Рекордный урожай зерновых, полученный сибирскими аграриями в этом году, стал головной болью для федеральных чиновников. Внутренний спрос удовлетворен, и для решения проблемы сбыта необходимо наладить экспортные поставки. По сравнению с остальными регионами сибиряки оказались в наихудшем положении - из-за климатических особенностей сбор урожая происходит позже, и, значит, весь вагонный парк уже распределен по другим регионам. Но искать решение необходимо – проблема на контроле у заместителя председателя правительства России Аркадия Дворковича.
Заседание оперативного штаба Минсельхоза России под руководством замминистра сельского хозяйства России Джамбулата Хатуова прошло при в Новосибирской области. Выездное совещание штаба состоялось после того, как Заксобрание Новосибирской области на прошедшей сессии направило обращения к министру сельского хозяйства РФ Александру Ткачеву и председателю правления Россельхозбанка Дмитрию Патрушеву о критической ситуации с вывозом зерна, которая сложилась в Сибири. К заявлению новосибирских законодателей присоединились и алтайские парламентарии.
Хатуов отметил, что рекордный урожай зерновых, собранный аграриями в этом году, не только обеспечивает внутренний спрос, но и позволяет нарастить экспортные поставки. По прогнозу Минсельхоза, экспорт пшеницы в сезоне 2017/18 составит около 45 миллионов тонн. Он подчеркнул, что «сегодня руководством страны поставлена задача – предпринять все необходимые меры для увеличения поставок зерна за рубеж».
Министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин, комментируя сложившуюся ситуацию, отметил климатические особенности – сбор урожая в Сибирском федеральном округе происходит гораздо позже, чем на юге и на Кавказе, а также в других федеральных округах. В результате складывается ситуация, когда у сибирских аграриев практически нет возможности получить вагоны для транспортировки. Также среди проблем, препятствующих поставкам зерна, Пронькин назвал несоответствие экспортным требованиям крытых вагонов.
«Даже эти самые-самые крытые вагоны я не могу получить!» – эмоционально поделился своей проблемой гендиректор Новосибирской продовольственной корпорации Александр Тепляков.
«А иногда бывает и так, что заказанные нами вагоны уходят в последний момент, – рассказал с места один из представителей аграрного сектора. – Представьте, что у нас есть договор на аренду вагонов, но они не поступают к нам, потому что в последний момент вдруг нашелся другой заказчик, готовый заплатить на 300 рублей больше».
Начальник оперативного управления центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Саутенков отверг претензии аграриев в проблемах с арендой вагонов. По его словам, у железной дороги есть резервы по вагонному парку для обеспечения потребностей не только аграриев, но и других отраслей. В ответ он призвал создать единый центр ответственности, куда могут войти представители всех заинтересованных сторон и таким образом координировать подачу заявок и их выполнение.
Для достижения ритмичности поставок зерновых Хатуов обязал руководителей соответствующих структур региональной власти получить договоры аграриев с перевозчиками, выработать график поставок и контролировать выполнение достигнутых обязательств.
«О ситуации будет доложено зампреду правительства РФ Дворковичу», – подчеркнул он серьезность задачи. Обращаясь к региональным аграриям, Хатуов заявил: «Мы готовы все проблемы упаковать и разделить ответственность вместе с вами».
Сибкрай.ru готовит подробный разбор и анализ ситуации в аграрном секторе и прошедшего совещания.