Полисы ОСАГО вошли в зону критической убыточности – выплаты по страховым случаям превышают объем собранных средств, что делает этот вид страхования нерентабельным. Во многом это произошло из-за роста страхового мошенничества. Эксперты полагают, что исправить положение можно, если снизить размах деятельности автоюристов до «европейских значений». Однако полностью искоренить мошенничество из страховой сферы пока не удалось нигде.
Деятельность страховых компаний в Сибири в сфере ОСАГО убыточна, признал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. По его словам, наиболее сложное положение сложилось в Хакассии и Кемеровской области, где размер выплат превышает сборы почти на 60%, в Омской области – почти на 45%, а также ряде других. Благополучными являются всего три региона – благополучная ситуация только в Бурятии, Забайкалье и Иркутской области.
В остальных же регионах автоюристам удается отнять существенную часть дохода у страховых компаний. Страховщики рассчитывают на помощь правоохранительных органов в борьбе с мошенниками, но отмечают, что пока отдача от стражей порядка слабая.
В целом по Сибирскому федеральному округу за девять месяцев этого года при собранных средствах в 525,3 миллиона рублей было выплачено 691,1 миллиона рублей. По Новосибирской области ситуация не лучше – при сборах в 97,7 миллиона выплачено 125,1 миллиона рублей (данные Российского союза автостраховщиков).
«Продажа полисов ОСАГО в Новосибирской области – убыточный бизнес, но Новосибирская область остается привлекательным регионом для страховых компаний, удается перекрыть убыточность за счет других видов страхования, например, КАСКО, а также есть перспективы для изменения ситуации», – отметил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Ефремов рассказал, что регулярно обсуждает нюансы рынка автострахования с зарубежными коллегами, и проблема мошенничества решается. Он отметил, что вред от деятельности «юристов» удается снизить, но до конца искоренить мошенничество как явление в сфере транспорта не удалось никому.
Из множества случаев с явными признаками мошеннических схем, информация по которым была подготовлена союзом страховщиков и передана в правоохранительные органы, уголовных дел было возбуждено единицы, рассказал Игорь Юргенс. Дело не в сознательном противодействии правоохранительных органов, а в недостаточной подготовке сотрудников, полагает он. Работа с нарушениями в сфере страхования требует дополнительных знаний, компетенций, которыми сотрудники, сосредоточенные на текущей работе, не всегда владеют.
«За этот год в суд было направлено 381 дело, раскрыто 301 преступление, совершенное в организованной форме. Ущерб по оконченным уголовным делам превысил 218 миллионов рублей. На первый взгляд – колоссальная цифра. Однако, это лишь двадцатая часть того, мы платим мошенникам по судам», – рассказал Юргенс.
Страховщики предложили правоохранителям создать специальные подразделения для борьбы с «черными» юристами. В частности, так поступил лондонский Скотланд-Ярд, рассказал Ефремов. По его словам, лондонским полицейским удалось сделать рывок только после того, как было создано подразделение, которое специализировалось исключительно на страховых случаях. Ефремов отметил, что на это было выделено около 90 сотрудников.
«В европейских странах пошли еще дальше и шире привлекают страховщиков, наделяя их функциями правоохранителей. Так, в страховых компаниях созданы и действуют подразделения безопасности, сотрудники которых обладают полномочиями детективов. Подготовленная ими информация по тем или иным случаям становится основой для возбуждения уголовных дел», – разъяснил он.
Опыт лондонских полицейских уже был учтен правоохранителями Алтая и Кемеровской области. Там выделили сотрудников, провели обучение, и за последнее время достигли перелома негативного тренда. Есть успехи в Челябинской области. Но мошенники начинают мигрировать в соседние регионы. «Например, вверх поползла убыточность в Екатеринбурге, мы видим, что это все те же люди», – указал Юргенс.
«В общественном сознании укрепилось мнение, что автоюристы пользуются несовершенствами законодательства, лакунами, но на деле они применяют криминальные схемы», – признал Игорь Юргенс. Так, с начала года на треть возросло число мошенничеств с электронными полисами ОСАГО. Автовладельцы, пользуясь тем, что не надо предоставлять машину на осмотр, а основанием для электронной продажи выступают сканы документов, за счет манипуляций с регионом регистрации транспортных средств получают полис по заниженной стоимости. Юргенс надеется, что антимонопольная служба подключится к мониторингу юридических посредников, что позволит выявлять недобросовестную рекламу («ОСАГО – за тысячу рублей») и привлекать таких посредников к ответственности.
