Проблема импортозамещения стала особо острой для России в связи с ответными мерами на введенные против страны санкции. Речь об эмбарго на ввоз некоторых видов продовольствия. Ряд экспертов заверили, что это даст мощный толчок развитию собственного производства. Например, местные фермеры получат особые условия для развития. Однако далеко не все специалисты считают, что нынешняя ситуация пойдет отечественному производителю на пользу.
Портал Сибкрай.ru перепечатывает рассуждения на эту тему Павла Березина, главного редактора новосибирского журнала о сельской жизни «Председатель». В своем блоге в Facebook он указывает, что у сибирских фермеров есть все, чтобы «и нас с вами кормить всякими вкусностями, и всех соседей России кормить». Однако у них нет системы сбыта продукции, и в этом видится главная проблема.
«Каждый барахтается сам по себе, как умеет. Кто-то вложился в небольшую собственную переработку и ненадолго прибился со своими жалкими тремя тетрапаками к местному супермаркету (скоро выкинут, потому что два дня уже не привозил товар – «доярка опять запила»). Кто-то договорился с рестораном, кто-то киоск свой в райцентре открыл по дружбе с главой района, большинство сдает молоко на олигархический молкомбинат, где их беззастенчиво «по взаимной договоренности» надувают и «понижают» им жирность, и так далее. Но единой цивилизованной эшелонированной системы сбыта сельхозпродукции, как на Западе, у нас не существует. К чему это приводит?
Когда аграрии жалуются «в-супермаркеты-не-пробиться-одни-импортеры-с-говном-все-заняли-жулики-кругом» – это истинная правда. Но почему оно так? Да потому что у ритейла очень жесткие требования по части стабильности поставок.
Супермаркеты – это вообще иностранная штука, которой раньше у нас не было. Она живет по своим простым законам. Стабильные объемы по часам, продукты длительного хранения – и велькам на полку («взяткоемкость» этого процесса, на самом деле, сильно преувеличена). Кто может соблюдать эти требования? Правильно: только крупная аграрная структура: суперагрохолдинг, транснациональная корпорация, гигантский кооператив. Вот эти-то зарубежные гости и заняли в 1990-е наши полки, пока мы тут коровники доламывали и трактора на запчасти растаскивали. «Оттуда» пришла гигантская, отлаженная десятилетиями, эффективная, как нильский крокодил, система и заняла пустое место, вот и все. Кто их заменит-то? Колхоз «Тупик коммунизма имени Клары Цеткин» с пятью тоннами молока в сутки?
В начале-середине 2000-х, когда в агробизнес ринулась «городская» олигархия, привлеченная бешеными субсидиями, начали создаваться отечественные агрохолдинги «от поля до прилавка», и они серьезно подвинули импорт в ритейле. Все эти региональные окорочковые короли сделали действительно огромное дело по повышению продовольственной безопасности. Но вокруг этих латифундий – разруха и пустыня. «Средний» сегмент АПК падает в пропасть.
И мы подходим к самой главное проблеме, видимо, фатальной для нас. У наших мелких и средних сельхозпроизводителей напрочь отсутствует способность и потенция к кооперации.
Вы нынче каждый день в ленте видите слово «Valio». А вы знаете, что такое Valio? Это кооператив, в который объединились более 9000 финских семейных фермерских хозяйств. Они, фермеры, сами нанимают менеджмент, который занимается сбытом, переработкой, логистикой, финансами и так далее. Или, например, новозеландская Fonterra, второй в мире производитель молока – тоже многоуровневый фермерский кооператив.
То есть, неспособность выходить на рынок консолидировано и диктовать правила игры – главная беда наших доблестных сельчан. Не наигрались еще в единоличников. Есть в регионах сумасшедшие энтузиасты, есть, кстати, объединение «крупняка» – Национальный кооператив производителей молока. Но это так, в масштабах страны – мелочи.
А без массовой кооперации – только художественная самодеятельность креакловой интернет-торговли «для богатых москвичей» (тм) с редиской по 600 рублей за пучок. Нет, я очень уважаю все эти «Лавки-Лавки», они очень ловкие ребята, но мы сейчас говорим о массовом потребительском сегменте, о том, как страну накормить.
Я мог бы перечислить еще 20-25 важнейших пунктов, но, думаю, и этого более чем достаточно. В общем, понимаете, к чему я клоню? Для выстраивания только этих, первоочередных, систем нужно совсем другое качество государства, другое чиновничество. По своей сложности, хрупкости, дороговизне это проект уровня освоения Марса, по-моему. И чего вот со всем этим делать?»
Фото: Newkolhoz.ru