«Сегодня мы работаем над привлечением состоятельного генподрядчика. Сегодня нет метрополитена в России, который бы финансировался из федерального бюджета. И мы справимся с задачей самостоятельно», – заявил Василий Юрченко после встречи с Игорем Левитиным, советником президента России и бывшим министром транспорта страны. Тот подтвердил, что в настоящий момент средства федерального бюджета на поддержку строительства метро не выделяются, но если будет конкретное предложение, то оно будет рассматриваться.
«Предложение должно включать в себя комплексное развитие узла. Если все это будет в комплексе с железнодорожными подходами, автомобильными подходами, то как транспортно-пересадочные узлыони могут рассматриваться. И в некоторых городах они именно таким образом поддерживаются федеральным центром», – сказал Левитин. Юрченко тут же заметил, что завершение Дзержинской линии метро под эти критерии не подпадает.
«Сегодня мы концентрируемся на том, чтобы привлечь состоятельного, серьезного генерального подрядчика, который бы построил этот объект – две станции, перегон и метродепо – за счет ресурсов собственных, с контрактом жизненного цикла. То есть, мы рассчитаемся в длительном периоде, – указал руководитель Новосибирской области. – Почему? Потому что здесь невозможна концессия: кусок метро нельзя в концессию передать. Я думаю, что с учетом роста масштаба экономики области, увеличением налогового потенциала, справимся с задачей самостоятельно».
«Не так все просто»
Поиски инвестора областные и городские власти ведут уже не первый месяц. Неоднократно указывались разные причины, почему еще не объявлен инвестиционный конкурс. Губернатор критиковал городских чиновников еще в мае, те оправдывались тем, что ждут результаты экологической экспертизы из Москвы. «Добро» федерального центра пришло в 10-х числах июля, тогда мэр Новосибирска Владимир Городецкий заявлял, что конкурс будет объявлен вот-вот. Уже 9 августа он отметил, что «не так все просто».
«Рабочий проект готов, он прошел экспертизу в Москве, получил положительное заключение. Задача сегодня – ведутся подготовительные работы по поиску нестандартных подходов к организации строительства и финансировании», – сказал мэр Новосибирска. Он указал, что двумя бюджетами, областным и городским, «трудно будет строить и четвертый мост и метро сразу, поэтому ищем подходы».
О том, что строить новые станции метро будут «в кредит», на деньги инвестора, который еще долго не получит их обратно, говорили и ранее. Юрченко заявлял, что при всех «сложностях» дальнейших расчетов, есть заинтересованные за рубежом. Это подтверждают и в мэрии.
«Инвестор должен зайти за свои средства, строить, а потом с каким-то этапом расчета мы будем рассчитываться из бюджета? Непростой вопрос, поэтому по срокам не запустишь вопрос. Ведется большая аналитическая работа, встречаются со многими потенциальными [инвесторами], кто проявляет какой-то интерес – услышать, увидеть, как они видят подходы, какую технологическую базу они имеют», – поведал Городецкий. Отдельно он сказал, что в том, что мэрия еще не объявила конкурс, он трагедии не видит, «пока еще нет повода».
«Не потерян интерес, ведется подготовительная работа. Чешская компания, китайская недавно заявили, интерес проявили, [хотели] посмотреть проект метро», – сообщил глава мегаполиса.
По эстакаде до «Молодежной»
Первая наземная станция метро «Молодежная», согласно планам городских и областных властей, должна появиться в Новосибирске уже через три года. «Линия метро по проекту от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» пройдет по улице Кошурникова через перекресток с улицей Никитина и далее – по Гусинобродскому шоссе, – рассказали специалисты МУП «УЗСПТС» – заказчика строительства. – Строительство станции «Гусинобродская» предусмотрено в районе Гусинобродского шоссе и улицы Доватора, недалеко от ТРЦ «Континент» (Гусинобродское шоссе, 20), станции «Молодежная» – в районе Гусинобродского шоссе (до пересечения с улицей Коминтерна) около остановки общественного транспорта «Гусинобродское шоссе».
