Лента новостей

Все новости

Популярное

Агент развития: как «АИР» строит будущее экономики региона

    Фото: invest.nso.ru

Агент развития: как «АИР» строит будущее экономики региона

Финансирование «Агентства инвестиционного развития» и проектов создания биотехнопарка и промышленно-логистического парка не имеет четких целей и условий предоставления господдержки. Из областного бюджета на реализацию инвестпроектов выделяются значительные средства, однако к эффективности их использования есть вопросы.

АО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» («АИР») – организация, образованная специально для инвесторов. Агентство не просто должно содействовать привлечению в регион разных проектов, но и всячески помогать их реализации. Причем спектр действия «АИР» очень широк: от традиционных – маркетинга, организационного и правового сопровождения, обеспечения взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками и другими финансовыми организациями, российскими и иностранными государственными инвестиционными агентствами – до финансирования инвестиционных и инфраструктурных проектов за счет собственных или привлеченных средств в соответствии с утвержденными государственными, ведомственными целевыми программами. Достаточно назвать объемы инвестиций в проекты, которые находились «под крылом» агентства, чтобы понять масштаб и значимость его деятельности для области. Согласно отчету «АИР», в 2016 году только по одному направлению – созданию промышленно-логистического парка («ПЛП») – общая стоимость инвестиционных проектов резидентов и пользователей инфраструктуры составила 51,5 миллиарда рублей, из которых 28,5 миллиарда рублей уже освоено (данные на 1 декабря 2016 года).

В принципе, груз в виде масштабных проектов, составляющих, собственно, инвестлицо Новосибирской области, – это плюс в работе ответственной структуры, солидный статус и влияние. Другая сторона этой «медали» – ответственность. От эффективности работы нескольких десятков человек, коллектива агентства, зависит, что именно появится в Новосибирской области в ближайшие годы, где смогут получить работу жители области. 

Оценка «удовлетворительно»?

Полная отчетность агентства за 2016 год еще не опубликована, но пищу для размышлений дают итоги работы «АИР» в два предыдущих года. 

В 2014 году «АИР» отвечало за реализацию инвестиционных проектов развития ПЛП и по реконструкции и оснащению акушерского корпуса для размещения перинатального центра. Также оно участвовало в 11 крупных конгрессных мероприятиях по инвестиционной тематике, опубликовано 116 информационных сообщений в электронных и печатных СМИ. В соответствии с требованиями положения о специализированной организации в 2014 году утвержден порядок взаимодействия с инвесторами по принципу «одного окна», сформирована и укомплектована новая структура АО «АИР». Судить об эффективности такой работы невозможно, поскольку изначально плановые показатели для «АИР» не устанавливались. Другое дело в 2015 году. Положением о специализированной организации утверждены показатели эффективности деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций, работе с инвесторами и статистические результаты, на основании которых ежегодно должна оцениваться ее деятельность.

В 2015 году из 11 целевых индикаторов (количество инвестпроектов, объем заявленных инвестиций, разработка бизнес-планов, объем налогов от сопровождаемых агентством проектов, количество новых рабочих мест, определение перспективных направлений для развития муниципалитетов, даже количество проведенных мероприятий и публикаций об инвестпотенциале региона и другие) не достигнуто четыре. С таким результатом работу агентства вполне можно назвать удовлетворительной. Но эти невыполненные пункты столь существенны, что ставят под сомнение и другие показатели. 

В 2015 году «АИР» не справилось с планами по заключению новых соглашений по реализации инвестпроектов на территории области и договоров аренды на территории промышленно-логистического парка. Не дотянуло агентство и в части разработки бизнес-планов. Но главный минус – это значительное отставание по налоговым платежам в консолидированный бюджет Новосибирской области. Вместо плановых 500 миллионов рублей сумма отчислений от проектов, которые курировало «АИР», составила 361 миллион рублей. Картину эффективности вряд ли спасет количество созданных рабочих мест – 220 вместо 100 по плану. Сегодня в одном новом торгово-развлекательном центре открывается, порой, более тысячи рабочих мест. Что же до значительного перевыполнения плана по объему инвестиций на реализуемые проекты (24,3 миллиарда рублей по факту вместо плановых «не менее трех миллиардов рублей»), так тут достаточно изначально иметь в виду только один проект на несколько миллиардов, чтобы по итогам собирать плоды сразу с нескольких проектов.

