Новосибирская область ежегодно теряет миллиард рублей из-за неэффективной работы сельских коммунальных предприятий. Устаревшее оборудование, отсутствие профессиональных навыков у административно-управленческого персонала и средств контроля расхода топлива приводят к значительным убыткам. В региональном министерстве ЖКХ и энергетики видят только один выход – менять систему управления коммунальными предприятиями на селе.
На первый взгляд, с коммуналкой в районах Новосибирской области все не так плохо. В регионе давно не происходит крупных аварий, люди не замерзают целыми поселками, и даже износ сетей по области составляет всего 50% против 70% в Новосибирске. Между тем, эта «надежность» обеспечена неэффективной экономикой.
В районах Новосибирской области работает 420 коммунальных МУПов. Почти половину из них признали неэффективными, большинство имеет годовую выручку менее десяти миллионов рублей. При этом успехи прибыльных предприятий теряются за промахами убыточных. В 2015 году из 30 муниципальных районов только один Северный оказался в плюсе по выручке МУПов, и то эта цифра составила всего 600 тысяч рублей.
Миллиардный убыток складывается из мелочей. Типичная ситуация: глава сельского совета при строительстве новой котельной закладывает большую мощность, чем у старой, чтобы она могла обеспечивать теплом не только уже имеющийся жилой фонд, но и запланированный на будущее клуб, бассейн и новый многоквартирный дом. Из-за нехватки финансов, ничего, кроме котельной, построить не получилось. В результате мощное оборудование вырабатывает лишь 10-20% от той тепловой энергии, на которую рассчитано. Чтобы КПД котельной был максимальным при минимальных затратах на обслуживание, она должна выдавать не менее 70% своей мощности. Работая в «ослабленном» режиме, котел, по аналогии с автомобилем, требует в полтора-два раза больше угля. Расход топлива, однако, нормирован, и если предприятию для нормальной работы требуется больше угля, эти потери никак не компенсируются. Котельная несет затраты на десять миллионов рублей, а прибыли получает только на семь.
Еще одна статья убытков – неоплаченное тепло. В сельских районах Новосибирской области 90% жителей исправно платят за коммунальные услуги, это позволяет собирать 3,1 миллиарда рублей в год. Оставшиеся 10%, 310 миллионов рублей, МУПы ежегодно недополучают.
Довольно большие в масштабах села суммы уходят и на содержание административно-управленческого персонала. Типичный штат небольшой сельской котельной – восемь человек. Это четыре кочегара, работающих в четыре смены, старший кочегар, который на полставки может быть и электриком, три человека административно-управленческого персонала – бухгалтер, экономист и директор. Предприятий с подобной «менеджерской» верхушкой могут быть десятки. К примеру, в Тогучинском районе насчитывалось 23 таких МУПа. Казалось бы, три человека – это немного, но доходы подобных организаций настолько малы, что такой коллектив выглядит слишком раздутым.
Например, у котельной Карасевского сельсовета годовая выручка составляет 3,3 миллиона рублей или 275 тысяч в месяц. На эту сумму нужно купить уголь и электроэнергию, заплатить налоги, отдать заработную плату кочегарам и управленцам, приобрести необходимые запчасти, ГСМ, обеспечить требования по охране труда… В итоге все деньги уходят на текущие нужды, а на то, чтобы модернизировать оборудование, средств просто не остается. Любая незапланированная работа стоимостью в 100 тысяч рублей становится проблемой. При этом котлы новее не становятся, а значит, рано или поздно возникнет ситуация, когда им потребуется ремонт. И эта котельная, выходящая по итогам года «в ноль», в итоге станет убыточной.
Влияет на доходы и устаревшая техника. Осенью все котельные оценивают по их готовности к отопительному периоду. В частности, даже на небольшом предприятии должен быть резервный источник электропитания стоимостью от 200 тысяч рублей и система водоочистки за 65 тысяч рублей. Котельная с выручкой в 275 тысяч в месяц просто не найдет средств на это оборудование.
По словам начальника отдела теплоснабжения министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгения Авдеева, половина небольших сельских котельных не имеют даже приборов учета, хотя они были обязаны поставить их еще в 2010 году. А если нет средств контроля, то соблюдать установленную норму в 323 килограмма угля на одну гигакалорию энергии просто невозможно. В итоге даже специалисты не могут сказать, сколько из 645 тысяч тонн угля, заложенных на год в Новосибирской области, были потрачены эффективно.