Также, по его данным, все чаще используют фальшивые бланки ОСАГО. «Сейчас это целая индустрия – бланки печатаются в Китае и поступают на территорию страны, а затем продаются через лжеагентов», – рассказал он. Немало фальшивых бланков ОСАГО продается через интернет, используются фишинговые сайты.
«Роскомнадзор выявляет и блокирует их, но даже за время действия какое-то количество бланков мошенникам удается продать. Таможня помогает выявлять такие бланки и регулярно задерживает партии фальшивок на границе, но уголовные дела не возбуждаются – нет ущерба. Раз нет пострадавших – нет и уголовного дела», – рассказал страховщик.
Помимо мошенничества, имеет место и злоупотребление правом, пожаловались страховщики, сославшись на закон о защите прав потребителей, который начал действовать в отношении страховых компаний с 2012 года.
В действующих тарифах ОСАГО учтена деятельность «автоюристов», причем благополучные регионы платят за те, в которых они действуют с большим размахом, отметили страховщики. «Дифференцировать тарифы позволит бюро страховых историй. Банки уже начали работать в этом направлении, и мы также взаимодействуем с ними – с бюро кредитных историй, которое создает «Сбербанк». Чтобы система начала работать, учитывала весь массив данных по пользователям – потребуется несколько лет работы, и инвестиции примерно в один миллиард рублей», – сообщил Ефремов.
Одной из перспективных ниш для страховщиков является страхование киберрисков. Именно это направление будет стремительно развиваться ближайшие годы, прогнозируют страховщики. Так, по данным Ефремова, разнообразные действия злоумышленников в сфере ИТ – обеспечения становятся реальностью для все большего количества предприятий. Так, за прошедший год во Франции 57% фирм столкнулись с действиями кибермошенников. Но хакеры работают быстрее мошенников, с каждым днем выбирая все новые виды уязвимостей, что усложняет разработку типового продукта.
Опыт Скотланд-Ярда призвали на борьбу с мошенниками по ОСАГО
Полисы ОСАГО вошли в зону критической убыточности – выплаты по страховым случаям превышают объем собранных средств, что делает этот вид страхования нерентабельным. Во многом это произошло из-за роста страхового мошенничества. Эксперты полагают, что исправить положение можно, если снизить размах деятельности автоюристов до «европейских значений». Однако полностью искоренить мошенничество из страховой сферы пока не удалось нигде.
Деятельность страховых компаний в Сибири в сфере ОСАГО убыточна, признал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. По его словам, наиболее сложное положение сложилось в Хакассии и Кемеровской области, где размер выплат превышает сборы почти на 60%, в Омской области – почти на 45%, а также ряде других. Благополучными являются всего три региона – благополучная ситуация только в Бурятии, Забайкалье и Иркутской области.
В остальных же регионах автоюристам удается отнять существенную часть дохода у страховых компаний. Страховщики рассчитывают на помощь правоохранительных органов в борьбе с мошенниками, но отмечают, что пока отдача от стражей порядка слабая.
В целом по Сибирскому федеральному округу за девять месяцев этого года при собранных средствах в 525,3 миллиона рублей было выплачено 691,1 миллиона рублей. По Новосибирской области ситуация не лучше – при сборах в 97,7 миллиона выплачено 125,1 миллиона рублей (данные Российского союза автостраховщиков).
«Продажа полисов ОСАГО в Новосибирской области – убыточный бизнес, но Новосибирская область остается привлекательным регионом для страховых компаний, удается перекрыть убыточность за счет других видов страхования, например, КАСКО, а также есть перспективы для изменения ситуации», – отметил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Ефремов рассказал, что регулярно обсуждает нюансы рынка автострахования с зарубежными коллегами, и проблема мошенничества решается. Он отметил, что вред от деятельности «юристов» удается снизить, но до конца искоренить мошенничество как явление в сфере транспорта не удалось никому.
