Лента новостей

Все новости

Популярное

Приграничное сотрудничество – как средство от экономического упадка в Сибири

 Андрей Чернобылец

Актуальность развития приграничного сотрудничества с соседними странами для регионов Сибири высока в силу опережающего развития приграничных районов соседних стран – Китая, Казахстана, а в последний период и Монголии. Если еще около двух десятков лет назад ситуация не была такой острой, то сегодня разрыв уровней экономического и социального развития прилегающих территорий по обе стороны границы все возрастает, и отнюдь не в пользу сибирских территорий. Опасность этого состоит в том, что отставание регионов по экономическому развитию распространяется на отношения между странами, и становится причиной нестабильности и усиления территориальных претензий. 
Внешняя граница Сибирского федерального округа включает участок границы с Казахстаном, Монголией и Китаем. Из 13 регионов округа 7 имеют статус приграничных – это Омская и Новосибирская области, Алтайский и Забайкальский край, республики Алтай, Тыва и Бурятия. При этом все эти субъекты в разной степени отстают от среднероссийского уровня по такому показателю, как объем ВРП (валового регионального продукта) в пересчете на душу населения. Если в целом по стране этот показатель равен 242 тыс рублей на человека, то, например, в Новосибирской и Омской областях он на 67 тыс. рублей меньше, а в республике Тыва отрицательный разрыв составляет уже 164 тыс. рублей. Даже в среднем по Сибири объем ВРП на душу населения выше, чем в приграничных территориях – 197 тыс. рублей на человека. Соответственно, ниже среднероссийского здесь и среднедушевой доход.
Региональные различия в пересчете на душу населения так далеки от среднероссийских показателей, что их  следует измерять в разах, - комментирует ситуацию. Если, например, в Новосибирской области, имеющей самый большой внешнеторговый оборот (ВТО) среди приграничных регионов округа в пересчете на душу населения, он был в 2009 году в 4 раза ниже среднероссийского показателя, а в Бурятии – в 5 раз, то в Алтайском крае, Забайкальском крае и Омской области он ниже в 7-8 раз, а в республиках Алтай в 16 и Туве – в 96 раз.mso-spacerun: yes<#two#>>  Это является прямым подтверждением отсутствия эффективных мер организации приграничной торговли и инвестиций на примыкающих к внешней границе территориях, - подчеркивает он. Более того, по его словам, если рассматривать муниципальные образования приграничных регионов, то снижение их экономических показателей нарастает по мере продвижения от центров к границам. Это касается также социальных индикаторов: обеспеченности жильем, школами, дорогами, медицинскими, культурнымиmso-spacerun: yes<#two#>>  и образовательными услугами. Еще одна проблема развития приграничного сотрудничества состоит в том, что современное состояние российских приграничных автодорог и автомобильных пунктов пропуска (АПП) по Сибири не соответствуют требованиям международных перевозок.

Из всех регионов СФО  автомобильные грузоперевозки через границу более всего развиты на территории Забайкальского края, где они обслуживаютmso-spacerun: yes<#two#>>  приграничную торговлю с Китаем, который с 1986 года прилагает всевозможные усилия для ее развития. В торговле с Казахстаном процесс формирования современного приграничного сотрудничества начался с начала 1990-х годов, с Монголией - в последние годы. Но все равно, стоит отметить, что для всех стран-соседей граница пока остается серьезным препятствием в развитии отношений приграничных территорий. Уровень взаимодействия с регионами Сибири, существовавший во времена СССР, пока не достигнут. 

В какой-то мере можно ожидать, что развитию приграничных связей Новосибирской области будет способствовать введение Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. В Новосибирской области с момента установления таможенной границы с Казахстаном (еще в конце 2009 года) были упразднены АПП в Купино и Новокарасуке. Вызвано это было экономической нецелесообразностью их содержания – слишком мал был здесь поток международных перевозок. А уже с 1 июля 2011 года, в связи с изменением структуры таможенных органов Сибирского таможенного управления (они связаны с официальным вводом в действие с 1 июля Таможенного союза), на границе с Казахстаном упразднено действие таможни. В том числе, СТУ ликвидирован основной таможенный пункт Новосибирской области – «Павловка». Теперь международные грузоперевозчики будут проходить тут только пограничный контроль. Насколько это отразится на внешнеторговом обороте Новосибирской области и Казахстана пока сказать трудно – должно пройти достаточное время. Пока же, по статистическим данным, внешнеторговый оборот (ВТО) Новосибирской области за 2010 год составил 3 млрд долларов США, увеличившись по отношению к 2009 году на 35,4%. И Казахстан занимает третье место по удельному весу в структуре экспорта региона – на него приходится 9,3% от общего объема. Наибольший же удельный вес в структуре экспорта товаров приходился на Украину (25,9%) и Китай (16,0%). Специфика в том, что в России до сих пор не принят закон о приграничном сотрудничестве, - говорит Сергей Тихомиров. - Эта тема широко обсуждается на страницах газет и в интернете, где единодушно высказывается недоумение по поводу отсутствия закона.
Федеральный закон о приграничном сотрудничестве пока существует только в проекте, и к тому же носит рамочный характер, что предполагает разработку и принятие целой системы законодательных актов и постановлений по его реализации. Участники Координационного Совета по
совершенствованию внешнеэкономических связей субъектов СФО, среди которых были как чиновники по внешнеэкономическим связям субъектов СФО, так и представители МИД России, Минэкономразвития РФ, согласились с тем, что выходом из создавшегося положения для приграничных территорий может стать собственная инициатива.

