Депутаты Заксобрания Новосибирской области предложили разработать программу для стимулирования инвестиций в сферу деревопереработки. Они надеются, что документ поспособствует и сохранению лесов.
Комитет Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности обсудил лесосбережение и деревообработку. Их подтолкнула к этому информация Контрольно-счетной палаты по результатам проверки управления и распоряжения имуществом организаций лесного хозяйства области.
На июль 2018 года в регионе было зарегистрировано 23 лесхоза, из них 22 осуществляли хозяйственную деятельность. ГУП НСО «Пихтовский лесхоз» с 2016 года находится в стадии ликвидации. По сообщению аудитора, за 2017 год положительный финансовый результат получили только 12 лесхозов, в доход областного бюджета поступило 315,4 тысячи рублей. За первое полугодие прошлого года 12 из 18 «частных» лесхозов работали в убыток. Ключевые показатели эффективности не достигнуты ни одним акционерным обществом. Из ГУПов только Татарский лесхоз осуществлял стабильную производственную деятельность. Новосибирский лесхоз, не имея договоров на выполнение работ, получил в 2017 году прибыль от аренды и продажи недвижимого имущества. При этом, акцентировала аудитор, изношены 82% движимого имущества лесхозов, заработная плата работников лесного хозяйства остается самой низкой среди всех отраслей.
Министр природных ресурсов Андрей Даниленко отметил, что реализация товарной продукции лесохозяйственного комплекса составила в прошедшем году 1,1 миллиарда рублей, что на 28% выше, чем в 2017 году. «Ряд предприятий отрасли вступили в новый год с непростым финансовым положением, – подчеркнул он. – Вместе с тем АО «Куйбышевский лесхоз» удалось уменьшить просроченную задолженность и сработать с положительным финансовым результатом. Кыштовский лесхоз тоже постепенно выходит из кризиса, впервые за длительный период получена прибыль по итогам года».
Министр заметил, что лесхозы области в полном объеме осуществляют весь комплекс мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, не допускают крупных лесных пожаров, перехода огня на населенные пункты, обеспечивают население дровами и строительными материалами.
«Новосибирская область – малолесный регион, и ключевая задача – это обеспечение сохранения и приумножения лесных богатств территории. Главная задача, поставленная в концепции развития лесного комплекса области – увеличение лесистости территории области», – подчеркнул Андрей Даниленко.
Председатель комитета Александр Морозов удивился, что в лесхозах не занимаются переработкой древесины. «В структуре реализации лишь 37% – передел, все остальное – древесина круглая, дрова. Почему нет переработки? Везде же есть ленточные пилы, просто пилорамы. При этом хозяйствующие субъекты, делая ремонты, едут куда-то вместо того, чтобы в лесхозе купить», – сказал Морозов.
Замгубернатора Александр Дубовицкий пояснил, что в плане переработки лесхозы взаимодействуют с коммерческими структурами. «Заготавливаем и продаем тем, кто может древесину эффективно переработать. Такие площадки есть на территории Куйбышевского, Чановского районов. Новосибирские предприятия этим занимаются», – сообщил замгубернатора.
Заместитель председателя комитета Ирина Диденко озвучила предложение разработать меры по стимулированию инвестиционной деятельности в сфере деревопереработки. Оно адресовано к правительству области. «На сегодняшний день ни в инвестиционной, ни в профильной программе Минприроды не отражены конкретные мероприятия по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности в сфере переработки», – констатировала Диденко.
Александр Морозов также обратил внимание коллег на статью о получении древесины для собственных нужд в областном законе об использовании лесов Новосибирской области. По мнению законодателя, эту статью необходимо убрать: «Поскольку она имеет явно теневое направление: коль скоро народ до этой льготы не доходит, а распространена она только на очень узкий круг людей», – отметил законодатель.
«Сегодня впервые прозвучала мысль: лесное хозяйство в Новосибирской области – это не столько бизнес, сколько лесосбережение. Конечно, северные районы богаты этим ресурсом, к нему надо очень внимательно подходить, но в целом мы должны заниматься, прежде всего, лесовосстановительной деятельностью. На мой взгляд, это наша огромная ответственность перед будущими поколениями», – подвел итог обсуждению Александр Морозов.