Шахтеры Кузбасса бастуют на фоне цветущей отрасли. Профсоюзы главного угледобывающего региона страны митингуют против предполагаемого повышения железнодорожных тарифов с 2015 года.
Федерация профсоюзных организаций Кузбасса (ФПОК) демонстрирует панику: решение правительства о грядущей с 1 января индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 10% приведет к коллапсу экономики региона, массовому закрытию угольных предприятий и увольнениям десятков тысяч шахтеров. В «челобитной» от 7 октября угольщики потребовали от руководства страны «умерить аппетиты» РЖД. В противном случае протесты продолжатся, грозят в ФПОК.
Профсоюзные лидеры переживают: повышение железнодорожного тарифа, по их словам, также приведет к дальнейшему снижению инвестиций, средств на охрану труда и к уменьшению фондов зарплаты. Они напомнили, что нынче цены на мировом рынке угля упали по сравнению с 2011 годом более чем в два раза, а транспортные расходы в цене угля доходят до 60%. «Угольным предприятиям за минусом всех расходов достаются копейки», – заявил председатель ФПОК Олег Маршалко.
Между тем, показатели крупнейших производителей кузбасских углей говорят о том, что такой уровень индексации не вызовет критических проблем, а сами угольные предприятия сегодня не просто остаются рентабельными, но и наращивают прибыль. Даже самый приблизительный анализ отрасли говорит о том, что либо профсоюзные лидеры не знают реального положения дел на рынке, либо намеренно сгущают краски и волнуют шахтеров.
Так, средняя рентабельность для угольной отрасли за пять последних лет находилась на уровне 16%, что даже выше среднемирового уровня, который составляет 14%. По данным полугодовой отчетности ОАО «Распадская», транспортная составляющая в конечной цене угля за первое полугодие 2014 года снизилась на 37% к аналогичному периоду прошлого года, а в выручке компании ее доля не превышает 14%. Аналогичную динамику показывает и угольный гигант региона – ОАО «СУЭК», у которого транспортные расходы в 2014 году сократились более чем на 11%, а железнодорожная составляющая транспортировки составляет 27%.
С нового года транспортные затраты для угольщиков при перевозках свыше четырех и шести тысяч километров увеличатся на 3% и 4% соответственно. Для сравнения, если в России транспортная доля в цене угля равна 38%, то в Китае она составляет уже 43%, в Канаде – 48%, а в Бразилии и вовсе 86%. Потому заявления ФПОК о якобы «тарифном топоре» для Кузбасса представляются совершенно несостоятельными.
Пока тысячи работников угольного Кузбасса митингуют на площади, руководство компаний продолжает наращивать прибыль. Тот же «СУЭК» за полугодие 2014 года увеличил чистую прибыль почти в три раза – до 49 миллионов долларов (к первому полугодию 2013 года), а глава компании Андрей Мельниченко все еще остается в десятке российских миллиардеров Forbes. Продолжают получать солидные доходы и Роман Абрамович, владеющий ОАО ОУК «Южкузбассуголь» (входит в Evraz), и Игорь Зюзин (ОАО «Южный Кузбасс»).
Угольщики, как экспортеры, делают прибыль даже на падении рубля (в 2014 году на 20%) при общем снижении объемов производства. Но куда идут все эти миллионы, не говорят ни хозяева шахт, ни губернатор региона. Зато есть «повод» вывести народ на улицы: инвестиции с начала года снизились на 2,4%, оборудование требует обновления, шахты по-прежнему небезопасны. Шахтеры Кузбасса месяцами не получали заработную плату, о чем неоднократно сообщали руководству региона и профсоюзам. Но ФПОКу, видимо, проще выплескивать «производственный патриотизм» на внешних «противников», становясь, по сути, лоббистским инструментом собственников, не желающих терять сверхдоходы.
И если рентабельность основных отраслей промышленности сегодня находится примерно на мировом уровне (и даже выше), то РЖД по этому показателю среди мировых железнодорожных компаний занимают место в конце списка (6%). После того, как в прошлом году правительство приняло решение о «заморозке» тарифов, «Российские железные дороги» недополучили более 90 миллиардов рублей. Железнодорожникам пришлось экономить на зарплатах, вводить неполный рабочий день и сокращать рабочие места.
Дальнейшее снижение рентабельности госкомпании может привести к тому, что она перестанет предоставлять услуги надлежащего качества, не сможет обеспечить дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры и необходимые условия для развития смежных отраслей промышленности региона. По потребителю это ударит гораздо больнее, чем индексация тарифов. Так что пугать правительство «стуком касок» и шантажировать «народным гневом» да еще на фоне стабильного роста угольной отрасли, как минимум, безответственно.