Все это открывает возможности для разного рода махинаций. Например, перепродажи привезенного угля на сторону. Ситуацию усугубляет и то, что бухгалтеры и экономисты МУПов не могут предоставить в департамент по тарифам необходимые документы, чтобы подтвердить свои затраты. И это происходит не по злому умыслу, а просто из-за отсутствия необходимых компетенций. Например, в Лозовском сельсовете утверждают, что за отопительный сезон истратили почти на треть больше угля, чем положено по нормативу, и региональному министерству ЖКХ и энергетики приходится верить коммунальщикам на слово.
Еще одна преграда на пути эффективности – отсутствие полномочий у главы района. Получая бюджетную субсидию, он выступает как простой распределитель средств, перечисляя всем муниципалитетам суммы, как правило, не увязанные с экономикой коммунальных предприятий. При существующей системе у него отсутствуют стимулы решать проблемы убыточных МУПов, так как он не отвечает за их работу. В итоге деньги порой расходуются недостаточно неэффективно.
По мнению Евгения Авдеева, переломить ситуацию поможет перевод коммунального комплекса на рыночные рельсы, для чего необходимо совершить несколько шагов: привлечь частные инвестиции, оптимизировать количество и повысить компетенции управленческого персонала, а также поднять общее качество финансово-экономической работы МУПов. Начинать же эту большую реформу нужно с изменения системы управления сельскими коммунальными предприятиями. Для этого есть даже законодательные инструменты.
Еще в 2014 году были приняты изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые передали полномочия сельских советов на районный уровень. Финальное решение по этому вопросу, тем не менее, отдавалось на откуп региональным властям, и в Новосибирской области было принято не менять сложившуюся годами систему. Не исключено, что такая осторожность была связана со сменой губернатора: как раз в то время Василий Юрченко был отправлен в отставку со своего поста, а Владимир Городецкий некоторое время был лишь исполняющим обязанности главы региона.
Сейчас в региональном министерстве ЖКХ уже есть «дорожная карта» по реформированию системы сельских МУПов. Авдеев полагает, что на структурную перестройку уйдет весь 2017 год. Передача имущества от муниципалитетов районам – достаточно долгий и бюрократизированный процесс, который займет от шести до девяти месяцев. Только после этого глава района начнет отвечать за то, как работают подшефные ему котельные. Он сможет контролировать их, понимать, какие работают успешно, а какие – нет, и в зависимости от этого принимать те или иные решения. Это может быть объединение нескольких МУПов в одно предприятие или замена котла избыточной мощности на новый, точно отвечающий запросам населения. Все это в конечном итоге позволит избавиться от долгов за топливо и направить деньги на модернизацию системы, считают в министерстве ЖКХ
Следующим шагом станет поиск инвесторов. Для того чтобы заинтересовать бизнесменов, одно коммунальное предприятие должно давать минимальную выручку в 50 миллионов рублей в год, а в идеале – 80-100 миллионов, говорит Авдеев. Укрупнение МУПов позволит достичь таких показателей и привлечь частников.
«Можно будет отдать коммерческим компаниям не худшие, а, напротив, лучшие предприятия, – отмечает чиновник. – Частные инвесторы будут поддерживать их в хорошем состоянии и модернизировать, чтобы увеличить свою прибыль, а высвободившиеся бюджетные деньги будут направлены в наименее эффективные МУПы. Как только они будут доведены до уровня, позволяющего обеспечить возврат инвестиций, их также разумно будет передать частникам».
Укрупнение позволит решить вопрос и с квалификацией кадров. Если в одно предприятие войдут пять МУПов, станет возможным не только сократить расходы на управленческий персонал, но и пригласить действительно хороших специалистов. Одного квалифицированного сотрудника в районах области найти гораздо легче, чем пять. А возможность увеличить зарплату привлечет выпускников новосибирских вузов.
Евгений Авдеев подчеркнул, что никаких изменений к худшему для потребителя от всех этих реформ не произойдет. Фактически, глава района будет просто контролировать то, как частная компания оказывает оплаченные услуги по теплоснабжению. Помочь ему в этом, просигнализировав, если что-то идет не так, сможет и глава поселения. А непосредственно за эксплуатацию, безопасность и обеспечение потребителей теплом, как и раньше, будет отвечать директор предприятия.
Учитывая, что весь 2017 год уйдет на административные перестановки, экономический эффект от этой большой и нужной реформы будет виден только по итогам 2018 года. За это время в сельских котельных сгорит еще один миллиард.
