Лента новостей

Все новости

Популярное

В Новосибирской области решили вернуть молодежь в заводские цеха

 Андрей Чернобылец


<#two#> style=<#two#>font-size: 13pt; line-height: 115%;<#two#>>

Arial<#two#>>В понедельник, на заседании президиума правительства Новосибирской области, была принята целевая региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы. В июле должен стартовать этап подготовительных мероприятий, а реализация основных мероприятий программы начнется в 2012 году. Это, без преувеличения, станет первой серьезной попыткой решить в регионе проблему недостатка квалифицированных кадров на производстве за последние 20 лет.

Arial<#two#>>Работодателю – по потребностям

Arial<#two#>>В экономике Новосибирской области с начала 90-х годов произошли кардинальные изменения. Поменялась ее отраслевая структура, выросла доля сектора услуг. Между тем сфера профессионального образования за этими изменениями всегда следовала с заметным отставанием – с развалом промышленности училища продолжали исправно выпускать тысячи токарей, слесарей и фрезеровщиков, сегодня учат на менеджеров, экономистов, рекламистов и специалистов по связям с общественностью. Связи с предприятиями у образовательных учреждений в большинстве своем разорваны, фактически прекратились инвестиции в развитие учебно-материальной базы. Техникумы и училища готовят сегодня специалистов непонятно для кого, потому что перечень реализуемых профессиональных образовательных программ совершенно не соответствует запросам предприятий и организаций.

Arial<#two#>>Между тем, сегодня совершенно не подкреплено необходимыми кадровыми ресурсами провозглашаемое в Новосибирской области развитие направления высокотехнологичных производств. Основными направлениями экономики становятся силовая электроника, электро- и энергомашиностроение, транспорт и логистика, информационные технологии, строительство, приборостроение, биомедицинские технологии,  топливно-энергетический и металлургический комплексы. Но квалифицированных специалистов для этих отраслей у нас не готовится, или готовится крайне мало. Причина того – разброд и шатание в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования.

Arial<#two#>>Собрать эту систему воедино, а точнее, сложить ее по-новому, в работоспособную в нынешних условиях структуру, призвана комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 – 2015 годы. Разработчики из областного министерства труда обозначают несколько проблем в сфере профтехобразования, и индикаторов эффективности их преодоления.

Arial<#two#>>Например, существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки в области отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и  переподготовку рабочих и специалистов. Значит – требуется изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда. В результате доля выпускников образовательных учреждений, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска, должна быть не менее 80%.

Arial<#two#>>Существует также проблема перенасыщенности образовательными учреждениями и их недозагруженности учащимися  на фоне демографического спада. Это является в конечном итоге причиной низкой эффективности бюджетных расходов – фактически сегодня в Новосибирской области учреждения сферы профтехобразования загружены в среднем только на 65%. Нужна структурная перестройка системы профессионального образования, чтобы доля образовательных учреждений, реализующих инновационные, а также интегрированные многоуровневые образовательные программы, составила по региону не менее 50%. Численность взрослого населения, прошедшего профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации на базе ресурсных центров, должна составить к 2015 году не менее 11 тыс человек.

Arial<#two#>>Также огромной проблемой является устаревшая материально-техническая база большинства образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования. Износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 59 из 65 учреждений НПО и СПО, подведомственных минтруда  Новосибирской области. Это не позволяет готовить кадры, удовлетворяющие потребностям экономики области.

Arial<#two#>>Регионы делятся опытом

Arial<#two#>>Безусловно, проблемы профтехобразования в Новосибирской области не уникальны. Точно такие же они и в других регионах, и везде ищут свои пути решения наболевшей проблемы.

Arial<#two#>>На прошлой неделе в Чите прошло заседание координационного совета по труду и занятости населения Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Его главной темой стала практика работы органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению занятости выпускников учреждений профессионального образования.

Arial<#two#>>По словам министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игоря Шмидта, в целом во всей Сибири около тысячи образовательных учреждений начального, среднего и высшего профтехобразования, которые в 2011 году выпускают – и уже выпустили – 187 тыс молодых рабочих и специалистов. Из них около 10,4% имеют риск не устроиться на работу по специальности по самым разным причинам. Причем среди получивших высшее техническое образование оказаться не трудоустроенными могут 14%. Понятно, что выполнить задачу трудоустойства огромной армии выпускников в отрыве от потребностей рынка невозможно.

Arial<#two#>>- Настало время, когда должен решаться вопрос реальной обеспеченности трудовыми ресурсами на каждой конкретной территории. Поэтому, как бы не было больно, нам придется в системе как начального, так и среднего профтеобразования, резать по живому – сокращать количество профессий для более целенаправленной, отраслевой подготовки кадров, - говорит Равиль Гениатулин.

