Строительный комитет Законодательного собрания Новосибирской области озвучил свои предложения по стратегии социально-экономического развития региона. Парламентарии при этом также указали областному минэкономразвития на недочеты разработанного документа: по мнению депутатов, в стратегии есть цели, но не хватает путей их достижения.
Проект стратегии социально-экономического развития региона депутатам Заксобрания представляет министр экономического развития региона Ольга Молчанова. Документ, разработанный при значительной помощи НГУЭУ, вызывает бурные дискуссии у парламентариев – ранее замечания к проекту высказывали в других комитетах. Не оставил документ без критики предложений и комитет по строительству, ЖКХ и тарифам. Напомним, что в стратегию заложено три варианта реализации: консервативный, целевой и инновационный, главное отличие которых в темпах развития.
«Инновационный сценарий предложен как основной, – подчеркнула Ольга Молчанова. – Он включает финансирование крупных инвестиционных проектов, в том числе из федерального бюджета, приток инвестиций, в том числе иностранных, ускоренное развитие транспортной логистики и сектора услуг, обрабатывающей промышленности, сектора информационно-коммуникационных технологий, существенное снижение барьеров для доступа местных компаний на рынки стран Азии, поддержку экспорта и региональных компаний. Этот сценарий очень хорошо взаимоувязан с 204-м указом президента России. Девять целей и 12 национальных проектов, которые определены в указе, все они корреспондируются с нашей стратегией. Материалы, которые представлены регионом в министерства РФ по реализации региональных составляющих национальных проектов, позволяют нам надеяться, что инновационный сценарий может быть реализован на территории региона. По всем направлениям. К 2030 году регион должен быть в десятке или в тройке лидеров».
Ольга Молчанова также назвала основные показатели для строительной отрасли, расписанные в стратегии: увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов – в 1,5 раза; площадь жилья на одного жителя – 29,1 квадратного метра.
«Мы все будем рады, если в 2030 году увидим то, что сказано в стратегии. Я не увидел инструментария, благодаря чему будем этого добиваться. Надо проработать этот момент, – высказался после выступления Молчановой депутат Иван Сидоренко. – Многие предприятия, с которыми мы еще два года назад работали, закрываются. Их производственные мощности проданы, сданы в аренду, перезаложены. Говорим о конурбации, транспортной доступности регионов, а мы с окраин в центр городе не можем доехать. Надо ставить вопрос о возобновлении строительства метро. Если не будет развития транспорта, в следующие пять-семь лет город строиться не сможет. Из Новосибирска, который сегодня называют центром притяжения человеческого капитала, люди начнут разъезжаться».
Депутат Николай Мочалин напомнил о стратегии, которую разрабатывали ранее: «В 2007 году была принята стратегия развития области до 2025 года. Предполагалось, что к 2025 году доля среднего класса удвоится и превысит 50%, доля малоимущих должна снизиться с 23 до 6%, а она вообще стала 59%. Говорилось, что двукратный рост реальной заработной платы будет.. сблизятся темпы роста заработной платы и производительности труда… Куда эта стратегия делась? Правительство должно отчитаться за ее выполнение».
Его поддержал Вадим Агеенко. «Значит, прежнюю стратегию можно закрывать? С этим вопросом нужно разобраться: должна быть одна стратегия».
Ольга Молчанова в ответ пояснила, что разработка нового стратегического проекта региона диктуется федеральным законодательством, который в целом изменил подход к стратегическому планированию. По словам министра, в проекте стратегии, которая сейчас рассматривается, есть приложение №2, где интересующие депутата материалы имеются.
Депутат Мочалин парировал, проанализировав объемы строительно-монтажных работ в области. По его данным, за два последних года эти объемы сократились на 38%. Николай Мочалин привел цифры: на развитие жилищного строительства в 2019-2021 годах в области предусмотрено 1021 миллиона рублей. В 2019 году – 710, 176 – в 2020 году. 135 – в 2021 году.
