В конце августа имущество ОАО «Баганский элеватор» было продано на торгах. Покупатель уже заявил о масштабных планах строительства нескольких производств по глубокой переработке зерна, технология которых не имеет аналогов в мире.
Согласно итоговому протоколу, собственником предприятия стало ООО «Ассоциация», руководитель которого Владимир Дергай пояснил порталу Сибкрай.ru, что приобретение обошлось предприятия «в районе 80 миллионов рублей».
Как разрушали крупнейший элеватор
Надо полагать, это последняя продажа «Элеватора» – в апреле этого года уже предпринималась попытка найти покупателя. Тогда за 123 миллиона рублей «Элеватор» попыталось приобрести на аналогичных торгах алтайское ООО «Славное», однако нужная сумма на счет продавца так и не поступила, поэтому были объявлены новые торги. Эксперты предположили, что через учрежденное предприятие бывший владелец ОАО «Баганский элеватор» местный предприниматель Анатолий Гвоздев собирался выкупить его, однако сделать ему этого не удалось. Скорее всего, он просто не нашел денег на покупку – своих у него уже нет, а на кредит рассчитывать он уже не может.
Элеватор в Багане – крупнейший за Уралом, рассчитан на 110 тысяч тонн единовременного хранения зерна. До 2013 года он был в числе аккредитованных предприятий по хранению запасов зерна федерального интервенционного фонда, однако затем потерял это право. В начале 2000-х годов он был куплен местным предпринимателем Анатолием Гвоздевым, который довел предприятие до развала и, в конечном итоге, до полной остановки. Осенью 2013 года арбитражный суд Новосибирской области ввел на «Баганском элеваторе» процедуру наблюдения по иску топливной компании «Форпост-Агрохим». В марте 2014 года ОАО было признано банкротом, задолжав кредиторам 246,4 миллиона рублей, а в августе того же года его имущественный комплекс был выставлен на торги по начальной цене 343,2 миллиона рублей. Однако ряд проведенных аукционов не заинтересовал покупателей.
Когда стало понятно, что область вот-вот лишится крупнейшего элеватора, власти забили тревогу: на ОАО были отправлены комиссии с проверками. Их результаты оказались настолько ошеломляющими, что депутат Новосибирского Законодательного собрания, избирающийся по этому округу, Юрий Зозуля направил заявление в правоохранительные органы. Положением в ОАО «Баганский элеватор» заинтересовался следственный отдел ФСБ. Согласно материалам дела, в 2011 году ОАО обратилось в новосибирский филиал Россельхозбанка с заявкой на предоставление кредита в сумме 175 миллионов рублей. Россельхозбанк предоставил кредит на один год под 10%. Однако следователи установили, что руководство ОАО представило банку сфальсифицированную финансовую отчетность, приукрасив ситуацию в компании. В отношении руководства предприятия-заемщика они завели дело по ч. 1 ст. 176 УК РФ.
Возрождать нечего – строить новое
По словам руководителя ООО «Ассоциация» Владимира Дергая, выкладывать 80 миллионов за разграбленный элеватор не имеет смысла, если не рассматривать этот хозяйственный комплекс как цепочку в иной, современной технологии хранения, и, главное – переработки зерна. «Для того, чтобы его запустить, нужны еще миллионов сорок, по самым приблизительным подсчетам. И это только для того, чтобы привести его в порядок», – говорит Дергай.
На элеваторе частично вырублен силовой кабель, разрушены два верхних силоса, требующих крепление, в полуразрушенном состоянии находятся склады зерна и мельничный комплекс. Предыдущие собственники довели его до ненадлежащего состояния. По самым приблизительным оценкам, на восстановление элеватора нужно потратить минимум 40 миллионов рублей. Ни о каком выходе на «проектную» мощность сейчас речь не идет. «Мы рассчитываем в ближайшее время разместить на хранение не более сорока тысяч тонн зерна», – говорит Дергай.