Участок от станции «Золотая Нива» до станции «Гусинобродская» предполагается построить традиционным подземным способом. А вот станции «Гусинобродская» и «Молодежная», по замыслу проектировщиков, соединит надземная мостовая эстакада. «Проектное решение разработано исходя из оптимальных расчетов по стоимости строительства и сроков производства работ, на основе изученного опыта строительства подобных объектов в Москве», – подчеркнули в МУП «УЗСПТС».
Начальник управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений Александр Мысик говорил, что две станции с перегонами при нормальном графике финансирования могут быть построены за 30 месяцев, а стоимость работ по существующему проекту – 10,6 миллиарда рублей.
Новый вестибюль, брендирование и ступенькоход
Тем временем продолжатся работы и на станции «Золотая Нива». Там предусмотрено выполнение комплекса действий по присоединению новой линии к существующей, в том числе адаптация инженерных систем автоматизации и связи. Метростроители с помощью щитового комплекса LOVAT RM 232SЕ вели работы на участке второго тоннеля длиной 528 метров на перегоне «Станция «Березовая роща» – станция «Золотая Нива», не вошедший в пусковой комплекс при сдаче станции в эксплуатацию в 2011 году.
На упомянутой станции «Березовая роща» в конце июня был открыт второй вестибюль. Если вспомнить обновление станции «Маршала Покрышкина», поступление новых вагонов, начавшийся самостоятельный ремонт старых, можно сказать, что подземка развивается и без продления линий. Тем более, что пассажиропоток с каждым годом растет.
«В декабре прошлого года был существенный прирост пассажиропотока до 350 тысяч человек в сутки, но метрополитен продолжал работать стабильно. Впервые в новосибирском метро был введен график движения поездов с интервалом 2 минуты 45 секунд. Технически возможно еще большее сокращение интервалов между поездами. Но это зависит от пассажиропотока. Сегодня пассажиропоток снизился до 250-280 тысяч человек в день, естественно, интервал становится больше. И даже днем, когда людей в метро немного, мы держим интервал не больше пяти минут. Это своего рода психологический барьер», – отметил заместитель начальника новосибирского метрополитена Роман Дронов.
Несмотря на то, что в новосибирской подземке пока всего две линии, руководство метрополитена сочло важным начать работу по их брендированию. «Сейчас ведется работа по выделению линий цветом, – пояснил Роман Дронов. – На Ленинской линии все указатели имеют красный цвет, на Дзержинской – зеленый. В виде эксперимента мы заменили несколько кабин контролеров на цветные. Например, на станции «Площадь Маркса» кабины облицованы красным, на станции «Сибирская» - зеленым. Это делается по примеру передовых метрополитенов, таких, как в Москве, Санкт-Петербурге. На двери можно написать «нет прохода», но человек их не читает. А вот когда он видит красную полосу, а рядом зеленую, он пойдет к зеленой. Также и здесь, например, на станции пересадки не нужно читать указатели, иди просто и смотри, куда указывает зеленая стрелка, а куда красная. И выйдешь на нужную ветку. Это упрощает навигацию. Особенно тем, кто плохо видит».
Адаптации метрополитена для маломобильных пассажиров в Новосибирске вообще уделяется большое внимание. Несмотря на то, что провоз животных в подземке запрещен, руководство метрополитена разработало порядок проезда слабовидящих пассажиров с собаками-поводырями. «Таких людей у нас много, – отметил Дронов. – Кроме того, мы купили два так называемых «ступенькохода», которые могут передвигаться по лестницам и эскалаторам. Человек может позвонить заранее и предупредить о том, что он хочет проехать в метро. Его встретят и сопроводят до той станции, куда ему нужно». Можно приехать и без звонка, но тогда придется подождать, когда привезут «ступенькоход». Правда, особым спросом эта услуга не пользуется. «Даже если одному человеку помогли, это уже хорошо», – уверен заместитель начальника метрополитена.
В тексте частично использовались цитаты РИА Новости и «Вести-Новосибирск».