Эксперты, к которым Сибкрай.ru обратился с просьбой проанализировать все показатели эффективности «АИР», прежде всего, обратили внимание на то, что они не соотносятся с показателями эффективности деятельности инвестиционного агентства, закрепленными в положении о специализированной организации, а также с целевыми индикаторами, установленными в соответствующей госпрограмме. При этом значения, установленные в госпрограмме по аналогичным индикаторам, не соответствуют значениям, установленным в перечне… Это явное основание разобраться в документации уже на правительственном уровне.

Проводник инвестиций

До 2014 года через «АИР» реализовывались такие крупные инвестпроекты, как строительство промышленно-логистического парка и биотехнопарка. То есть, бюджетные средства для поддержки строительства выделялись не напрямую операторам проектов, а через агентство. «Лишняя» ступень в денежных делах просто обязывает рассмотреть особенности финансирования.

По состоянию на 31 декабря 2015 года, уставный капитал АО «УК «ПЛП» составил 4 861 960 000 рублей. 91,7% акции АО «УК ПЛП» принадлежат АО «АИР», 8,28% – Новосибирской области в лице департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО). Учитывая такой расклад, процедура передачи объектов инфраструктуры, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность эксплуатирующей организации усложняется и увеличивается по срокам. Подтверждение тому – история с передачей железнодорожного пути (первой очереди) на площадке «ПЛП», на строительство которого было направлено более десяти миллионов рублей бюджетных средств. Это имущество было передано ДИЗО в качестве оплаты пакета акций АО «АИР» по оценочной стоимости 14,616 миллиона рублей. В результате номинальная стоимость акций, полученных в собственность Новосибирской области за переданное имущество, оказалась на 85,589 миллиона меньше инвестиционных затрат области на его создание. Объект впоследствии передан АО «АИР» в уставный капитал АО «УК «ПЛП» в качестве оплаты дополнительного выпуска акций. Согласно комментариями департамента имущественных и земельных отношений, «для устранения неточности отражения в бухгалтерском учете департамента стоимости акций ОАО «АИР», возникшей при передаче объекта в качестве оплаты дополнительного выпуска акций ОАО «АИР», приказом департамента от 30.06.2014 №1611 принято решение о распределении части нераспределенной прибыли, образовавшейся по состоянию на 31.12.2013, в размере 94 586 620 рублей 80 копеек на увеличение уставного капитала ОАО «АИР» путем размещения дополнительных акций». Предполагалось, что в результате дополнительной эмиссии Новосибирская область как единственный акционер ОАО «АИР» получит дополнительный пакет акций (46 788 штук). Но указанная процедура не была проведена.

Не все гладко складывалось и при передаче других объектов: 1/15 доли в праве общей долевой собственности на сооружение «Газопровод высокого давления» стоимостью 2,15 миллиона рублей и 1/25 доли в праве общей долевой собственности на сооружение «ВЛИ-20 кВ» (воздушная линия электропередачи) стоимостью 989 тысяч рублей. В рамках приватизации указанное имущество было отчуждено путем внесения в уставный капитал АО «УК «ПЛП» в обмен на пакет акций дополнительной эмиссии. Однако при этом были нарушены требования статьи 25 федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (№178-ФЗ), согласно которым количество приобретаемых акций в результате приватизации имущества не может составлять менее 25%+1 акция в общем количестве обыкновенных акций. Для устранения допущенной ошибки ДИЗО обратился в арбитражный суд с просьбой признать недействительными сделки с применением двусторонней реституции (путем возврата пакетов акций на эмиссионный счет АО «УК ПЛП» и имущества в собственность Новосибирской области). Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30 мая 2016 года и дополнительным решением от 17 июня 2016 года ходатайство ДИЗО удовлетворено, сделки признаны недействительными.

