В Заксобрании обсудили будущий бюджет региона, на ближайший год он будет пока еще дефицитным, а вот в 2020 и 2021 году запланировали уже выйти на бездефицитный уровень. В следующем году увеличится финансирование здравоохранения, образования и социальной политики.
В среду, 7 ноября, в Законодательном собрании Новосибирской области прошли публичные слушания по проекту закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов».
В обсуждении участвовали депутаты Законодательного собрания, члены правительства и министры региона, представители общественности, предпринимательского сообщества, органов местного самоуправления.
Бюджет в Новосибирской области будут принимать традиционно в конце декабря в третьем чтении. Он будет социально-ориентированным, напомнил исполняющий обязанности председателя Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Панферов.
Зам министра экономического развития Новосибирской области Лев Решетников отметил социально-экономическое развитие региона сдерживают продолжающееся отставание размера начисленной заработной платы и среднедушевого денежного дохода от среднероссийского уровня; недостаток инвестиций на фоне усиливающейся конкуренции российских регионов за привлечение финансовых ресурсов, определяющих динамичное экономическое развитие области, а также недостаточный уровень внедрения инновационных технологий при высоком уровне их разработки.
Кроме того, растет доля населения младше и старше трудоспособного возраста, что в свою очередь ведет к увеличению нагрузки на трудоспособное население, а также несбалансированность территориального развития региона, недостаточный уровень развития энергетической и инженерной инфраструктуры.
В числе приоритетов социально-экономического развития региона докладчик назвал развитие человеческого капитала и социальной сферы, конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции. Также создание современной и безопасной среды для жизни, преображение городов и поселков региона. Кроме того, совершенствование государственного и муниципального управления процессами социально-экономического развития в регионе.
По оценке министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталия Голубенко, для этого в предстоящем периоде возможности значительно выше, чем раньше: «Проект бюджета достаточно позитивный. Он более уверен по собственным доходам. И я бы сказал, интересней по расходной части бюджета. Тематика предшествующих бюджетов последние пять лет характеризовалась тем, что очень большую часть финансовых ресурсов от дополнительных доходов, порядка 80%, мы отвлекали на обеспечение заработной платы. Понимали, что одной заработной платой качества социальных услуг не обеспечишь, но финансы другого не позволяли. В проекте бюджета на очередной трехлетний период дела обстоят намного лучше. В частности, из дополнительных собственных доходов – это практически 10,5 миллиардов рублей – у нас на тематику повышения заработной платы отвлекается только три с небольшим миллиарда рублей. Остальное идет на развитие социальной сферы и бюджетной сферы. Что для меня важно в сегодняшнем проекте бюджета? Важно, что в этот проект бюджета мы вложили возможности проиндексировать основной пласт социальных обязательств перед гражданами, чего очень давно не делали, ввиду того, что финансовые возможности бюджета не позволяли», – сделал акцент глава областного минфина.
Анализируя доходную часть бюджета, Голубенко отметил, что объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2019 год прогнозируется в сумме 128,8 миллиарда рублей, с приростом на 9%. Изменение объема налоговых доходов предполагается за счет роста поступлений налога на прибыль, налогов на совокупный доход, налога на доходы физических лиц и акцизов по подакцизным товарам.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета запланирован в соответствии с проектом федерального бюджета на 2019 год – в объеме 18,785 миллиарда рублей, 2020 год – 15, 556 миллиарда рублей, 2021 год – 12,9 миллиарда рублей.
Таким образом, доходная часть областного бюджета на предстоящий год планируется в объеме 147,583 млрд рублей, в 2020 году – 153,708 миллиарда рублей, в 2021 году – 162,49 миллиарда рублей.
Расходы областного бюджета Новосибирской области на 2019 год запланированы с увеличением к ожидаемому уровню исполнения 2018 года на 7,4% – в размере 151,364 миллиарда рублей. Дефицит бюджета составит 3,781 миллиарда рублей. В 2020 и 2021 годах бюджет планируется бездефицитным.
Министр финансов подчеркнул: потребуется усилить концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных расходах. Среди них реализация «майских» указов президента, направленных на ежегодную индексацию оплаты труда работников бюджетной сферы и повышением минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума. Также в числе приоритетов обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности областного и местных бюджетов Новосибирской области, гарантированное финансовое обеспечение «обязательных» расходов местных бюджетов. Решено сохранить на уровне 15% единых нормативов отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов от НДФЛ, зачисляемого в областной бюджет; продолжится политика по замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на дополнительный норматив отчислений от НДФЛ.
Существенное увеличение расходов на 2019 год запланировано по разделам «Образование» (на 4,1 миллиарда рублей), «Здравоохранение» (на 2,565 миллиарда рублей), «Социальная политика» (на 1,747 млрд рублей), на долю которых в общем объеме расходов областного бюджета в 2019 году приходится 61,9%. Увеличение расходов социальной направленности во многом связано с запланированным в проекте федерального бюджета распределением Новосибирской области межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда».
Виталий Голубенко отметил, что в предстоящем году в Новосибирской области начнется многоотраслевой комплекс работ по подготовке территории для начала строительства новой ледовой арены и сопутствующих объектов, включающих станцию метро, дороги, коммуникации и планирование благоустройства территории. Будет активизировано строительство нового регионального центра волейбола, разрешен вопрос завершения строительства перинатального центра. В областном центре планируется развитие сети медицинских учреждений с использованием механизма государственно-частного партнерства.