В Сибири наибольшее продвижение получил уровень сотрудничества между отдельными регионами СФО и соседними странами в рамках компетенции регионов. Регионами подписаны сотни договоров с Монголией, Казахстаном и Китаем, регламентирующих сотрудничество и намерения. Но главным инструментом решения многолетних проблем регионов может стать единая для СФО программа приграничного сотрудничества. Она должна аккумулировать общие интересы регионов, обосновывать строительство объектов инфраструктуры, необходимые законодательные инициативы, направления финансирования (включая участие сопредельных территорий, частные инвестиции, международные фонды и банки).

- Кроме того, совместная   программа – это подход к решению межрегиональных задач (инфраструктура, крупные инвестиции, законодательство и других), - отмечает Сергей Тихомиров. - Она позволяет просчитать эффект для остальных субъектов, входящих в МАСС, и, в первую очередь, Иркутской области, Кемеровской области и Красноярского края, которые не меньше приграничных территорий заинтересованы в развитии цивилизованных форм сотрудничестваmso-spacerun:   с соседними странами. По подсчетам экспертов, развитие приграничного сотрудничества может обеспечить к 2020 году двукратный рост экономического благосостояния в приграничных регионах СФО и снижение безработицы. Но главное – оно позволит, наконец, использовать потенциал стран-соседей для развития своих территорий, а также обеспечить условия национальной безопасности, считают эксперты.
Актуальность развития приграничного сотрудничества с соседними странами для регионов Сибири высока в силу опережающего развития приграничных районов соседних стран – Китая, Казахстана, а в последний период и Монголии. Если еще около двух десятков лет назад ситуация не была такой острой, то сегодня разрыв уровней экономического и социального развития прилегающих территорий по обе стороны границы все возрастает, и отнюдь не в пользу сибирских территорий. Опасность этого состоит в том, что отставание регионов по экономическому развитию распространяется на отношения между странами, и становится причиной нестабильности и усиления территориальных претензий. 
Внешняя граница Сибирского федерального округа включает участок границы с Казахстаном, Монголией и Китаем. Из 13 регионов округа 7 имеют статус приграничных – это Омская и Новосибирская области, Алтайский и Забайкальский край, республики Алтай, Тыва и Бурятия. При этом все эти субъекты в разной степени отстают от среднероссийского уровня по такому показателю, как объем ВРП (валового регионального продукта) в пересчете на душу населения. Если в целом по стране этот показатель равен 242 тыс рублей на человека, то, например, в Новосибирской и Омской областях он на 67 тыс. рублей меньше, а в республике Тыва отрицательный разрыв составляет уже 164 тыс. рублей. Даже в среднем по Сибири объем ВРП на душу населения выше, чем в приграничных территориях – 197 тыс. рублей на человека. Соответственно, ниже среднероссийского здесь и среднедушевой доход.
Региональные различия в пересчете на душу населения так далеки от среднероссийских показателей, что их  следует измерять в разах, - комментирует ситуацию. Если, например, в Новосибирской области, имеющей самый большой внешнеторговый оборот (ВТО) среди приграничных регионов округа в пересчете на душу населения, он был в 2009 году в 4 раза ниже среднероссийского показателя, а в Бурятии – в 5 раз, то в Алтайском крае, Забайкальском крае и Омской области он ниже в 7-8 раз, а в республиках Алтай в 16 и Туве – в 96 раз.mso-spacerun: yes<#two#>>  Это является прямым подтверждением отсутствия эффективных мер организации приграничной торговли и инвестиций на примыкающих к внешней границе территориях, - подчеркивает он. Более того, по его словам, если рассматривать муниципальные образования приграничных регионов, то снижение их экономических показателей нарастает по мере продвижения от центров к границам. Это касается также социальных индикаторов: обеспеченности жильем, школами, дорогами, медицинскими, культурнымиmso-spacerun: yes<#two#>>  и образовательными услугами. Еще одна проблема развития приграничного сотрудничества состоит в том, что современное состояние российских приграничных автодорог и автомобильных пунктов пропуска (АПП) по Сибири не соответствуют требованиям международных перевозок.

