Начнем со специализированных интернет-порталов, так называемых кэшбэк-сервисов. Сегодня в Сети можно встретить обещания вернуть 10%, 30% и даже 80% от потраченных денег. В некоторых случаях вместо процентов речь идет о конкретных суммах, как правило, от 500 до 1000 рублей с каждой покупки. Откуда берутся эти средства, если цены у самих продавцов вовсе не выглядят совсем уж бессовестно завышенными?
«Магазины платят нам комиссию за то, что мы приводим к ним покупателя. А кэшбэк – это часть комиссии, проценты или фиксированные цены в рублях, которые бывают достаточно разными, – рассказывает генеральный директор кэшбэк-сервиса Cash4brands Денис Градель. – Часть своей комиссии мы просто отдаем нашим пользователям. То есть, получается, что сами магазины ничего не теряют, они все равно платят комиссию – за рекламу, интернет-партнерам и так далее».
Появившись за рубежом еще в начале 2000-х годов, сайты скидок или «возврата наличных» быстро завоевали популярность у приученных считать каждый цент западных покупателей. Сейчас их оборот даже трудно установить, но судить о нем можно по косвенным признакам. Так, например, в прошлом году один из ведущих мировых кэшбэк-операторов был продан за один миллиард долларов.
В нашу страну сайты «возврата денег» вместе с купонными и скидочными сервисами пришли относительно поздно и сейчас переживают этап стремительного развития, причина которого вполне объяснима. «Когда используются различные программы лояльности – купонные сервисы или тот же кэшбэк, пользователь тратит больше денег. Он, например, заходит на сайт, видит скидку, допустим, в 10% и делает больше покупок или покупает более дорогие товары. По американскому сегменту есть данные, что средний чек с помощью продаж через кэшбэк-сервис увеличивался на 30%-40%», – отмечает Денис Градель.
Магазины получают новые каналы сбыта товаров, покупатели экономят средства, а интернет-сервисы зарабатывают свою комиссию. Редкая картина, когда все стороны процесса довольны друг другом, дает кэшбэк-сервисам основание с уверенностью смотреть в будущее. «Кэшбэк в специальном интернет-сервисе, в виде предложений от банков или еще каких-то вариантах со временем будет становиться все популярнее», – уверен Градель.
Банки, кстати, не отстают от магазинов и уже активно включились в складывающийся тренд. Не так давно банк «Русский Стандарт», например, провел кэшбэк-акцию
«Оплатим Ваши новогодние покупки!», в ходе которой вернул своим клиентам в общей сложности 7,5 миллиона рублей. Средняя сумма возмещения праздничных расходов россиян составила 7,5 тысячи рублей.
Абсолютным победителем акции оказался счастливчик, получивший от банка возмещение всех своих новогодних приобретений на сумму 209 тысяч рублей. В общей сложности участниками этого масштабного кэшбэка стали 1000 человек, 50 из которых были возвращены все потраченные в праздничные дни деньги. Еще 150 клиентам банк компенсировал половину расходов, а остальным 800 участникам акции – 10% стоимости всех покупок по карте за время акции.
Другой вариант «возврата наличных» в банках – выпуск специальных банковских карт, при использовании которых фиксированный процент от суммы покупки возвращается на счет клиента. Например, на кэшбэк карту «Метробанка» обещают перечислить до 5% возврата «за любые покупки», сверхкарта Cash Back Online банка «СИАБ» вернет владельцу до 5% при покупках в продовольственных магазинах и гипермаркетах, а обладатель cashback карты банка «Хлынов» получит обратно 1,5% от суммы оплаты. Свои кэшбэк-карты предлагают и многие другие российские банки.
По мнению аналитиков, движущей силой любого «возврата денег» является постепенно обостряющаяся конкуренция. Игроки, способные предложить наиболее интересные клиентам условия, оказываются в выигрыше и получают преимущество. А это значит, что кэшбэк продолжит свое триумфальное шествие по России.