Проект областного закона «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» был рассмотрен в четверг на общественных слушаниях. Представляя законопроект, министр строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин отметил, что он отличается от федерального модельного закона. «Вместе с тем есть дорожная карта, подписанная губернатором, которая обуславливает и софинансирование из областного бюджета, в рамках которой мы должны принять этот закон до 1 июля 2013 года», – подчеркнул министр.
Проект документа предполагает создание региональной программы капитального ремонта жилого фонда на 25 лет. Очередность проведения капитального ремонта определяется исходя из следующих критериев: износа многоквартирного дома, года его ввода в эксплуатацию, а также даты и вида проведения последнего капитального ремонта. Минимальный размер взноса на формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома устанавливается в рублях с одного квадратного метра на единицу общей площади принадлежащего собственнику помещения.
Также законопроект регламентирует перечень услуг и работ по капитальному ремонту. Это разработка проектной документации и проведение ее экспертизы; энергетическое обследование дома, а также техническую инвентаризацию и паспортизацию дома. Представитель СРО в сфере ЖКХ Светлана Суворова предложила включить в этот перечень восстановление противопожарной автоматики в жилых домах. «Это большая проблема, а специальной программы у нас нет», – подчеркнула Суворова.
Для аккумулирования средств жителей на капитальный ремонт в области будет создано два региональных фонда – один для Новосибирска, второй для остальной области. Кроме того, по решению общего собрания собственников, жители могут не сдавать деньги в региональный фонд, а открывать специальные счета.
Минимальный размер фонда капитального ремонта по многоквартирным домам, собственники помещений в которых формируют фонды на специальных счетах, устанавливается в размере 30% от размера предельной стоимости капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме, говорится в тексте законопроекта. «Это связано с минимальным размером работ, которые необходимо произвести для безопасности эксплуатации данного дома, и не распространяется на тех жителей, которые копят деньги на счетах региональных операторов», – отметил Денис Вершинин.
Эта статья законопроекта подверглась критике со стороны участников общественных слушаний. «30% жители сдадут, а где еще две трети денег брать?» – недоумевал депутат Заксобрания Вадим Агеенко.
«У меня тоже вызывают опасения эти 30%, – заявила в своем выступлении заместитель начальника департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска Лариса Анисимова. – В Новосибирске 1500 домов, где созданы ТСЖ, и 300 ЖК и ЖСК. Вот представьте, 1800 домов из 6000, которые необходимо включить в региональную программу. И вот эти дома накопят на своем счете 30% и остановят сборы. Подходит время капитального ремонта и встает вопрос – откуда брать недостающие средства. А между тем, если в этих домах вовремя не будет проведен капитальный ремонт, ответственность переходит на муниципалитет. И мы будем должны экстренно принимать решение по переводу этих средств в фонд». Лариса Анисимова предложила увеличить минимальный размер взноса с 30% до 50% или 70%.
«Тема увеличения минимального взноса обсуждалась на заседании рабочей группы, и единогласно было поддержано предложение о его увеличении до 70%. В министерстве пока оставили 30%, это их право», – пояснил председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Николай Мочалин.
Не менее оживленную дискуссию вызвал и вопрос о софинансировании ремонта из средств областного бюджета. Согласно законопроекту государственная поддержка на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в виде субсидий предоставляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Ее могут получить ЖСК, ТСЖ, управляющие компании при условии отсутствия задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме на дату обращения о предоставлении мер финансовой поддержки.
«У нас есть дома, где по 300-400 квартир. Одна квартира не платит. И что, они не получат господдержку?» – поинтересовался Вадим Агеенко. «Мы посчитали, что отсутствие задолженности – это правильное условие для предоставления такой поддержки», – ответил Вершинин.
Неясным для участников общественного слушания остались вопросы, как стимулировать должников платить взносы и как мотивировать делать это жителей новых домов, срок ремонта которых наступит только через 25 лет.
Кроме того, депутаты предложили, чтобы в текст законопроекта была внесена поправка, где объем средств, выделяемых на эти цели, был указан в процентном соотношении от общего объема областного бюджета. «Губернатор отказался включать в законопроект размер государственной поддержки, выраженный в процентном отношении. Но однозначно потребовал усилить обязательства бюджета. В какой мере – пока непонятно», – сказал Николай Мочалин.
Конкретные цифры озвучил депутат Заксобрания Сергей Клестов: «Федеральная норма капитального ремонта одного квадратного метра – 16 тысяч рублей. У нас в области принято четыре тысячи рублей. Разложить их на 25 лет, получается платеж в сумме 13,3 рубля. Сейчас звучит цифра 6,7 рубля, то есть, половина. Подразумевается, что вторую половину бюджет будет платить? Это примерно 3,5 миллиарда рублей. Кроме того, чтобы выйти на этот 25-летний цикл, нам нужно только в Новосибирске ремонтировать около 350 домов ежегодно. Какими силами это делать?»
«Если все дома откроют собственные счета, значит, ни копейки в общем котле не будет, – констатировал Николай Мочалин. – А тогда и ремонта не будет. Понятно, что столько денег у населения нет».
Председатель совета дома по адресу Станиславского, 7 Нина Пороховская задала министру вопрос, будет ли проводиться индексация средств, накапливаемых на счету регионального фонда. По словам министра, эта норма в документе не предусмотрена. Однако Николай Мочалин пояснил, что «вопрос индексации согласован с губернатором, он подтвердил, что это необходимо». «Это будет решаться между первым и вторым чтением. Будет установлена либо ставка рефинансирования, либо индекс-дефлятор», – указал депутат.
«У нас очень простой выбор. Либо мы не принимаем в Новосибирской области этот закон и теряем деньги, полученные в этом году из федерального бюджета на капитальный ремонт и расселение ветхого жилья – это 1,3 миллиарда рублей. Если до 1 июля мы не примем этот документ, то в течение четырех месяцев от нас могут потребовать вернуть эти деньги. Принимаем – плохо, не принимаем – плохо. Правда депутаты Госдумы вышли с инициативой передвинуть срок принятия региональных законов еще на год. Вероятно, по этой причине губернатор решил не давить на нас, чтобы мы принимали этот законопроект сразу в двух чтениях», – подвел итоги обсуждения Николай Мочалин и предложил коллегам готовить поправки в документ уже сейчас.
В первом чтении законопроект будет приниматься на сессии Законодательного собрания 27 июня, а на 4 июля планируется назначить внеочередную сессию для того, чтобы внести в него поправки и принять окончательно.