«Развитие экономики области впрямую связано со строительной отраслью и строительством жилья, – заявил парламентарий. – Бесполезно рассматривать строительную отрасль области вне контекста всей экономики региона, не учитывая занятость, уровень доходов и рентабельности хозяйствующих субъектов и, прежде всего, сферы материального производства. Так как любое строительство – это инвестиционный процесс, требующий свободных и «длинных» денег».
«Сегодня более 80% инвестиций составляют привлеченные денежные средства дольщиков на стадии строительства новостроек, – продолжил Мочалин. – Таким образом, если вся экономика деградирует, а реальные доходы населения падают, то никакие манипуляции с господдержкой и строительством бюджетных объектов не спасут строительную отрасль. Строительство жилья и социальных объектов должно проводиться параллельно со строительством объектов экономики и, прежде всего, объектов материального производства с высокой добавленной стоимостью. Этой политики у нас в области нет. Сдвиг структуры производительных сил в сторону сокращения материального производства свидетельствует о несостоятельности нерегулируемой рыночной экономики. Сегодня нужно новое качество экономики с восстановлением структуры производительных сил материального производства. И новое качество управления развитием экономики».
Председатель комитета Евгений Покровский также обратил внимание на вопрос о привлечении инвестиций. Он указал, что хотелось бы знать о тех компаниях, которые участвуют как в производстве, так в эксплуатации объектов в регионе, а налоги платят в Москве и в Питере.
Ольга Молчанова отметила, что вертикально-интегрированные структуры налог на имущество платят по месту нахождения объекта, а распределение прибыли происходит пропорционально распределения имущества между регионами. По словам министра, в течение 2017 и 2018 годов правительство нацелилось на взаимодействие с госкорпорацией «Росатом», в состав которой входят НЗХК и ТВЭЛ. Компаниям был представлено ряд разработок, и там сейчас рассматриваются возможности венчурного финансирования.
«Пытаемся работать с другими госкорпорациями – «РЖД», «Газпромом», чтобы они у нас заказывали производство продукции, которая необходима их основным компаниям. Это наша основная задача. Почему мы и говорим, что область может стать базой для освоения ресурсов Сибири», – заключила Ольга Молчанова.
Комитет поддержал представленный правительством проект стратегии социально-экономического развития региона с учетом высказанных замечаний. «Прежде всего, они вылились в те замечаний, которые озвучил Николай Андреевич Мочалин, – отметил по итогам заседания Евгений Покровский. – Они несколько критичны, но действительно, имеют место. Думаю, что мы дальше продолжим эту работу».
Глава комитета ответил и на другой острый вопрос, поставленный на комитете – о работе предприятий, работающих здесь, на рынке Новосибирской области, а платящих налоги в других регионах. «Причем, это не просто предприятия с оборотом 100, 200, 300, 400 тысяч рублей, а с оборотом в сотни миллионов, – акцентировал Евгений Покровский. – Поэтому и встал вопрос о том, как с ними ведется работа. Ольга Витальевна ответила на это достаточно расширенно. Она сказала, что ведутся переговоры с головными министерствами в правительстве о том, чтобы как-то выстроить, структуризировать перечисление налогов, чтобы регионы не были в стороне от этого процесса. Мы прекрасно понимаем, что это сфера действия федерального законодательства. Так, к сожалению, сложилось, что многие предприятия, работающие здесь, налоги платят в Москве. Нас интересует в большей части именно строительная отрасль. Почему? Потому что мы сегодня замечаем, что на рынке строительства Новосибирской области стало появляться много других компаний. Мы не можем нарушить антимонопольный закон. Но мы тогда должны понимать, что наш рынок, наша экономика и наш бюджет будут иметь от того, что к нам пришли новые корреспонденты?»
Евгений Покровский заявил, что необходимо «детализировать ситуацию, по подобным предприятиям в Новосибирске». «Выйти с предложением. Либо это будет инициатива с выходом на правительство России, либо это будет обращение в Государственную Думу, где можно будет посмотреть, как снивелировать этот закон. Сегодня мы видим, что в этом законе есть часть несовершенных статей», – заметил он.