Миллиарды рублей горят в сельских котельных
Новосибирская область ежегодно теряет миллиард рублей из-за неэффективной работы сельских коммунальных предприятий. Устаревшее оборудование, отсутствие профессиональных навыков у административно-управленческого персонала и средств контроля расхода топлива приводят к значительным убыткам. В региональном министерстве ЖКХ и энергетики видят только один выход – менять систему управления коммунальными предприятиями на селе.
На первый взгляд, с коммуналкой в районах Новосибирской области все не так плохо. В регионе давно не происходит крупных аварий, люди не замерзают целыми поселками, и даже износ сетей по области составляет всего 50% против 70% в Новосибирске. Между тем, эта «надежность» обеспечена неэффективной экономикой.
В районах Новосибирской области работает 420 коммунальных МУПов. Почти половину из них признали неэффективными, большинство имеет годовую выручку менее десяти миллионов рублей. При этом успехи прибыльных предприятий теряются за промахами убыточных. В 2015 году из 30 муниципальных районов только один Северный оказался в плюсе по выручке МУПов, и то эта цифра составила всего 600 тысяч рублей.
Миллиардный убыток складывается из мелочей. Типичная ситуация: глава сельского совета при строительстве новой котельной закладывает большую мощность, чем у старой, чтобы она могла обеспечивать теплом не только уже имеющийся жилой фонд, но и запланированный на будущее клуб, бассейн и новый многоквартирный дом. Из-за нехватки финансов, ничего, кроме котельной, построить не получилось. В результате мощное оборудование вырабатывает лишь 10-20% от той тепловой энергии, на которую рассчитано. Чтобы КПД котельной был максимальным при минимальных затратах на обслуживание, она должна выдавать не менее 70% своей мощности. Работая в «ослабленном» режиме, котел, по аналогии с автомобилем, требует в полтора-два раза больше угля. Расход топлива, однако, нормирован, и если предприятию для нормальной работы требуется больше угля, эти потери никак не компенсируются. Котельная несет затраты на десять миллионов рублей, а прибыли получает только на семь.
Еще одна статья убытков – неоплаченное тепло. В сельских районах Новосибирской области 90% жителей исправно платят за коммунальные услуги, это позволяет собирать 3,1 миллиарда рублей в год. Оставшиеся 10%, 310 миллионов рублей, МУПы ежегодно недополучают.
Довольно большие в масштабах села суммы уходят и на содержание административно-управленческого персонала. Типичный штат небольшой сельской котельной – восемь человек. Это четыре кочегара, работающих в четыре смены, старший кочегар, который на полставки может быть и электриком, три человека административно-управленческого персонала – бухгалтер, экономист и директор. Предприятий с подобной «менеджерской» верхушкой могут быть десятки. К примеру, в Тогучинском районе насчитывалось 23 таких МУПа. Казалось бы, три человека – это немного, но доходы подобных организаций настолько малы, что такой коллектив выглядит слишком раздутым.
Например, у котельной Карасевского сельсовета годовая выручка составляет 3,3 миллиона рублей или 275 тысяч в месяц. На эту сумму нужно купить уголь и электроэнергию, заплатить налоги, отдать заработную плату кочегарам и управленцам, приобрести необходимые запчасти, ГСМ, обеспечить требования по охране труда… В итоге все деньги уходят на текущие нужды, а на то, чтобы модернизировать оборудование, средств просто не остается. Любая незапланированная работа стоимостью в 100 тысяч рублей становится проблемой. При этом котлы новее не становятся, а значит, рано или поздно возникнет ситуация, когда им потребуется ремонт. И эта котельная, выходящая по итогам года «в ноль», в итоге станет убыточной.
Влияет на доходы и устаревшая техника. Осенью все котельные оценивают по их готовности к отопительному периоду. В частности, даже на небольшом предприятии должен быть резервный источник электропитания стоимостью от 200 тысяч рублей и система водоочистки за 65 тысяч рублей. Котельная с выручкой в 275 тысяч в месяц просто не найдет средств на это оборудование.
По словам начальника отдела теплоснабжения министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгения Авдеева, половина небольших сельских котельных не имеют даже приборов учета, хотя они были обязаны поставить их еще в 2010 году. А если нет средств контроля, то соблюдать установленную норму в 323 килограмма угля на одну гигакалорию энергии просто невозможно. В итоге даже специалисты не могут сказать, сколько из 645 тысяч тонн угля, заложенных на год в Новосибирской области, были потрачены эффективно.