С 2014 года возможность возникновения подобных ситуаций была сведена на нет. В соответствии с внесенными изменениями в программы и в законы о бюджете Новосибирской области бюджетные инвестиции стали направляться непосредственно управляющим компаниям, реализующим инвестиционные проекты (АО «УК «ПЛП» и АО «УК «БТП»). Это, по идее, должно было усилить контроль использования денег. Однако власти сказали «а», но не сказали «б». Бюджетные инвестиции выделялись АО «УК «ПЛП» без заключения регионального министерства строительства о проведении экспертизы на соответствие предварительной оценки стоимости объектов капитального строительства и сроков осуществления строительных работ и анализа обоснованности запрашиваемых объемов бюджетных инвестиций. Это привело к необоснованному авансированию расходов на строительство инфраструктуры (2014 год – 400 миллионов рублей, 2015 год – 368 миллионов рублей). Происходило это в период, когда дефицит бюджета Новосибирской области составил  почти 12 миллиардов (2014 год) и 10,7 миллиарда (2015 год) рублей. Причем на счетах самой УК «ПЛП», по данным на 1 января 2016 года, было отражено наличие свободных денежных средств в размере 556,8 миллиона рублей.

Не лучше обстояли дела и при выделении бюджетных инвестиций АО «УК БТП» для создания объектов инфраструктуры, необходимых для функционирования биотехнопарка, завершения комплектования лабораторно-исследовательского комплекса. Средства выделялись не в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, потому использовались на текущее содержание управляющей компании (33,778 миллиона рублей), а также на строительство (119,831 миллиона) без проведения соответствующих экспертиз, предусмотренных постановлением №475-п (на соответствие предварительной оценки стоимости объектов капитального строительства и сроков осуществления строительных работ, анализа обоснованности запрашиваемых объемов бюджетных инвестиций).

Документы, которыми располагает редакция, свидетельствуют об одном серьезном недостатке в работе агентства с управляющими компаниями при реализации госпрограмм. Целевые индикаторы эффективности предоставления бюджетных инвестиций в разрезе парковых проектов не установлены, в договорах о предоставлении бюджетных инвестиций не определены. Также не установлены целевые индикаторы, позволяющие в дальнейшем (по окончании бюджетного финансирования) оценить эффективность вложения бюджетных инвестиций. Кроме того, в самих государственных программах и в нормативных правовых актах региона, регламентирующих реализацию инвестиционных проектов (строительство «ПЛП», Биотехнопарка, Перинатального центра) не установлен механизм использования и реализации объектов инфраструктуры, построенных за счет бюджетных инвестиций, после окончания строительства. Получается работа по принципу «одного дня»: сегодня создадим, а потом разберемся.

Эффектно или эффективно?

Эффективность вложений – обязательный пункт при анализе деятельности любого акционерного общества. А если это общество еще и государственное, то этот пункт вообще должен быть первым. Разберем для примера реализацию инвестиционного проекта «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово», которая осуществлялась через «АИР».

В рамках реализации ДЦП «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 годы» из областного бюджета в виде взносов в уставный капитал АО «АИР» было выделено почти 400 миллионов рублей. Средства были направлены АО «АИР» на приобретение акций АО «УК БТП». Кроме того, из местного бюджета было выделено 50 миллионов рублей.  И еще 48,5 миллиона рублей – из федерального бюджета на создание коммуникационной и исследовательской площадки ЦКП Биотехнопарк, которые направлены в 2014 году на оплату оборудования и пусконаладочных работ для центра коллективного пользования.

В 2013 году в соответствии с распоряжением правительства области ДИЗО выкупил у АО «АИР» акции АО «УК БТП» за счет выделенных из областного бюджета средств в размере тех же 400 миллионов рублей. А в 2014 года схема реализации проекта «Строительство Научно-технологического парка в сфере биотехнологий» изменилась, средства на создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий выделяются напрямую АО «УК БТП» (2014 – десять миллионов рублей, 2015 – 143,6 миллиона рублей). Прежде всего, возникает вопрос о том, почему, собственно, нужно было менять схему. 

Анализ договора на покупку акций, заключенный ДИЗО с АО «АИР» в 2013 году, не содержал требования о целевом использовании бюджетных инвестиций, тогда как в 2014-2015 годах договоры заключены с АО «УК БТП»: с целью завершения комплектования лабораторно-исследовательского комплекса Центра коллективного доступа (на десять миллионов рублей); с целью создания объектов инфраструктуры, необходимой для функционирования Биотехнопарка (на сумму 63,61 миллиона рублей) и с целью завершения строительства и комплектования специализированным оборудованием ЦКП (80 миллионов). Получается, что областное правительство устранило недостатки, взяв на себя всю ответственность. Но смотрим договоры  с АО «УК ПЛП» уже 2014-2015 годах. В них не установлено, что средства областного бюджета  должны перечисляться не ранее принятия уполномоченным органом АО «УК ПЛП» решения об увеличении уставного капитала (содержащего условие о возникновении права собственности области на эквивалентную бюджетным инвестициям часть уставного капитала), а также не обозначены сроки и способы размещения дополнительного выпуска акций АО «УК ПЛП». Также договоры содержат неполные требования, которые обозначены в региональном законодательстве, по ответственности получателя бюджетных инвестиций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по указанному договору (не предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных инвестиций).

