Новосибирске парламентарии заслушали сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм. Председатель бюджетного комитета назвал доклад технократическим, а безупречность реализации госпрограмм вызвала сомнения у отдельных депутатов Заксобрания.
В среду, 17 октября, комитету Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности впервые был представлен сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Новосибирской области в 2017 году.
Как рассказал и.о. министра экономического развития Виталий Шовтак, в 2017 году финансирование 96,2% расходов областного бюджета осуществлялось в рамках госпрограмм. Из 139,63миллиардоврублей, направленных на реализацию целевых программ, 105,4 миллиардов рублей или 75,5% составляли средства областного бюджета, 10,73 миллиардов рублей (7,7%) – средства федерального бюджета. Остальное пришлось на внебюджетные средства и местные бюджеты.
Как пояснил Виталий Шовтак, программам дается интегральная оценка эффективности, когда интегральная оценка результативности программы соотносится с уровнем финансового обеспечения, плановые значения сопоставляются фактическими. При такой системе оценок по результатам 2017 года все программы впервые были признаны эффективными. «Более двух третей госпрограмм имеют результативность более 90%. Уровень фактического финансирования более 85% программ составил более 90%. И только три программы – в сфере региональной политики, госфинансов и охраны окружающей среды финансировались на уровне менее 90%», – подчеркнул Шовтак.
Отметим, что в 2016 году признаны неэффективными две госпрограммы, в 2015 году – неэффективна одна госпрограмма.
Стопроцентная эффективность реализации госпрограмм вызвала сомнения у заместителя председателя комитета Ирины Диденко: «Возможно, мы уменьшаем притязания, а, возможно, и занижаем цели, которые ставим в госпрограммах, в Стратегии социально-экономического развития региона. Стопроцентное исполнение госпрограмм должно быть не за счет уменьшения притязаний, а за счет активизации деятельности», – убеждена депутат.
Прозвучавший доклад председатель комитета Александр Морозов, назвал «технократическим». «Почему была принята именно такая форма подачи материала? – задал он вопрос Шовтаку. – Более свободное изложение материала сделало бы его более понятным и обсуждаемым», – высказал свое мнение Александр Морозов.
Такая форма сводного доклада принята в большинстве субъектов, отреагировал министр.
Комитет сформулировал рекомендации к докладу, в числе которых были предложения включать в сводный годовой доклад информацию по сокращению (увеличению) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или государственной программы.
Депутаты порекомендовали добавить в отчет данные о доле бюджетных ассигнований, направленных на реализацию наказов избирателей депутатам Заксобрания в общем объеме средств, выделенных на каждую областную госпрограмму за отчетный год. Для повышения обоснованности ассигнований на мероприятия государственных программ Новосибирской области законодатели предложили предусмотреть ранжирование исходя из вклада госпрограмм в экономическое развитие области.
«Предложения, которые мы сформировали, сводятся к тому, чтобы и структура областного бюджета, и государственные программы подстраивались под одну главную задачу – минимизировать «жировые прослойки» - все расходы, на чём можно сэкономить, но при этом увеличить те расходы, которые непосредственно идут на территории, на наказы избирателей. Это дороги поселковые и межпоселенческие, это вода, водопроводы, строительство ФАПов, это ремонт в домах культуры, проблемы ЖКХ - вот туда мы предлагаем направить основные средства бюджета, которые можно высвободить от каких-то других, неэффективных трат», – подчеркнул зампредседателя комитета Валентин Сичкарев.
Публикуем перечень госпрограмм, на которые привлекался наибольший объем средств федерального бюджета:
«Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2020 годы»,
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы»,
«Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2015-2022 годах»,
«Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы»,
«Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы».
Среди госпрограмм, получивших наибольшую поддержку внебюджетных источников:
«Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы»,
«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017-2022 годы»,
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на 2015-2020 годы».