Arial<#two#>>Забайкальский край, как и многие другие субъекты Сибири, включился в федеральную целевую программу по модернизации профтехобразования. Опыт края тем более интересен, что процесс этот пошел там еще три года назад – регион был выбран в качестве пилотного по вышеназванной программе модернизации. И за это время немало сделано.

Arial<#two#>>- У нас открылись, в частности, специальные ресурсные центры по подготовке технических специалистов, созданные по отраслевому признаку, - рассказывает губернатор Забайкалья. - Сегодня их четыре, они готовят кадры для железной дороги, горнорудного дела (в Краснокаменске, где добывают уран, установлено такое же точно оборудование, что используется при его добыче в шахтах), в Приаргунске открыт аграрный ресурсный центр, и в Чите – центр, который готовит специалистов для сферы ЖКХ. За три года эти учреждения выпустили около 6 тыс квалифицированных специалистов.

Arial<#two#>>На очереди, по его словам, открытие еще одного аграрного центра, и учреждения по подготовке специалистов в сфере строительства – бетонщиков, отделочников, плиточников, каменщиков.

Arial<#two#>>- Найти сегодня каменщика-россиянина – это большая проблема, в основном в этой области задействованы гастарбайтеры из Китая, - говорит Равиль Гениатулин. – Но ведь скоро нас ждет дефицит и китайских рабочих рук, их стоимость постоянно растет. Дальше наступит точка, когда мы просто остановимся, и своих кадров не будет, и чужие будут дорогие.

Arial<#two#>>В Красноярском крае, по словам руководителя краевого агентства труда и занятости населения Виктора Новикова, упор сделан на подготовку специалистов в области нефтепереработки, транспорта, добычи полезных ископаемых – по этим профилям в крае уже создано 6 ресурсных центров. В ближайшее время будет открыто еще 20.
 
- Мы проводили встречи с ректорами технических вузов, и, руководствуясь имеющейся статистикой востребованных профессий, рекомендовали им сократить набор на непрофильные для них специальности – экономика, менеджмент, реклама, связи с общественностью, - говорит он. - Вторая проблема – руководители предприятий предъявляют сегодня высокие требования к качеству подготовки специалистов. Опрос работодателей показал, что уровень подготовки выпускников не соответствует их потребностям. Поэтому им приходится проходить переподготовку. Но пожелания работодателей мы теперь будем отслеживать и приводить систему технического образования в соответствие с ними.
 
Регион меняет профессии

Arial<#two#>>«Правительство области ставит перед собой весьма амбициозную задачу – создать такую систему подготовки, которая в течение многих десятилетий обеспечивала бы экономику области рабочими кадрами самого современного уровня квалификации», - подчеркнул губернатор Новосибирской области Василий Юрченко в ходе обсуждения проекта реформирования системы профессионального образования.

Arial<#two#>>Принятая программа действительно поражает своей масштабностью. Объем финансирования ее мероприятий составит около 1,5 млрд рублей в течение 5 лет. Вместе с большими финансовыми вложениями в модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, программа предполагает и структурную реорганизацию. На селе планируется создать межрайонные комплексные центры профессиональной подготовки, в Новосибирске – отраслевые центры, в которых квалифицированные кадры будут готовиться под потребность того или иного предприятия. При этом важным условием является обучение именно на том оборудовании, на котором выпускникам предстоит работать впоследствии на производстве.

Arial<#two#>>Например, на базе техникума металлургии и машиностроения им. Покрышкина. Он станет базовым для предприятий Ленинского района, соответственно, и готовить там будут специалистов в области металлургии и металлообработки, на самом современном оборудовании.

Arial<#two#>>- Мы это можем сделать только на принципах партнерства с промышленными предприятиями, - говорит Игорь Шмидт. - Если мы хотим начать подготовку на новом оборудовании, тогда мы должны объединяться, чтобы общими усилиями готовить квалифицированные кадры. И начинать будем с базовых центров.

Arial<#two#>>Сокращение дублирующих образовательных учреждений и открытие специальных ресурсных центров поможет решить вопрос материальной базы технического обучения. В каждом образовательном учреждении не создашь современную учебную базу. Предполагается, что за счет оптимизации регион будет экономить на содержании системы профтехобразования около 100 млн рублей. Их и направят на покупку современного учебного оборудования и оснащение базовых площадок.

Arial<#two#>>Время, когда система профессионального образования выполняла социальную функцию – другими словами, выполняла задачу занять неблагополучных подростков и юношей, - уходит в прошлое. Сейчас начальное и среднее профессиональное образование должно ориентироваться на потребности рынка труда и на спрос работодателей.