Исходя из целей, установленных в заключенных договорах о предоставлении бюджетных инвестиций, а также целей реализации мероприятий и целевых индикаторов, установленных в госпрограмме, бюджетные инвестиции должны быть направлены АО «УК БТП» на создание объектов инфраструктуры биотехнопарка, закупку специализированного оборудования, и способствовать увеличению количества резидентов биотехнопарка и росту объема налоговых поступлений от них. По факту же из общей суммы бюджетных инвестиций в 2015 году и в первом квартале 2016 года  в сумме 153,61 миллиона рублей АО «УК БТП» направлено на строительство 119,831 миллиона, а 33,8 миллиона (22%) – на оплату налогов, выплату заработной платы и общехозяйственные нужды. Последняя сумма, заметим, никак не подходит под определения «капвложения» и «инвестиции». Более того, в 2016 году согласно Приложению 11 к закону об областном бюджете на 2016 год в рамках соответствующей госпрограммы были выделены бюджетные инвестиции на сумму 159 миллионов рублей, в том числе с целью создания условий, необходимых для функционирования биотехнопарка (52 миллиона) и на реализацию мероприятий по развитию инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий в биотехнопарке (107 миллионов рублей). Согласитесь, эффектное распределение бюджетных средств. С экономической же точки зрения эффект должен быть эффективным. 

В 2016 году продолжилась практика предоставления бюджетных инвестиций на функционирование управляющей компании биотехнопарка без определения конкретных целей и условий их предоставления. Может, уже пора правительству определить эти цели и условия. Это как минимум. Как максимум – четко определить, для чего выделять деньги «АИР», УК «БТП», УК «ПЛП».

Финансирование «Агентства инвестиционного развития» и проектов создания биотехнопарка и промышленно-логистического парка не имеет четких целей и условий предоставления господдержки. Из областного бюджета на реализацию инвестпроектов выделяются значительные средства, однако к эффективности их использования есть вопросы.

АО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» («АИР») – организация, образованная специально для инвесторов. Агентство не просто должно содействовать привлечению в регион разных проектов, но и всячески помогать их реализации. Причем спектр действия «АИР» очень широк: от традиционных – маркетинга, организационного и правового сопровождения, обеспечения взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками и другими финансовыми организациями, российскими и иностранными государственными инвестиционными агентствами – до финансирования инвестиционных и инфраструктурных проектов за счет собственных или привлеченных средств в соответствии с утвержденными государственными, ведомственными целевыми программами. Достаточно назвать объемы инвестиций в проекты, которые находились «под крылом» агентства, чтобы понять масштаб и значимость его деятельности для области. Согласно отчету «АИР», в 2016 году только по одному направлению – созданию промышленно-логистического парка («ПЛП») – общая стоимость инвестиционных проектов резидентов и пользователей инфраструктуры составила 51,5 миллиарда рублей, из которых 28,5 миллиарда рублей уже освоено (данные на 1 декабря 2016 года).

В принципе, груз в виде масштабных проектов, составляющих, собственно, инвестлицо Новосибирской области, – это плюс в работе ответственной структуры, солидный статус и влияние. Другая сторона этой «медали» – ответственность. От эффективности работы нескольких десятков человек, коллектива агентства, зависит, что именно появится в Новосибирской области в ближайшие годы, где смогут получить работу жители области. 

Оценка «удовлетворительно»?

Полная отчетность агентства за 2016 год еще не опубликована, но пищу для размышлений дают итоги работы «АИР» в два предыдущих года. 

