Значительные средства останутся на домашнем рынке, что приведет к его резкой капитализации и даст толчок к взрывному росту производства отечественного софта, уверены в Министерстве связи и массовых коммуникаций. Госорганы и госкомпании уже стали искать именно российских разработчиков и даже работать с ними. К примеру, «Ростелеком» начал ряд проектов, в которых использует программные и аппаратные разработки российских компаний и даже стартапов. Еще одна структура, активно взявшаяся за российских разработчиков, – «Сбербанк». Он заинтересовался наработками стартапов в области fintech.
Предлагаемая мера, если она действительно окажется результативной, сулит многомиллионные прибыли новосибирскому ИТ-кластеру. Однако его представители отнеслись к инициативе Минкомсвязи весьма скептически. Генеральный директор компании «Дата Ист» Вячеслав Ананьев поделился своими сомнениями с Сибкрай.ru.
«Слишком часто стало звучать таинственное слово «импортозамещение», но никто реально не задумывался над тем, что понимает под этим словом иравительство и что понимает индустрия. Разумеется, каждая отрасль воспринимает это слово-призыв сообразно своим представлениям о продукции, производственных процессах, проблемах сертификации и стандартизации. Мы много наблюдаем дискуссий в СМИ относительно сельскохозяйственной отрасли, где грозимся засыпать закрома родины отечественными продуктами. Опять же космос и космическая деятельность и, наконец, любимые информационные технологии. Но если в области ракет и балета мы впереди планеты всей, то ИТ-индустрия этим похвастаться не может. По самым оптимистичным оценкам, мощь нашей ИТ-индустрии не сравнится даже с возможностями лидеров ЕС, не говоря уже о Китае, Индии и, того паче, Канаде, Японии и США. Тем не менее, мы погрязли в шапкозакидательстве и не хотим видеть очевидного.
Причины этого поведения весьма очевидны, их несколько, и я не стал бы их ранжировать, а просто перечислю, на мой взгляд, наиболее значимые.
Первая – общая цифровая неграмотность населения, низкий уровень информатизации производства и управления в нашей стране. Вторая причина – чрезвычайно слабое представление о современном технологическом уровне информационных систем и разработок из-за общей цифровой отсталости российского бизнеса, в том числе менеджеров высшего звена. В-третьих, огромное количество ложных ориентиров в виде «успешных» историй о создании высокодоходных бизнесов, основанных на электронной коммерции, веб-сервисах, мобильных приложениях и так далее, создают нездоровый ажиотаж и эйфорию быстрой и легкой наживы. Еще одна причина – возникновение достаточно интересного рынка сбыта, защищаемого протекционистскими методами и имеющего очевидный потенциал роста.
К сожалению, этот перечень далеко не полный, и нестихаемые прения в среде айтишников – тому наглядный пример. Однако больше всего настораживает готовность некоторых энтузиастов «догнать и перегнать Америку», лишь бы только государство дало бы денег. Я хочу развернуть этот вопрос в привычное для западного обывателя русло.
Государство не имеет и не может иметь «своих денег». Всс, что есть у государства, – это деньги налогоплательщиков. Поэтому вопрос простой: хотят ли налогоплательщики, чтобы их средства были отданы каким-то яйцеголовым, чтобы они там что-то программировали? Думаю, ответ ясен, и не стоит даже тратить усилия на соцопросы. Но не только большинство населения нашей страны выскажется против финансирования разработки отечественного ПО. Даже мы, компания потенциально способная поучаствовать в дележе государственного пирога, можем внятно констатировать – никаких бюджетных средств для импортозамещения программных продуктов и систем раздавать не нужно, а нужно ликвидировать цифровое отставание промышленности, которое не только тормозит развитие ИТ в нашей стране, но и является так называемым «тормозом прогресса».
Мы осознаем, что развитие цифрового общества возможно исключительно на фоне устойчиво растущего потребительского спроса в среде технологической и экономической конкуренции. Для нас (малых ИТ-компаний) угрозы конкурентной борьбы знакомы и понятны, мы готовы к ней, лишь бы рынок был растущий. Но с этим не согласны госкорпорации, которые не способны выживать в конкурентной среде, на открытых рынках. И «Сбербанк», и «Ростелеком» в большей степени нацелены на монополию своих услуг, а их интерес к стартапам – это больше «охота на людей», чем стремление помочь развитию конкурентного продукта или услуги. Возвращаясь к началу своего комментария, хочется еще раз отметить, что призыв к импортозамещению в ИТ в очередной раз доносится со стороны власти, при отсутствии ясной стратегии технологического развития информационных технологий, при катастрофически низком проценте вовлечения ИТ-профессионалов в формирование приоритетов и перспективных направлений исследований и разработок, на фоне продолжающейся утечки мозгов и низкого уровня ИТ-образования».