<#two#> style=<#two#>font-size: 13pt; line-height: 115%;<#two#>>

Arial<#two#>>В понедельник, на заседании президиума правительства Новосибирской области, была принята целевая региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы. В июле должен стартовать этап подготовительных мероприятий, а реализация основных мероприятий программы начнется в 2012 году. Это, без преувеличения, станет первой серьезной попыткой решить в регионе проблему недостатка квалифицированных кадров на производстве за последние 20 лет.

Arial<#two#>>Работодателю – по потребностям

Arial<#two#>>В экономике Новосибирской области с начала 90-х годов произошли кардинальные изменения. Поменялась ее отраслевая структура, выросла доля сектора услуг. Между тем сфера профессионального образования за этими изменениями всегда следовала с заметным отставанием – с развалом промышленности училища продолжали исправно выпускать тысячи токарей, слесарей и фрезеровщиков, сегодня учат на менеджеров, экономистов, рекламистов и специалистов по связям с общественностью. Связи с предприятиями у образовательных учреждений в большинстве своем разорваны, фактически прекратились инвестиции в развитие учебно-материальной базы. Техникумы и училища готовят сегодня специалистов непонятно для кого, потому что перечень реализуемых профессиональных образовательных программ совершенно не соответствует запросам предприятий и организаций.

Arial<#two#>>Между тем, сегодня совершенно не подкреплено необходимыми кадровыми ресурсами провозглашаемое в Новосибирской области развитие направления высокотехнологичных производств. Основными направлениями экономики становятся силовая электроника, электро- и энергомашиностроение, транспорт и логистика, информационные технологии, строительство, приборостроение, биомедицинские технологии,  топливно-энергетический и металлургический комплексы. Но квалифицированных специалистов для этих отраслей у нас не готовится, или готовится крайне мало. Причина того – разброд и шатание в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования.

Arial<#two#>>Собрать эту систему воедино, а точнее, сложить ее по-новому, в работоспособную в нынешних условиях структуру, призвана комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 – 2015 годы. Разработчики из областного министерства труда обозначают несколько проблем в сфере профтехобразования, и индикаторов эффективности их преодоления.

Arial<#two#>>Например, существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки в области отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и  переподготовку рабочих и специалистов. Значит – требуется изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда. В результате доля выпускников образовательных учреждений, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после выпуска, должна быть не менее 80%.

Arial<#two#>>Существует также проблема перенасыщенности образовательными учреждениями и их недозагруженности учащимися  на фоне демографического спада. Это является в конечном итоге причиной низкой эффективности бюджетных расходов – фактически сегодня в Новосибирской области учреждения сферы профтехобразования загружены в среднем только на 65%. Нужна структурная перестройка системы профессионального образования, чтобы доля образовательных учреждений, реализующих инновационные, а также интегрированные многоуровневые образовательные программы, составила по региону не менее 50%. Численность взрослого населения, прошедшего профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации на базе ресурсных центров, должна составить к 2015 году не менее 11 тыс человек.

Arial<#two#>>Также огромной проблемой является устаревшая материально-техническая база большинства образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования. Износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 59 из 65 учреждений НПО и СПО, подведомственных минтруда  Новосибирской области. Это не позволяет готовить кадры, удовлетворяющие потребностям экономики области.

Arial<#two#>>Регионы делятся опытом

Arial<#two#>>Безусловно, проблемы профтехобразования в Новосибирской области не уникальны. Точно такие же они и в других регионах, и везде ищут свои пути решения наболевшей проблемы.

Arial<#two#>>На прошлой неделе в Чите прошло заседание координационного совета по труду и занятости населения Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Его главной темой стала практика работы органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению занятости выпускников учреждений профессионального образования.

Arial<#two#>>По словам министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игоря Шмидта, в целом во всей Сибири около тысячи образовательных учреждений начального, среднего и высшего профтехобразования, которые в 2011 году выпускают – и уже выпустили – 187 тыс молодых рабочих и специалистов. Из них около 10,4% имеют риск не устроиться на работу по специальности по самым разным причинам. Причем среди получивших высшее техническое образование оказаться не трудоустроенными могут 14%. Понятно, что выполнить задачу трудоустойства огромной армии выпускников в отрыве от потребностей рынка невозможно.

Arial<#two#>>- Настало время, когда должен решаться вопрос реальной обеспеченности трудовыми ресурсами на каждой конкретной территории. Поэтому, как бы не было больно, нам придется в системе как начального, так и среднего профтеобразования, резать по живому – сокращать количество профессий для более целенаправленной, отраслевой подготовки кадров, - говорит Равиль Гениатулин.