В 2014 году «АИР» отвечало за реализацию инвестиционных проектов развития ПЛП и по реконструкции и оснащению акушерского корпуса для размещения перинатального центра. Также оно участвовало в 11 крупных конгрессных мероприятиях по инвестиционной тематике, опубликовано 116 информационных сообщений в электронных и печатных СМИ. В соответствии с требованиями положения о специализированной организации в 2014 году утвержден порядок взаимодействия с инвесторами по принципу «одного окна», сформирована и укомплектована новая структура АО «АИР». Судить об эффективности такой работы невозможно, поскольку изначально плановые показатели для «АИР» не устанавливались. Другое дело в 2015 году. Положением о специализированной организации утверждены показатели эффективности деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций, работе с инвесторами и статистические результаты, на основании которых ежегодно должна оцениваться ее деятельность.

В 2015 году из 11 целевых индикаторов (количество инвестпроектов, объем заявленных инвестиций, разработка бизнес-планов, объем налогов от сопровождаемых агентством проектов, количество новых рабочих мест, определение перспективных направлений для развития муниципалитетов, даже количество проведенных мероприятий и публикаций об инвестпотенциале региона и другие) не достигнуто четыре. С таким результатом работу агентства вполне можно назвать удовлетворительной. Но эти невыполненные пункты столь существенны, что ставят под сомнение и другие показатели. 

В 2015 году «АИР» не справилось с планами по заключению новых соглашений по реализации инвестпроектов на территории области и договоров аренды на территории промышленно-логистического парка. Не дотянуло агентство и в части разработки бизнес-планов. Но главный минус – это значительное отставание по налоговым платежам в консолидированный бюджет Новосибирской области. Вместо плановых 500 миллионов рублей сумма отчислений от проектов, которые курировало «АИР», составила 361 миллион рублей. Картину эффективности вряд ли спасет количество созданных рабочих мест – 220 вместо 100 по плану. Сегодня в одном новом торгово-развлекательном центре открывается, порой, более тысячи рабочих мест. Что же до значительного перевыполнения плана по объему инвестиций на реализуемые проекты (24,3 миллиарда рублей по факту вместо плановых «не менее трех миллиардов рублей»), так тут достаточно изначально иметь в виду только один проект на несколько миллиардов, чтобы по итогам собирать плоды сразу с нескольких проектов.

Эксперты, к которым Сибкрай.ru обратился с просьбой проанализировать все показатели эффективности «АИР», прежде всего, обратили внимание на то, что они не соотносятся с показателями эффективности деятельности инвестиционного агентства, закрепленными в положении о специализированной организации, а также с целевыми индикаторами, установленными в соответствующей госпрограмме. При этом значения, установленные в госпрограмме по аналогичным индикаторам, не соответствуют значениям, установленным в перечне… Это явное основание разобраться в документации уже на правительственном уровне.

Проводник инвестиций

До 2014 года через «АИР» реализовывались такие крупные инвестпроекты, как строительство промышленно-логистического парка и биотехнопарка. То есть, бюджетные средства для поддержки строительства выделялись не напрямую операторам проектов, а через агентство. «Лишняя» ступень в денежных делах просто обязывает рассмотреть особенности финансирования.

По состоянию на 31 декабря 2015 года, уставный капитал АО «УК «ПЛП» составил 4 861 960 000 рублей. 91,7% акции АО «УК ПЛП» принадлежат АО «АИР», 8,28% – Новосибирской области в лице департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО). Учитывая такой расклад, процедура передачи объектов инфраструктуры, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность эксплуатирующей организации усложняется и увеличивается по срокам. Подтверждение тому – история с передачей железнодорожного пути (первой очереди) на площадке «ПЛП», на строительство которого было направлено более десяти миллионов рублей бюджетных средств. Это имущество было передано ДИЗО в качестве оплаты пакета акций АО «АИР» по оценочной стоимости 14,616 миллиона рублей. В результате номинальная стоимость акций, полученных в собственность Новосибирской области за переданное имущество, оказалась на 85,589 миллиона меньше инвестиционных затрат области на его создание. Объект впоследствии передан АО «АИР» в уставный капитал АО «УК «ПЛП» в качестве оплаты дополнительного выпуска акций. Согласно комментариями департамента имущественных и земельных отношений, «для устранения неточности отражения в бухгалтерском учете департамента стоимости акций ОАО «АИР», возникшей при передаче объекта в качестве оплаты дополнительного выпуска акций ОАО «АИР», приказом департамента от 30.06.2014 №1611 принято решение о распределении части нераспределенной прибыли, образовавшейся по состоянию на 31.12.2013, в размере 94 586 620 рублей 80 копеек на увеличение уставного капитала ОАО «АИР» путем размещения дополнительных акций». Предполагалось, что в результате дополнительной эмиссии Новосибирская область как единственный акционер ОАО «АИР» получит дополнительный пакет акций (46 788 штук). Но указанная процедура не была проведена.

