23 миллиарда рублей – на такую сумму, по данным областного правительства, куплено сельчанами новой современной техники за последние пять лет. Государство субсидирует сельхозпроизводителям процентную ставку по кредитам, кроме того, на областном уровне действует 30- и 50-процентная бюджетная компенсация за купленную сельхозмашину. Однако немногие аграрии могут похвастаться повышением урожайности, общего качества работы на земле, а главное – улучшением финансового положения своего хозяйства. Из-за прошлогодней засухи громадный кредитный пресс еще сильнее «придавил» большинство сельхозпроизводителей региона. Кроме того, как выясняется, миллионные убытки крестьяне регулярно несут из-за некачественного сервисного обслуживания техники.
Собственно, многолетние бесчисленные жалобы в редакцию именно на эту сферу и стали причиной того, что «Председатель» собрал на откровенный разговор «глаза в глаза» представителей крупнейших дилеров сельхозтехники, работающих на территории Новосибирской области – «Агроснабтехсервис», «ЭкоНива Сибирь», «БелАгро», ТД «Техника», «Русское поле» и других, а также руководителей хозяйств из нескольких районов области. Разговор получился жестким и, на наш взгляд, весьма содержательным.
«Сантехника вызывали?»
Как и ожидалось, печальные истории «техперевооружения» от аграриев посыпались с первых минут как из рога изобилия.
Владимир Тирбах, ЗАО «Республиканское», Кочковский район:
– В нынешнюю посевную дорогой немецкий трактор в нашем хозяйстве простоял без движения целую неделю в самую горячую пору – неполадки в двигателе. Приезжают одни специалисты, другие, ходят вокруг трактора – никакого результата. Три раза приезжали! Один приехал, а у него, оказывается, даже специальной программы диагностики двигателя Cummins нет! Зачем тогда приезжал? А стоит такой визит – полторы тысячи за час... Выручил нас Петр Шавырин из «Коченевского агроснаба»: двое суток безвылазно сидел в гараже, но запустил-таки трактор. Но простой обошелся хозяйству очень дорого...
Юрий Шелудяков, глава КФХ «Олимп», председатель Совета АККОН:
– Забарахлил комбайн, звоним в технический центр, перечисляем деньги, останавливаем работу, ждем. Целый день ждем. Приезжают в пять вечера: «Ты извини, дорогой, нам еще в несколько мест надо было заехать!». А ведь время – это не просто деньги, это залог выживания в период сезонных полевых работ.
Галина Спицына, глава КФХ «ГАНА», председатель ассоциации фермерских хозяйств Искитимского района:
– В заднем мосту на тракторе полетел подшипник. Покупаю в фирме шестерню, приезжаю домой в Искитимский район. Оказывается, не та шестеренка! Номер перепутали. Самое интересное дальше: «Вы ошиблись, господа дилеры – верните деньги». «Ой, нет, это не так просто. Напишите в головной офис, мы там рассмотрим, и может быть, вернем». Полное безобразие.
На днях приехал сервисник по гарантии менять масло в тракторе. Через час муж мне звонит с поля – «Срочно, срочно вези масло! Сервисник, оказывается, пробку не закрутил!». Это какое надо обучение провести, чтобы человек пробку нормально закручивал?! А трактор стоит пять миллионов, и для любого фермера это – конец... У меня четкое ощущение, что для мелкого и среднего сельхозпроизводителя сервис у нас попросту отсутствует. Продажи техники – европейские, а сервис по-прежнему советский.
«Все всё понимают»
Кадровую да и все прочие проблемы в сфере технического сервиса дилеры дружно признали, однако напомнили, что все упирается в экономику и в отношение самих сельхозпроизводителей к эксплуатации техники. Парадокс в том, что сервис – слишком дорогое удовольствие как для дилера, так и для крестьянина.
Евгений Горгунов, «ЭкоНива-Сибирь»:
– Сервис для нас, дилеров – убыточная услуга, это общеизвестно. Себестоимость часа работы инженера-сервисника -- около 70 долларов. Для подготовки нормального специалиста нужно примерно два года и 300 тысяч рублей. Абсолютное большинство дилеров не могут себе это позволить. Объемы закупаемой сельхозтехники все больше, и количество опытных специалистов по идее должно постоянно расти. Но этого, разумеется, не происходит по целому ряду объективных причин: деградации профтехобразования, падения престижа этой профессии и так далее.