Из всех регионов СФО  автомобильные грузоперевозки через границу более всего развиты на территории Забайкальского края, где они обслуживаютmso-spacerun: yes<#two#>>  приграничную торговлю с Китаем, который с 1986 года прилагает всевозможные усилия для ее развития. В торговле с Казахстаном процесс формирования современного приграничного сотрудничества начался с начала 1990-х годов, с Монголией - в последние годы. Но все равно, стоит отметить, что для всех стран-соседей граница пока остается серьезным препятствием в развитии отношений приграничных территорий. Уровень взаимодействия с регионами Сибири, существовавший во времена СССР, пока не достигнут. 

В какой-то мере можно ожидать, что развитию приграничных связей Новосибирской области будет способствовать введение Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. В Новосибирской области с момента установления таможенной границы с Казахстаном (еще в конце 2009 года) были упразднены АПП в Купино и Новокарасуке. Вызвано это было экономической нецелесообразностью их содержания – слишком мал был здесь поток международных перевозок. А уже с 1 июля 2011 года, в связи с изменением структуры таможенных органов Сибирского таможенного управления (они связаны с официальным вводом в действие с 1 июля Таможенного союза), на границе с Казахстаном упразднено действие таможни. В том числе, СТУ ликвидирован основной таможенный пункт Новосибирской области – «Павловка». Теперь международные грузоперевозчики будут проходить тут только пограничный контроль. Насколько это отразится на внешнеторговом обороте Новосибирской области и Казахстана пока сказать трудно – должно пройти достаточное время. Пока же, по статистическим данным, внешнеторговый оборот (ВТО) Новосибирской области за 2010 год составил 3 млрд долларов США, увеличившись по отношению к 2009 году на 35,4%. И Казахстан занимает третье место по удельному весу в структуре экспорта региона – на него приходится 9,3% от общего объема. Наибольший же удельный вес в структуре экспорта товаров приходился на Украину (25,9%) и Китай (16,0%). Специфика в том, что в России до сих пор не принят закон о приграничном сотрудничестве, - говорит Сергей Тихомиров. - Эта тема широко обсуждается на страницах газет и в интернете, где единодушно высказывается недоумение по поводу отсутствия закона.
Федеральный закон о приграничном сотрудничестве пока существует только в проекте, и к тому же носит рамочный характер, что предполагает разработку и принятие целой системы законодательных актов и постановлений по его реализации. Участники Координационного Совета по
совершенствованию внешнеэкономических связей субъектов СФО, среди которых были как чиновники по внешнеэкономическим связям субъектов СФО, так и представители МИД России, Минэкономразвития РФ, согласились с тем, что выходом из создавшегося положения для приграничных территорий может стать собственная инициатива.

В Сибири наибольшее продвижение получил уровень сотрудничества между отдельными регионами СФО и соседними странами в рамках компетенции регионов. Регионами подписаны сотни договоров с Монголией, Казахстаном и Китаем, регламентирующих сотрудничество и намерения. Но главным инструментом решения многолетних проблем регионов может стать единая для СФО программа приграничного сотрудничества. Она должна аккумулировать общие интересы регионов, обосновывать строительство объектов инфраструктуры, необходимые законодательные инициативы, направления финансирования (включая участие сопредельных территорий, частные инвестиции, международные фонды и банки).

- Кроме того, совместная   программа – это подход к решению межрегиональных задач (инфраструктура, крупные инвестиции, законодательство и других), - отмечает Сергей Тихомиров. - Она позволяет просчитать эффект для остальных субъектов, входящих в МАСС, и, в первую очередь, Иркутской области, Кемеровской области и Красноярского края, которые не меньше приграничных территорий заинтересованы в развитии цивилизованных форм сотрудничестваmso-spacerun:   с соседними странами. По подсчетам экспертов, развитие приграничного сотрудничества может обеспечить к 2020 году двукратный рост экономического благосостояния в приграничных регионах СФО и снижение безработицы. Но главное – оно позволит, наконец, использовать потенциал стран-соседей для развития своих территорий, а также обеспечить условия национальной безопасности, считают эксперты.