Из множества случаев с явными признаками мошеннических схем, информация по которым была подготовлена союзом страховщиков и передана в правоохранительные органы, уголовных дел было возбуждено единицы, рассказал Игорь Юргенс. Дело не в сознательном противодействии правоохранительных органов, а в недостаточной подготовке сотрудников, полагает он. Работа с нарушениями в сфере страхования требует дополнительных знаний, компетенций, которыми сотрудники, сосредоточенные на текущей работе, не всегда владеют.
«За этот год в суд было направлено 381 дело, раскрыто 301 преступление, совершенное в организованной форме. Ущерб по оконченным уголовным делам превысил 218 миллионов рублей. На первый взгляд – колоссальная цифра. Однако, это лишь двадцатая часть того, мы платим мошенникам по судам», – рассказал Юргенс.
Страховщики предложили правоохранителям создать специальные подразделения для борьбы с «черными» юристами. В частности, так поступил лондонский Скотланд-Ярд, рассказал Ефремов. По его словам, лондонским полицейским удалось сделать рывок только после того, как было создано подразделение, которое специализировалось исключительно на страховых случаях. Ефремов отметил, что на это было выделено около 90 сотрудников.
«В европейских странах пошли еще дальше и шире привлекают страховщиков, наделяя их функциями правоохранителей. Так, в страховых компаниях созданы и действуют подразделения безопасности, сотрудники которых обладают полномочиями детективов. Подготовленная ими информация по тем или иным случаям становится основой для возбуждения уголовных дел», – разъяснил он.
Опыт лондонских полицейских уже был учтен правоохранителями Алтая и Кемеровской области. Там выделили сотрудников, провели обучение, и за последнее время достигли перелома негативного тренда. Есть успехи в Челябинской области. Но мошенники начинают мигрировать в соседние регионы. «Например, вверх поползла убыточность в Екатеринбурге, мы видим, что это все те же люди», – указал Юргенс.
«В общественном сознании укрепилось мнение, что автоюристы пользуются несовершенствами законодательства, лакунами, но на деле они применяют криминальные схемы», – признал Игорь Юргенс. Так, с начала года на треть возросло число мошенничеств с электронными полисами ОСАГО. Автовладельцы, пользуясь тем, что не надо предоставлять машину на осмотр, а основанием для электронной продажи выступают сканы документов, за счет манипуляций с регионом регистрации транспортных средств получают полис по заниженной стоимости. Юргенс надеется, что антимонопольная служба подключится к мониторингу юридических посредников, что позволит выявлять недобросовестную рекламу («ОСАГО – за тысячу рублей») и привлекать таких посредников к ответственности.
Также, по его данным, все чаще используют фальшивые бланки ОСАГО. «Сейчас это целая индустрия – бланки печатаются в Китае и поступают на территорию страны, а затем продаются через лжеагентов», – рассказал он. Немало фальшивых бланков ОСАГО продается через интернет, используются фишинговые сайты.
«Роскомнадзор выявляет и блокирует их, но даже за время действия какое-то количество бланков мошенникам удается продать. Таможня помогает выявлять такие бланки и регулярно задерживает партии фальшивок на границе, но уголовные дела не возбуждаются – нет ущерба. Раз нет пострадавших – нет и уголовного дела», – рассказал страховщик.
Помимо мошенничества, имеет место и злоупотребление правом, пожаловались страховщики, сославшись на закон о защите прав потребителей, который начал действовать в отношении страховых компаний с 2012 года.
В действующих тарифах ОСАГО учтена деятельность «автоюристов», причем благополучные регионы платят за те, в которых они действуют с большим размахом, отметили страховщики. «Дифференцировать тарифы позволит бюро страховых историй. Банки уже начали работать в этом направлении, и мы также взаимодействуем с ними – с бюро кредитных историй, которое создает «Сбербанк». Чтобы система начала работать, учитывала весь массив данных по пользователям – потребуется несколько лет работы, и инвестиции примерно в один миллиард рублей», – сообщил Ефремов.
Одной из перспективных ниш для страховщиков является страхование киберрисков. Именно это направление будет стремительно развиваться ближайшие годы, прогнозируют страховщики. Так, по данным Ефремова, разнообразные действия злоумышленников в сфере ИТ – обеспечения становятся реальностью для все большего количества предприятий. Так, за прошедший год во Франции 57% фирм столкнулись с действиями кибермошенников. Но хакеры работают быстрее мошенников, с каждым днем выбирая все новые виды уязвимостей, что усложняет разработку типового продукта.