Все это открывает возможности для разного рода махинаций. Например, перепродажи привезенного угля на сторону. Ситуацию усугубляет и то, что бухгалтеры и экономисты МУПов не могут предоставить в департамент по тарифам необходимые документы, чтобы подтвердить свои затраты. И это происходит не по злому умыслу, а просто из-за отсутствия необходимых компетенций. Например, в Лозовском сельсовете утверждают, что за отопительный сезон истратили почти на треть больше угля, чем положено по нормативу, и региональному министерству ЖКХ и энергетики приходится верить коммунальщикам на слово.
Еще одна преграда на пути эффективности – отсутствие полномочий у главы района. Получая бюджетную субсидию, он выступает как простой распределитель средств, перечисляя всем муниципалитетам суммы, как правило, не увязанные с экономикой коммунальных предприятий. При существующей системе у него отсутствуют стимулы решать проблемы убыточных МУПов, так как он не отвечает за их работу. В итоге деньги порой расходуются недостаточно неэффективно.
По мнению Евгения Авдеева, переломить ситуацию поможет перевод коммунального комплекса на рыночные рельсы, для чего необходимо совершить несколько шагов: привлечь частные инвестиции, оптимизировать количество и повысить компетенции управленческого персонала, а также поднять общее качество финансово-экономической работы МУПов. Начинать же эту большую реформу нужно с изменения системы управления сельскими коммунальными предприятиями. Для этого есть даже законодательные инструменты.
Еще в 2014 году были приняты изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые передали полномочия сельских советов на районный уровень. Финальное решение по этому вопросу, тем не менее, отдавалось на откуп региональным властям, и в Новосибирской области было принято не менять сложившуюся годами систему. Не исключено, что такая осторожность была связана со сменой губернатора: как раз в то время Василий Юрченко был отправлен в отставку со своего поста, а Владимир Городецкий некоторое время был лишь исполняющим обязанности главы региона.
Сейчас в региональном министерстве ЖКХ уже есть «дорожная карта» по реформированию системы сельских МУПов. Авдеев полагает, что на структурную перестройку уйдет весь 2017 год. Передача имущества от муниципалитетов районам – достаточно долгий и бюрократизированный процесс, который займет от шести до девяти месяцев. Только после этого глава района начнет отвечать за то, как работают подшефные ему котельные. Он сможет контролировать их, понимать, какие работают успешно, а какие – нет, и в зависимости от этого принимать те или иные решения. Это может быть объединение нескольких МУПов в одно предприятие или замена котла избыточной мощности на новый, точно отвечающий запросам населения. Все это в конечном итоге позволит избавиться от долгов за топливо и направить деньги на модернизацию системы, считают в министерстве ЖКХ
Следующим шагом станет поиск инвесторов. Для того чтобы заинтересовать бизнесменов, одно коммунальное предприятие должно давать минимальную выручку в 50 миллионов рублей в год, а в идеале – 80-100 миллионов, говорит Авдеев. Укрупнение МУПов позволит достичь таких показателей и привлечь частников.
«Можно будет отдать коммерческим компаниям не худшие, а, напротив, лучшие предприятия, – отмечает чиновник. – Частные инвесторы будут поддерживать их в хорошем состоянии и модернизировать, чтобы увеличить свою прибыль, а высвободившиеся бюджетные деньги будут направлены в наименее эффективные МУПы. Как только они будут доведены до уровня, позволяющего обеспечить возврат инвестиций, их также разумно будет передать частникам».
Укрупнение позволит решить вопрос и с квалификацией кадров. Если в одно предприятие войдут пять МУПов, станет возможным не только сократить расходы на управленческий персонал, но и пригласить действительно хороших специалистов. Одного квалифицированного сотрудника в районах области найти гораздо легче, чем пять. А возможность увеличить зарплату привлечет выпускников новосибирских вузов.
Евгений Авдеев подчеркнул, что никаких изменений к худшему для потребителя от всех этих реформ не произойдет. Фактически, глава района будет просто контролировать то, как частная компания оказывает оплаченные услуги по теплоснабжению. Помочь ему в этом, просигнализировав, если что-то идет не так, сможет и глава поселения. А непосредственно за эксплуатацию, безопасность и обеспечение потребителей теплом, как и раньше, будет отвечать директор предприятия.
Учитывая, что весь 2017 год уйдет на административные перестановки, экономический эффект от этой большой и нужной реформы будет виден только по итогам 2018 года. За это время в сельских котельных сгорит еще один миллиард.