Не все гладко складывалось и при передаче других объектов: 1/15 доли в праве общей долевой собственности на сооружение «Газопровод высокого давления» стоимостью 2,15 миллиона рублей и 1/25 доли в праве общей долевой собственности на сооружение «ВЛИ-20 кВ» (воздушная линия электропередачи) стоимостью 989 тысяч рублей. В рамках приватизации указанное имущество было отчуждено путем внесения в уставный капитал АО «УК «ПЛП» в обмен на пакет акций дополнительной эмиссии. Однако при этом были нарушены требования статьи 25 федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (№178-ФЗ), согласно которым количество приобретаемых акций в результате приватизации имущества не может составлять менее 25%+1 акция в общем количестве обыкновенных акций. Для устранения допущенной ошибки ДИЗО обратился в арбитражный суд с просьбой признать недействительными сделки с применением двусторонней реституции (путем возврата пакетов акций на эмиссионный счет АО «УК ПЛП» и имущества в собственность Новосибирской области). Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30 мая 2016 года и дополнительным решением от 17 июня 2016 года ходатайство ДИЗО удовлетворено, сделки признаны недействительными.

С 2014 года возможность возникновения подобных ситуаций была сведена на нет. В соответствии с внесенными изменениями в программы и в законы о бюджете Новосибирской области бюджетные инвестиции стали направляться непосредственно управляющим компаниям, реализующим инвестиционные проекты (АО «УК «ПЛП» и АО «УК «БТП»). Это, по идее, должно было усилить контроль использования денег. Однако власти сказали «а», но не сказали «б». Бюджетные инвестиции выделялись АО «УК «ПЛП» без заключения регионального министерства строительства о проведении экспертизы на соответствие предварительной оценки стоимости объектов капитального строительства и сроков осуществления строительных работ и анализа обоснованности запрашиваемых объемов бюджетных инвестиций. Это привело к необоснованному авансированию расходов на строительство инфраструктуры (2014 год – 400 миллионов рублей, 2015 год – 368 миллионов рублей). Происходило это в период, когда дефицит бюджета Новосибирской области составил  почти 12 миллиардов (2014 год) и 10,7 миллиарда (2015 год) рублей. Причем на счетах самой УК «ПЛП», по данным на 1 января 2016 года, было отражено наличие свободных денежных средств в размере 556,8 миллиона рублей.

Не лучше обстояли дела и при выделении бюджетных инвестиций АО «УК БТП» для создания объектов инфраструктуры, необходимых для функционирования биотехнопарка, завершения комплектования лабораторно-исследовательского комплекса. Средства выделялись не в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, потому использовались на текущее содержание управляющей компании (33,778 миллиона рублей), а также на строительство (119,831 миллиона) без проведения соответствующих экспертиз, предусмотренных постановлением №475-п (на соответствие предварительной оценки стоимости объектов капитального строительства и сроков осуществления строительных работ, анализа обоснованности запрашиваемых объемов бюджетных инвестиций).

Документы, которыми располагает редакция, свидетельствуют об одном серьезном недостатке в работе агентства с управляющими компаниями при реализации госпрограмм. Целевые индикаторы эффективности предоставления бюджетных инвестиций в разрезе парковых проектов не установлены, в договорах о предоставлении бюджетных инвестиций не определены. Также не установлены целевые индикаторы, позволяющие в дальнейшем (по окончании бюджетного финансирования) оценить эффективность вложения бюджетных инвестиций. Кроме того, в самих государственных программах и в нормативных правовых актах региона, регламентирующих реализацию инвестиционных проектов (строительство «ПЛП», Биотехнопарка, Перинатального центра) не установлен механизм использования и реализации объектов инфраструктуры, построенных за счет бюджетных инвестиций, после окончания строительства. Получается работа по принципу «одного дня»: сегодня создадим, а потом разберемся.

Эффектно или эффективно?