Депутаты призвали изменить качество управления экономикой
Строительный комитет Законодательного собрания Новосибирской области озвучил свои предложения по стратегии социально-экономического развития региона. Парламентарии при этом также указали областному минэкономразвития на недочеты разработанного документа: по мнению депутатов, в стратегии есть цели, но не хватает путей их достижения.
Проект стратегии социально-экономического развития региона депутатам Заксобрания представляет министр экономического развития региона Ольга Молчанова. Документ, разработанный при значительной помощи НГУЭУ, вызывает бурные дискуссии у парламентариев – ранее замечания к проекту высказывали в других комитетах. Не оставил документ без критики предложений и комитет по строительству, ЖКХ и тарифам. Напомним, что в стратегию заложено три варианта реализации: консервативный, целевой и инновационный, главное отличие которых в темпах развития.
«Инновационный сценарий предложен как основной, – подчеркнула Ольга Молчанова. – Он включает финансирование крупных инвестиционных проектов, в том числе из федерального бюджета, приток инвестиций, в том числе иностранных, ускоренное развитие транспортной логистики и сектора услуг, обрабатывающей промышленности, сектора информационно-коммуникационных технологий, существенное снижение барьеров для доступа местных компаний на рынки стран Азии, поддержку экспорта и региональных компаний. Этот сценарий очень хорошо взаимоувязан с 204-м указом президента России. Девять целей и 12 национальных проектов, которые определены в указе, все они корреспондируются с нашей стратегией. Материалы, которые представлены регионом в министерства РФ по реализации региональных составляющих национальных проектов, позволяют нам надеяться, что инновационный сценарий может быть реализован на территории региона. По всем направлениям. К 2030 году регион должен быть в десятке или в тройке лидеров».
Ольга Молчанова также назвала основные показатели для строительной отрасли, расписанные в стратегии: увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов – в 1,5 раза; площадь жилья на одного жителя – 29,1 квадратного метра.
«Мы все будем рады, если в 2030 году увидим то, что сказано в стратегии. Я не увидел инструментария, благодаря чему будем этого добиваться. Надо проработать этот момент, – высказался после выступления Молчановой депутат Иван Сидоренко. – Многие предприятия, с которыми мы еще два года назад работали, закрываются. Их производственные мощности проданы, сданы в аренду, перезаложены. Говорим о конурбации, транспортной доступности регионов, а мы с окраин в центр городе не можем доехать. Надо ставить вопрос о возобновлении строительства метро. Если не будет развития транспорта, в следующие пять-семь лет город строиться не сможет. Из Новосибирска, который сегодня называют центром притяжения человеческого капитала, люди начнут разъезжаться».
Депутат Николай Мочалин напомнил о стратегии, которую разрабатывали ранее: «В 2007 году была принята стратегия развития области до 2025 года. Предполагалось, что к 2025 году доля среднего класса удвоится и превысит 50%, доля малоимущих должна снизиться с 23 до 6%, а она вообще стала 59%. Говорилось, что двукратный рост реальной заработной платы будет.. сблизятся темпы роста заработной платы и производительности труда… Куда эта стратегия делась? Правительство должно отчитаться за ее выполнение».
Его поддержал Вадим Агеенко. «Значит, прежнюю стратегию можно закрывать? С этим вопросом нужно разобраться: должна быть одна стратегия».
Ольга Молчанова в ответ пояснила, что разработка нового стратегического проекта региона диктуется федеральным законодательством, который в целом изменил подход к стратегическому планированию. По словам министра, в проекте стратегии, которая сейчас рассматривается, есть приложение №2, где интересующие депутата материалы имеются.
Депутат Мочалин парировал, проанализировав объемы строительно-монтажных работ в области. По его данным, за два последних года эти объемы сократились на 38%. Николай Мочалин привел цифры: на развитие жилищного строительства в 2019-2021 годах в области предусмотрено 1021 миллиона рублей. В 2019 году – 710, 176 – в 2020 году. 135 – в 2021 году.