Но в то же время понимаем, что без сервиса нельзя. Если просто поставлять технику без налаживания сервисно-ремонтной службы – будущего нет. Всегда идет поиск золотой середины: оказать услугу в убыток, но поддержать агрария и наладить отношения. Вот так и балансируем на грани...
Иван Павлюченков, ООО «Белагро»:
– Каждый клиент хочет, чтобы к нему быстро приехали высококлассные профессионалы с высшим образованием, понимающие и знающие каждую гайку, и за несколько минут исправили все поломки. Это нормальное желание. Но все должны понимать, что этому человеку нужно платить, его автомобиль для поездок в хозяйства за сотни километров надо заправлять. Мы ведь забываем, что Новосибирская область размером как вся республика Беларусь! Мы просто хотим, чтобы было понимание этих реалий: вы хотите приезжать в роскошный техцентр и не платить за это! Да, сервис – это убыточная деятельность. Но мы также понимаем, что без сервиса не будет ничего.
Александр Маров, ООО «Аграрий»:
– Вот типичный пример: поставили технику в Татарский район, вскоре звонит директор хозяйства – не поднимаются крылья у опрыскивателя. Говорю: «Так у тебя, видимо, что-то с гидравликой – замерь». «А чего это я буду замерять? Это твоя забота!».
Приходит такое время, товарищи сельчане, когда из-за этой потребительской психологии будет угроблено сельское хозяйство области. Просто некому будет прикрутить болт. И если вы, руководители хозяйств, думаете, что если вы переложите всю ответственность на дилера, от этого что-то изменится – вы ошибаетесь. Представьте себе объемы техники, количество хозяйств, наши сибирские расстояния, и какой штат ремонтно-сервисной службы надо содержать дилеру?!
Значит, надо в корне менять психологию. Если вы хотите, чтобы хозяйство жило нормально, то извольте набирать нормальных специалистов, инженеров, и платить им нормальные деньги. Хотя бы чтобы они могли сделать грамотную дефектовку техники, вовремя делать заявки на запчасти, вообще, следить за эксплуатацией и состоянием техники. При нынешнем потребительском отношении, которое существует у многих директоров хозяйств, ничего, кроме заката сельского хозяйства, нам впереди не светит.
Галина Спицына:
– По-моему, те, кто ратует за то, чтобы в хозяйствах работали классные инженеры, не понимают нынешнюю структуру малого и среднего фермерства. Фермер – это в одном лице и инженер, и агроном, и механизатор, и директор, и бухгалтер. В крупных хозяйствах еще можно найти ресурсы, но откуда бы взялся хороший главный инженер у фермера?! На какие деньги?!
Антон Красилов, ГК «Агроснабтехсервис»:
– По нашим данным, сегодня лишь половина хозяйств заключает договоры на постгарантийное коммерческое обслуживание техники по окончании гарантии – говорят, что слишком дорого. Осенью прошлого года мы предлагали хозяйствам осмотр техники нашими специалистами, проверку ее готовности к весенне-полевым работам, и предварительный заказ запчастей, с гарантированной поставкой весной. На это согласилось всего 30 хозяйств! «Вот когда что-нибудь сломается – куплю!», – типичный ответ руководителя. А заводы-производители сейчас не работают «на склад», деталь нужно заказывать и довольно долгое время ждать, когда она придет. Очевидно, что в структуре расходов крестьянина техобслуживание обычно, скажем так, на одном из последних мест. Колоссальные кредиты, налоги, зарплата, ГСМ – и становится не до планирования.
Один из дилеров отметил, что, к примеру, предприятия коммунального и дорожного хозяйства в этом отношении гораздо сознательнее сельхозпроизводителей – они куда охотнее идут на постгарантийное обслуживание, и готовы раскошеливаться на содержание тракторов в приличном состоянии. Эту реплику мгновенно парировала «аграрная» часть круглого стола:
– Простите, как можно сравнивать дышащее на ладан сельское хозяйство и дорожников с коммунальщиками, купающимися в бюджетных деньгах?! Нас приучили к этой жизни – экономим на всем.
Роберт Голиков, член Совета АККОН, заместитель директора ОАО «САД», почетный фермер России:
– Не знаю, успокою ли этим вас, уважаемые коллеги, но скажу: во всем мире сервис – очень дорогое удовольствие. Везде и всегда! Еще Форд отдавал свои машины бесплатно, если с ним заключался договор на обслуживание и покупку запчастей. В нынешних тяжелейших экономических условиях аграрии «вдруг» задумались – а как же содержать эту дорогую супертехнику, которую мы накупили на кредитные средства? Исчезла советская система «Сельхозтехники», есть проблема с кадрами. Все мы прекрасно знаем, почему хозяйства переходят на зарубежные высокопроизводительные машины – потому что нет людей в селе, некому работать. И это тоже общемировая тенденция – мы все равно придем к тому, что в сельхозпроизводстве будет работать 3% сельского населения, как в Америке и Европе. Значит, нужно налаживать высококлассный сервис импортных машин, а аграриям – быть готовыми за это платить!