Эффективность вложений – обязательный пункт при анализе деятельности любого акционерного общества. А если это общество еще и государственное, то этот пункт вообще должен быть первым. Разберем для примера реализацию инвестиционного проекта «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово», которая осуществлялась через «АИР».

В рамках реализации ДЦП «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 годы» из областного бюджета в виде взносов в уставный капитал АО «АИР» было выделено почти 400 миллионов рублей. Средства были направлены АО «АИР» на приобретение акций АО «УК БТП». Кроме того, из местного бюджета было выделено 50 миллионов рублей.  И еще 48,5 миллиона рублей – из федерального бюджета на создание коммуникационной и исследовательской площадки ЦКП Биотехнопарк, которые направлены в 2014 году на оплату оборудования и пусконаладочных работ для центра коллективного пользования.

В 2013 году в соответствии с распоряжением правительства области ДИЗО выкупил у АО «АИР» акции АО «УК БТП» за счет выделенных из областного бюджета средств в размере тех же 400 миллионов рублей. А в 2014 года схема реализации проекта «Строительство Научно-технологического парка в сфере биотехнологий» изменилась, средства на создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий выделяются напрямую АО «УК БТП» (2014 – десять миллионов рублей, 2015 – 143,6 миллиона рублей). Прежде всего, возникает вопрос о том, почему, собственно, нужно было менять схему. 

Анализ договора на покупку акций, заключенный ДИЗО с АО «АИР» в 2013 году, не содержал требования о целевом использовании бюджетных инвестиций, тогда как в 2014-2015 годах договоры заключены с АО «УК БТП»: с целью завершения комплектования лабораторно-исследовательского комплекса Центра коллективного доступа (на десять миллионов рублей); с целью создания объектов инфраструктуры, необходимой для функционирования Биотехнопарка (на сумму 63,61 миллиона рублей) и с целью завершения строительства и комплектования специализированным оборудованием ЦКП (80 миллионов). Получается, что областное правительство устранило недостатки, взяв на себя всю ответственность. Но смотрим договоры  с АО «УК ПЛП» уже 2014-2015 годах. В них не установлено, что средства областного бюджета  должны перечисляться не ранее принятия уполномоченным органом АО «УК ПЛП» решения об увеличении уставного капитала (содержащего условие о возникновении права собственности области на эквивалентную бюджетным инвестициям часть уставного капитала), а также не обозначены сроки и способы размещения дополнительного выпуска акций АО «УК ПЛП». Также договоры содержат неполные требования, которые обозначены в региональном законодательстве, по ответственности получателя бюджетных инвестиций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по указанному договору (не предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных инвестиций).

Исходя из целей, установленных в заключенных договорах о предоставлении бюджетных инвестиций, а также целей реализации мероприятий и целевых индикаторов, установленных в госпрограмме, бюджетные инвестиции должны быть направлены АО «УК БТП» на создание объектов инфраструктуры биотехнопарка, закупку специализированного оборудования, и способствовать увеличению количества резидентов биотехнопарка и росту объема налоговых поступлений от них. По факту же из общей суммы бюджетных инвестиций в 2015 году и в первом квартале 2016 года  в сумме 153,61 миллиона рублей АО «УК БТП» направлено на строительство 119,831 миллиона, а 33,8 миллиона (22%) – на оплату налогов, выплату заработной платы и общехозяйственные нужды. Последняя сумма, заметим, никак не подходит под определения «капвложения» и «инвестиции». Более того, в 2016 году согласно Приложению 11 к закону об областном бюджете на 2016 год в рамках соответствующей госпрограммы были выделены бюджетные инвестиции на сумму 159 миллионов рублей, в том числе с целью создания условий, необходимых для функционирования биотехнопарка (52 миллиона) и на реализацию мероприятий по развитию инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий в биотехнопарке (107 миллионов рублей). Согласитесь, эффектное распределение бюджетных средств. С экономической же точки зрения эффект должен быть эффективным. 

В 2016 году продолжилась практика предоставления бюджетных инвестиций на функционирование управляющей компании биотехнопарка без определения конкретных целей и условий их предоставления. Может, уже пора правительству определить эти цели и условия. Это как минимум. Как максимум – четко определить, для чего выделять деньги «АИР», УК «БТП», УК «ПЛП».