Arial<#two#>>Забайкальский край, как и многие другие субъекты Сибири, включился в федеральную целевую программу по модернизации профтехобразования. Опыт края тем более интересен, что процесс этот пошел там еще три года назад – регион был выбран в качестве пилотного по вышеназванной программе модернизации. И за это время немало сделано.

Arial<#two#>>- У нас открылись, в частности, специальные ресурсные центры по подготовке технических специалистов, созданные по отраслевому признаку, - рассказывает губернатор Забайкалья. - Сегодня их четыре, они готовят кадры для железной дороги, горнорудного дела (в Краснокаменске, где добывают уран, установлено такое же точно оборудование, что используется при его добыче в шахтах), в Приаргунске открыт аграрный ресурсный центр, и в Чите – центр, который готовит специалистов для сферы ЖКХ. За три года эти учреждения выпустили около 6 тыс квалифицированных специалистов.

Arial<#two#>>На очереди, по его словам, открытие еще одного аграрного центра, и учреждения по подготовке специалистов в сфере строительства – бетонщиков, отделочников, плиточников, каменщиков.

Arial<#two#>>- Найти сегодня каменщика-россиянина – это большая проблема, в основном в этой области задействованы гастарбайтеры из Китая, - говорит Равиль Гениатулин. – Но ведь скоро нас ждет дефицит и китайских рабочих рук, их стоимость постоянно растет. Дальше наступит точка, когда мы просто остановимся, и своих кадров не будет, и чужие будут дорогие.

Arial<#two#>>В Красноярском крае, по словам руководителя краевого агентства труда и занятости населения Виктора Новикова, упор сделан на подготовку специалистов в области нефтепереработки, транспорта, добычи полезных ископаемых – по этим профилям в крае уже создано 6 ресурсных центров. В ближайшее время будет открыто еще 20.
 
- Мы проводили встречи с ректорами технических вузов, и, руководствуясь имеющейся статистикой востребованных профессий, рекомендовали им сократить набор на непрофильные для них специальности – экономика, менеджмент, реклама, связи с общественностью, - говорит он. - Вторая проблема – руководители предприятий предъявляют сегодня высокие требования к качеству подготовки специалистов. Опрос работодателей показал, что уровень подготовки выпускников не соответствует их потребностям. Поэтому им приходится проходить переподготовку. Но пожелания работодателей мы теперь будем отслеживать и приводить систему технического образования в соответствие с ними.
 
Регион меняет профессии

Arial<#two#>>«Правительство области ставит перед собой весьма амбициозную задачу – создать такую систему подготовки, которая в течение многих десятилетий обеспечивала бы экономику области рабочими кадрами самого современного уровня квалификации», - подчеркнул губернатор Новосибирской области Василий Юрченко в ходе обсуждения проекта реформирования системы профессионального образования.

Arial<#two#>>Принятая программа действительно поражает своей масштабностью. Объем финансирования ее мероприятий составит около 1,5 млрд рублей в течение 5 лет. Вместе с большими финансовыми вложениями в модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, программа предполагает и структурную реорганизацию. На селе планируется создать межрайонные комплексные центры профессиональной подготовки, в Новосибирске – отраслевые центры, в которых квалифицированные кадры будут готовиться под потребность того или иного предприятия. При этом важным условием является обучение именно на том оборудовании, на котором выпускникам предстоит работать впоследствии на производстве.

Arial<#two#>>Например, на базе техникума металлургии и машиностроения им. Покрышкина. Он станет базовым для предприятий Ленинского района, соответственно, и готовить там будут специалистов в области металлургии и металлообработки, на самом современном оборудовании.

Arial<#two#>>- Мы это можем сделать только на принципах партнерства с промышленными предприятиями, - говорит Игорь Шмидт. - Если мы хотим начать подготовку на новом оборудовании, тогда мы должны объединяться, чтобы общими усилиями готовить квалифицированные кадры. И начинать будем с базовых центров.

Arial<#two#>>Сокращение дублирующих образовательных учреждений и открытие специальных ресурсных центров поможет решить вопрос материальной базы технического обучения. В каждом образовательном учреждении не создашь современную учебную базу. Предполагается, что за счет оптимизации регион будет экономить на содержании системы профтехобразования около 100 млн рублей. Их и направят на покупку современного учебного оборудования и оснащение базовых площадок.

Arial<#two#>>Время, когда система профессионального образования выполняла социальную функцию – другими словами, выполняла задачу занять неблагополучных подростков и юношей, - уходит в прошлое. Сейчас начальное и среднее профессиональное образование должно ориентироваться на потребности рынка труда и на спрос работодателей.