительство метрополитена, аэропорта и гидроузла. Особенно нас заинтересовала тема мусоросжигательной станции». Так что пока мимо…

Японцам нравятся города на букву «В»

Владивосток, как известно, город хоть и далекий, но российский. Однако же Япония от него совсем недалеко, поэтому именно к специалистам из Страны восходящего солнца обратились с просьбой разработать для города концепцию так называемого «легкого метро». Японцы представили свои идеи для создания мастер-плана Владивостокского городского округа. Одна из главных идей – необходимость модернизации транспортной системы, которая невозможна  без появления «легкого» метро.

В Воронеже с японцами общаются регулярно. В 2017 году проект метро  представила компания «Киносарг». Схема предполагала строительство трех веток общей протяженностью 58,6 километра. Стоимость зашкаливала за 43 миллиарда рублей. Осуществить громадье планов предполагалось с компанией Nikken Sekkei. Ее представители стоимость первой очереди метро оценили в один миллиард евро.

Позже строительство скоростного легкорельсового транспорта в городе обсуждалось в рамках Российско-Японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Проект рассматривался на заседании коллегии Минтранса России, по итогам которого и решили проработать возможность привлечения японских компаний к проектированию и строительству метро в Воронеже.

Позже было объявлено, что японские специалисты подготовят «концептуальную схему реализации проекта, в которой обозначат его участников, источники финансирования, исполнителей и другие параметры». Но теперь речь зашла уже о другой компании – Marubeni, которая заинтересовалась вариантом государственно-частного партнерства. Правда, местные общественники отмечают, что «во всех пресс-релизах упоминается термин «легкорельсовый транспорт», а слово «метро» используется в обиходе. На деле власти до сих пор не обозначили, о чем именно идет речь – скоростном трамвае или легком метро? Победит ли легкорельсовый транспорт в Воронеже традиционное метро, станет ясно по итогам работы над генеральным планом города. 

Корейцы выбрали Челябинск

У челябинского метро новости грустные: оно не построено, а на поддержание текущего состояния метрополитена требуется 263 миллиона рублей. Речь вовсе не идет о ни строительстве станций, ни о проходке тоннелей – требуется только откачивать воду и поддерживать инфраструктуру метро. 

И тут на горизонте появился альтернативный вариант. Компания Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd (Южная Корея) предложила построить в Челябинске монорельсовую транспортную систему Sky Сity. Замысел впечатляет: будет  восемь веток протяженностью 125 километров и аж 120 станций! За такое счастье придется заплатить от миллиарда до полутора. Не рублей, а евро.

Видимо, именно по этой причине уже три года «идет проработка и обсуждение». Впрочем, сами разговоры о замене метро на монорельс или идут уже больше десяти лет…

Красноярск и Новосибирск: теория уже есть…

«Черное небо», похоже, так достало красноярцев, что они готовы на что угодно, лишь бы как-то эту проблему решить. Строительство метро многие полагают в этом случае панацеей. Но все разговоры о метро так и остаются разговорами и, как водится, появились уже мечты о скоростном трамвае…

Но на  Красноярском экономическом форуме было заявлено, что китайская компания Poly Group Corporation готова заняться строительством именно метро. Некоторые участники форума уже ее охарактеризовали как «передовую». Небезызвестный Олег Митволь, представлявший проект, констатировал: «До 2023 года такой проект сделают только китайцы. Они хорошо строят метро, за десять лет они построили метрополитены в 27 городах».

Poly Group Corporation готова снизить стоимость строительства метро  в Красноярске предлагается не так глубоко закладывать станции метро, строить  эстакады и, возможно, задействовать  беспилотные и монорельсовые вагоны. Представитель корпорации будет готов показать детальные предложения, если получит необходимый объем информации для анализа. Губернатор Усс возможность сотрудничества  с китайской компанией не исключил, добавив, что сначала надо проработать вопрос с членами краевого правительства.

В Новосибирске прорабатывать нечего. Есть информация, что в разное время о своем интересе к метро в столице Сибири заявляли корейские и китайские бизнесмены, но дальше этого дело не пошло. Никакого конкретного варианта нет, но есть основа для его появления. Еще в 2012 году тогдашний губернатор Василий Юрченко заявил, что региональное правительство готово рассмотреть проект достройки Дзержинской линии метро и строительства электродепо на основе государственно-частного партнерства. Юрченко тогда рассказал, что денег нет, но «если проект частно-государственного партнерства сформируем, то тогда масштабно, думаю, за 2-2,5 года эту линию завершим». 

У Юрченко ничего из этого не вышло, но сегодня очевидно, что сама идея ГЧП не только не вызывает отторжения, но, наоборот, многие именно в ней видят единственный вариант быстрого развития городской инфраструктуры, которое – и это понимают сегодня все – является важнейшей задачей и для муниципалитета, и для региона. И если в Новосибирске объявятся китайцы с деньгами, то с ними точно поговорят. А дальше  видно будет.

Напомним, что проект достройки Дзержинской ветки формально есть. Его сделали еще в 2013 году. Однако с актуализацией документации возникли сложности – мэрия заявила, что отправила проект в Главгосэкспертизу не в том формате, а позднее оказалось, что к проектировщику за помощью в актуализации проекта даже не обращались


Новости партнеров

В России и мире

4 техники для избавления от негативных мыслей: они перестанут отравлять ваш разум
Самый неприступный и холодный мужчина по знаку Зодиака. Кто же он?
Скрабы с морской солью: рецепты для гладкости, упругости и бархатистости вашей кожи
Почему людям, которые предпочитают спать на правом боку, стоит посетить кардиолога
Воздушные корни у монстеры: прятать или обрезать?
Что будет с вашими доходами и расходами в декабре 2024: финансовый гороскоп
Одиноким женщинам на заметку: где можно познакомиться с хорошим мужчиной в реальной жизни?
Копеечное аптечное средство для реального омоложения кожи лица: вы даже не догадывались, что его можно так использовать!
Сбережете кучу денег: хитрый способ сэкономить на коммунальных услугах
Как определить кислотность желудка в домашних условиях: простой доступный способ