Топливо поступает на Новосибирскую нефтебазу «Газпром нефти» с Омского нефтеперерабатывающего завода, известного как флагман отечественной отрасли по объемам и глубине переработки. Перед тем как попасть в резервуары, продукт подвергается тщательной проверке по множеству показателей в испытательной лаборатории. Слив прибывшей партии нефтепродуктов в резервуары производится только после того, как специалисты убедятся, что топливо соответствует необходимым показателям качества.
На этом проверки не заканчиваются. Контрольные пробы берутся из резервуара и после слива, а также спустя месяц, если продукт все еще находится на нефтебазе.
На то, чтобы взять пробы, уходит лишь несколько минут – это позволяет современное оборудование. Одна проба (арбитражная) запечатывается и хранится на складе, вторая отправляется в лабораторию, где бензин проверяется по ряду показателей, таких как: концентрация серы, фракционный состав, октановое число и многие другие. Так, пробы, взятые вместе с журналистами из резервуара нефтебазы, в лаборатории заложили в аппарат для определения концентрации серы. Пока шел анализ, начальник лаборатории Ирина Гришечкина рассказала о важности этого показателя для современных топлив пятого экологического класса. Через 100 секунд, необходимых для сканирования пробы, аппарат выдал результат – 6,9 ppm. Нормативы для топлив Евро-5 допускают значения до 10 ppm. Небольшое содержание серы позволяет минимизировать вредное воздействие на системы двигателя автомобиля и окружающую среду.
На основании проведенных анализов оформляется паспорт продукта, которым сопровождается каждый уходящий с нефтебазы бензовоз. К слову, каждый отсек цистерны бензовоза опломбирован.
По прибытии на АЗС топливо снова подвергается контролю. Первым делом оператор автозаправочной станции проверяет сохранность пломб, после чего отбирает арбитражную пробу, которая будет храниться в опечатанном боксе до полной реализации партии. Помимо этого лаборанты ежемесячно проводят внеплановые проверки нефтепродуктов, содержащихся в резервуарах каждой АЗС.
Как объяснил заместитель генерального директора по продажам «Газпромнефть-Новосибирск» Владимир Парфенцов, специалисты должны быть уверены в том, что на АЗС поступил продукт заводского качества. «Такой многоступенчатый контроль позволяет нам исключить любой фактор нежелательного изменения качества топлива. Строго соблюдая технологическую цепочку, мы гарантируем высокое качество продукта, которое идет в баки автомобилей наших клиентов», – заявил руководитель.
Многое в деле сохранения качества топлива зависит от технического состояния автозаправочных станций. Находясь уже на финишной прямой, бензины и дизельное топливо из двустенных резервуаров попадают в бензобак по двустенным пластиковым трубопроводам, что является мерой против загрязнения грунта. На предприятии действует программа реконструкции и строительства АЗС, в результате которой происходит постоянная модернизация оборудования в соответствии с самыми современными требованиями регламентов, рассказал главный инженер «Газпромнефть-Новосибирск» Александр Еркулев. Кроме этого сбытовое предприятие внедряет новые технологии по дополнительной защите качества топлива, а также защите окружающей среды. Например, одна из самых интересных – система рекуперации паров, благодаря которой топливозаправочный пистолет с системой паровозврата предотвращает попадание бензиновых испарений в атмосферу при заправке автомобиля.
По итогам экскурсии участники пришли к выводу: контролю качества уделяется большое значение на всем пути, который топливо преодолевает, прежде чем попасть в бак автомобиля. Более того, процесс исследования продукта ведется максимально автоматизировано, прозрачно и в строгом соответствии с государственными стандартами и техническим регламентом.