Он признает, что бизнес по хранению зерна невыгоден, тем более при таком состоянии производственного комплекса. Поэтому, покупка элеватора имела смысл только в одном случае – если его возможности будут использованы в иной технологической цепочке, выстроить которую предложил Юрий Зозуля. Его участие в «спасении» Баганского элеватора мотивировано и вполне объяснимо. Зозуля является депутатом Законодательного собрания по этому округу. Возвращение элеватора – это новые рабочие места, поддержка местных зернопроизводителей, вынужденных возить зерно в Алтайский край или в Омскую область с существенными потерями на логистике. Именно поэтому доктор экономических наук Юрий Зозуля вместе с муниципальными властями районов Кулундинской зоны принимал активное участие в реанимации предприятия. Но есть еще одно обстоятельство – он является руководителем представительства госкорпорации «Ростех», которая располагает современнейшими российскими технологиями, в том числе, и двойного назначения, которые можно применить и в сельском хозяйстве. Некоторые такие предложения выглядят фантастически, но, тем не менее, они уже на пути в Баган.
Особенности выращивания зерна в Сибири связаны с избыточным производством –объем потребления зернопродуктов людьми и сельхозживотными существенно меньше объема урожая. Как следствие – избыток зерна и проблема его реализации. Дело в том, что зерно в Сибири «заперто»: до ближайшего морского порта – четыре тысячи километров. Везти его на экспорт бессмысленно. Кроме того, климатические условия зачастую не дают возможности выращивать зерно третьего класса при тех требованиях, которые сейчас существуют. Значит, нужно применять такие технологии, чтобы из зерна получать продукты с высокой добавленной стоимостью на месте.
Технологии, которых нет в мире, появятся в Багане
По словам Юрия Зозули, на базе Баганского элеватора планируется реализовать два проекта. Первый проект – завод по производству высокобелковых кормов на основе биотехнологий, где будет перерабатываться зерно четвертого класса, зерно некондиционное, любое: овес, просо, пшеница, ячмень и так далее. На выходе будет получен высокобелковый продукт для животных, по своей питательной эффективности превосходящий соевый шрот. Но, в отличие от соевого шрота, данный продукт не содержит генномодифицированных культур. Кроме того, в этих кормах будет содержаться гораздо больше аминокислот и минеральных микроэлементов. Производительность завода – 30 тысяч тонн в год различных высокобелковых кормов, с содержанием протеина от 22-26% (для кормления лошадей) до 46-50%.
«Уже проведены испытания в течение десяти лет. И сейчас планируется строительство завода. Это планируется первый завод в России подобного уровня. В России ничего похожего еще не создавалось. При этом я и мои партнеры, рассчитываем, что львиная доля продукта уйдет на экспорт. Уже есть потенциальные покупатели в Израиле, Прибалтике, сейчас изучаются потребители в Юго-Восточной Азии, – рассказывает Юрий Зозуля. – Введение в рацион кормления этих продуктов – проведены все исследования, начиная от коней и заканчивая крупным рогатым скотом, свиньями, птицами, рыбами – обеспечивают увеличение привесов, меняется структура мяса – получается продукт, который уже имеет свое лицо вместо унифицированного. Кроме того, у свиней, например, полностью исчезает каннибализм, плюс снижается лечебная нагрузка на животных за счет того, что вырабатывается иммунитет ко многим заболеваниям. Зарубежные и российские рыбоводческие хозяйства интересуются этими кормами, ведь их плюс в том, что они не опускаются на дно, висят в воде, и, соответственно, затраты на разведение рыбы становятся существенно дешевле».
Баганский завод будет первым, но не единственным. В целом, потребность оценивается минимум в 50 подобных заводах за Уралом с производственной мощностью переработки от 30 до 90 тысяч тонн высокобелковых кормов в год.
Мощность второго завода – примерно 70 тысяч тонн зерна в год. Если эти два завода построить, то они полностью способны «закрыть» мощности Баганского элеватора. Там будет производиться крахмал, клейковина, глюкоза. При этом глюкоза – это не конечная стадия, из нее планируется получать различные биополимеры, аминокислоты, витамины В1, В6, В2 и прочий набор продуктов.
Юрий Зозуля не распространяется по поводу подробностей этих технологий, однако уверяет, что они прошли все испытания. Сейчас вопрос в другом, в работе с инвесторами, ведь на строительство и оснащение двух заводов по глубокой переработке зерна нужно вложить более двух миллиардов рублей.
«Сегодня для создания высокотехнологичного производства в России непросто, но реально найти эти деньги, хотя, честно признаться, готовых интересных инвестиционных проектов с понятными рынками сбыта и современными технологиями совсем не много», – рассуждает Зозуля.
Интерес к проекту проявляют частные инвесторы, Ростех, областные власти. Переговоры находятся на стадии обсуждения бизнес-планов.