«Развитие экономики области впрямую связано со строительной отраслью и строительством жилья, – заявил парламентарий. – Бесполезно рассматривать строительную отрасль области вне контекста всей экономики региона, не учитывая занятость, уровень доходов и рентабельности хозяйствующих субъектов и, прежде всего, сферы материального производства. Так как любое строительство – это инвестиционный процесс, требующий свободных и «длинных» денег».
«Сегодня более 80% инвестиций составляют привлеченные денежные средства дольщиков на стадии строительства новостроек, – продолжил Мочалин. – Таким образом, если вся экономика деградирует, а реальные доходы населения падают, то никакие манипуляции с господдержкой и строительством бюджетных объектов не спасут строительную отрасль. Строительство жилья и социальных объектов должно проводиться параллельно со строительством объектов экономики и, прежде всего, объектов материального производства с высокой добавленной стоимостью. Этой политики у нас в области нет. Сдвиг структуры производительных сил в сторону сокращения материального производства свидетельствует о несостоятельности нерегулируемой рыночной экономики. Сегодня нужно новое качество экономики с восстановлением структуры производительных сил материального производства. И новое качество управления развитием экономики».
Председатель комитета Евгений Покровский также обратил внимание на вопрос о привлечении инвестиций. Он указал, что хотелось бы знать о тех компаниях, которые участвуют как в производстве, так в эксплуатации объектов в регионе, а налоги платят в Москве и в Питере.
Ольга Молчанова отметила, что вертикально-интегрированные структуры налог на имущество платят по месту нахождения объекта, а распределение прибыли происходит пропорционально распределения имущества между регионами. По словам министра, в течение 2017 и 2018 годов правительство нацелилось на взаимодействие с госкорпорацией «Росатом», в состав которой входят НЗХК и ТВЭЛ. Компаниям был представлено ряд разработок, и там сейчас рассматриваются возможности венчурного финансирования.
«Пытаемся работать с другими госкорпорациями – «РЖД», «Газпромом», чтобы они у нас заказывали производство продукции, которая необходима их основным компаниям. Это наша основная задача. Почему мы и говорим, что область может стать базой для освоения ресурсов Сибири», – заключила Ольга Молчанова.
Комитет поддержал представленный правительством проект стратегии социально-экономического развития региона с учетом высказанных замечаний. «Прежде всего, они вылились в те замечаний, которые озвучил Николай Андреевич Мочалин, – отметил по итогам заседания Евгений Покровский. – Они несколько критичны, но действительно, имеют место. Думаю, что мы дальше продолжим эту работу».
Глава комитета ответил и на другой острый вопрос, поставленный на комитете – о работе предприятий, работающих здесь, на рынке Новосибирской области, а платящих налоги в других регионах. «Причем, это не просто предприятия с оборотом 100, 200, 300, 400 тысяч рублей, а с оборотом в сотни миллионов, – акцентировал Евгений Покровский. – Поэтому и встал вопрос о том, как с ними ведется работа. Ольга Витальевна ответила на это достаточно расширенно. Она сказала, что ведутся переговоры с головными министерствами в правительстве о том, чтобы как-то выстроить, структуризировать перечисление налогов, чтобы регионы не были в стороне от этого процесса. Мы прекрасно понимаем, что это сфера действия федерального законодательства. Так, к сожалению, сложилось, что многие предприятия, работающие здесь, налоги платят в Москве. Нас интересует в большей части именно строительная отрасль. Почему? Потому что мы сегодня замечаем, что на рынке строительства Новосибирской области стало появляться много других компаний. Мы не можем нарушить антимонопольный закон. Но мы тогда должны понимать, что наш рынок, наша экономика и наш бюджет будут иметь от того, что к нам пришли новые корреспонденты?»
Евгений Покровский заявил, что необходимо «детализировать ситуацию, по подобным предприятиям в Новосибирске». «Выйти с предложением. Либо это будет инициатива с выходом на правительство России, либо это будет обращение в Государственную Думу, где можно будет посмотреть, как снивелировать этот закон. Сегодня мы видим, что в этом законе есть часть несовершенных статей», – заметил он.