Где власть?
Сам собой разговор вышел на «третью сторону» во взаимоотношениях аграриев и поставщиков техники – государство. Выяснилось, что самостоятельно регулировать отношения и работать «на честном слове» и взаимном доверии аграрное сообщество и дилеры в целом зачастую пока не умеют. И, по мнению многих участников круглого стола, власть должна стать арбитром, хотя бы временным, устанавливающим правила игры, и следящим за инициированным, кстати, самой властью процессом «технической революции» в сельхозпроизводстве.
Александр Стрельцов, генеральный директор ОАО «Северо-Кулундинское», Баганский район:
– Мы можем до хрипоты спорить, какая фирма работает лучше, а какая хуже, у кого запчасти дешевле, а у кого механизатор не следит за своим комбайном. Но непонятна позиция государства, которое вливает огромные деньги в техперевооружение АПК, но от ситуации в этой сфере практически самоустранилось. Нужно разработать и принять на законодательном уровне регламент сервисно-ремонтного обслуживания сельхозтехники, который бы подписывали все дилеры, работающие на данной территории. В нем должно быть четко прописано, какие услуги дилер оказывает обязательно, каковы крайние сроки тех или иных сервисных мероприятий, какова ответственность дилера за несвоевременное обслуживание.
А сейчас… Кто-нибудь помнит случай, когда дилер понес реальную ответственность за срыв сроков полевых работ, за убытки хозяйств? Нет таких случаев. Крайний всегда крестьянин.
Иван Павлюченков:
– Мне кажется, функция власти во всем этом процессе – консультационная. Кто бывал в США, тот знает, что там в сельских районах работает государственная служба extention –для продвижения аграрных знаний. Эта служба подробно объясняет фермеру, какая техника пригодна для его почв, какая технология оптимальна, какой набор машин следует иметь для конкретного производства. А у нас чем занимаются сегодня сельхозуправления? Статистика, распределение дотаций. А ведь там сидят начальники, инженеры, главные агрономы! Чем они занимаются? Почему вы с них-то ничего не спрашиваете?
Впрочем, призывы к перестройке районных сельхозуправлений по «американскому» образцу были встречены грустными улыбками – все знают и типичный уровень оставшихся там специалистов, и уровень зарплат в администрациях сельских районов.
Роберт Голиков:
– В условиях хронического нарушения договорных обязательств отношения между дилерами, производителями и сельчанами должны быть приведены в порядок законом! Нужна сертификация каждого дилера на возможность оказания таких услуг. Кстати, мы с единомышленниками много лет назад пытались пробить закон о техническом сервисе в России, но он был благополучно «заболтан».
А еще нужно оглянуться не только на США, но и на Советский Союз, тогда эта система у нас успешно работала: по кольцевому завозу оперативно, в течение трех часов, доставляли запчасти, по рации вызывали инженеров прямо в поле. Мы все равно вернемся к этому – цена потерь от простоя дорогой техники с каждым днем все выше, и она точно уже выше стоимости техобслуживания.
Кроме того, следует срочно начать готовить специалистов сервисно-технических центров за счет государства. Вот тогда будут условия для настоящего технологического переворота в АПК. Тогда мы войдём в новый технологический уклад нормально.
Кстати, начальник Инспекции гостехнадзора Новосибирской области Станислав Субочев напомнил собравшимся, что стоимость простоя техники и ответственность дилера вполне можно оценить и сегодня, и в судебном порядке потребовать компенсацию. Чиновник даже привел пример, когда фермерское хозяйство Ордынского района успешно отсудило у дилера 2,5 миллиона рублей за недокомплект купленного импортного трактора.
Однако основной и самый болезненный вопрос – как и за чей счет покрыть сетью доступных ремонтных центров сибирский регион размером с европейскую страну – остался без ответа.
Вообще, инициативу законодательного регулирования взаимодействия дилеров техники с крестьянами сами дилеры оценили, мягко говоря, скептически. Ни один регламент не решит ни проблемы сибирских расстояний, ни финансовой проблемы, дамокловым мечом висящей над всеми игроками агробизнеса, ни проблемы доверия между аграриями и поставщиками сельхозмашин, если это доверие не возникло в ходе обычных договорных отношений.
Камил Тухфатуллин, «Сибирь-Агро»:
– Сервис – это качество и оперативность. Если я с клиентом буду работать в этом направлении - то клиенты у меня есть. Если не работаю – их нет. Все просто. У нас в регионе на 600 хозяйств и 60 дилеров техники. Но в связи с экономическими проблемами АПК, вызванными засухой, количество хозяйств, обновляющих технический парк, резко сократилось. Теперь их в области максимум 100. Конкуренция страшная. И она вынуждает биться за клиента: еще вчера у меня не было машин, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, а сегодня они есть.
Антон Красилов, «Агроснабтехсервис»:
– Мы в критическом запале забываем, что вообще-то в Новосибирской области не такая уж и плохая ситуация с сервисом сельхозтехники. Есть некоторые соседние регионы, где сервиса нет вообще, он отсутствует там как класс. Например, наши сервисные бригады в хозяйствах Кемеровской области встречают как манну небесную. Причем ездит туда отнюдь не выдающаяся сервисная бригада, обычные специалисты. Что касается организации работы и общения с аграриями, то человек просто должен знать телефон руководителя сервисной службы. В договорах все прописано, но по старинке все зачем-то стараются идти через руководство, через другие службы.
Масштабные закупки новой техники сельчанами идут всего несколько лет, и наивно было бы надеяться, что такой сложный и многоплановый механизм, как сервисно-ремонтные службы, будут успевать за темпами технического перевооружения села. Все мы в начале пути – не стоит забывать, что больше половины аграриев по-прежнему работает старенькими сэзэпэшками и древними «кировцами», которые чинятся разводным ключом и крепким крестьянским словом. Касаемо закона о сервисе – сдается нам, что его обсуждение и продвижение по коридорам власти будет невероятно трудным: слишком много противоположных бизнес-интересов столкнется на этой бумаге.
Однако ситуация с сервисом сельхозтехники – это тот редчайший случай в сельском хозяйстве, когда тяжелая рука рынка сыграет позитивную роль. Еще три-четыре года – и на этом рынке останется тот, кто этот сервис организует на высоком уровне. Любыми средствами, может быть даже не в одиночку. Недаром на круглом столе так часто вспоминали автопром: еще 15 лет назад мы чинили свои «Жигули» в темных гаражах, где сидели подозрительные «мастера». А сегодня меняем масло на «Тойотах» в приличных сервисных центрах, попивая кофе из автомата.
Только есть одна «маленькая» проблема – времени уже практически нет. Совсем нет времени...
Александр Стрельцов, гендиректор ОАО «Северо-Кулундинское»:
– Власти с гордостью заявляют о том, что идет бум приобретения новой техники аграриями. Казалось бы, огромные вложения, которые были сделаны в последние годы в техперевооружение, должны дать эффект в эффективности сельхозпроизводства – повышения урожайности, улучшения финансового положения хозяйств и так далее. Ведь в любом другом случае они не просто бессмысленны – они вредны для села. Но ничего этого не происходит. Если проехаться хоть бы от Багана до Новосибирска, то только в двух-трех местах на полях можно увидеть реальную отдачу, реальный результат. В основном, картина печальная. Можно говорить уверенно: обильного урожая зерна в этом году не будет, повсеместный дефицит азота сделает свое черное дело. Итак, мы покупаем технику, чтобы решить проблему кадров и повысить отдачу от работы на земле, а результат получается обратный.
Причины этого очевидны: сегодня кредитная нагрузка на хозяйства, многомиллионные издержки на содержание этой техники не дают крестьянам качественно работать на земле, прежде всего, покупать удобрения и гербициды. Семь миллионов стоит импортный трактор, плюс сеялка, плюс необходимая почвообработка – 18-20 миллионов рублей за комплект.
Чтобы с этой техникой «закладывать» в экономику предприятия качественные семена, удобрения и гербициды, нужен урожай минимум в 30 центнеров, только такая цифра хоть как-то обеспечит рентабельность. Но такие вложения невозможны: обязательно нужно гасить кредиты, покупать запчасти, ГСМ, платить зарплату – и мы практически не применяем удобрения. И это видно на полях. Пока будет стимулироваться только покупка техники, движения вперед не будет. Улучшения работы с землей не видно, и впереди все четче рисуется экономический коллапс...