Показатели энергосбережения и энергоэффективности в последнее время стали одними из главных, на которые обращает внимание федеральный центр при оценке деятельности регионов. На прошедшем недавно в полпредстве объединенном координационном совете по энергетике Сибири, энергосбережению и энергоэффективности Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» выяснилось, во-первых, что впредь эта тенденция будет только усиливаться, а во-вторых – Новосибирской области придется доказывать, что усилия региональных властей по энергосбережению действительно достойны поддержки из бюджета страны.
По словам заместителя генерального директора ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА, Москва) Алексея Полещука, анализ финансирования региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности показывает, что по соотношению среднегодовых затрат на такие программы к объему регионального внутреннего продукта (ВРП) лидирует в СФО Томская область. Новосибирская же область находится на последнем месте.
По мнению директора НО «Межотраслевой фонд энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса Новосибирской области» Алексея Шибанова, дело тут не в том, что в регионе не занимаются проблемами энергосбережения.
- Да, показатели не очень хорошие, по словам москвичей, но, несмотря на все недоработки действующего законодательства по энергосбережению, областная целевая программа создана и работает, - отмечает он. - В ней прописаны программные направления, которые являются принципиально важными, в том числе и все мероприятия по реальному сектору экономики. Основные результаты должны быть достигнуты в тех сферах, где формируются доходы - это в основном энергоснабжение.
По его словам, повышение энергоэффективности наиболее актуально именно для энергетической сферы, и средства получаемые в результате экономии ресурсов вполне можно было бы направлять на энергосбережение, например, в сфере ЖКХ, но законом этого не предусмотрено. Закон фактически не стимулирует на внедрение энергосберегающих технологий.
- У нас в долгосрочной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года» на мероприятия исключительно информационного характера заложено 20 млн рублей, - продолжает Алексей Шибанов. – Но основной объем финансирования идет по ведомствам, все министерства формируют объемы на своих объектах. А в результате нестыковок в законе эти ресурсы мы в долгосрочной целевой программе не можем показать. Так что затраты по программе у нас считаются формально на уровне около 600 млн рублей, а на деле намного выше.
Но чтобы иметь право на финансирование из федерального бюджета, необходимо указать именно цифры по региональной программе. Возникает опасность, что регион, реально затрачивающий гораздо большие средства, может получить из Москвы намного меньше денег, чем мог бы рассчитывать.
- По закону, запрещено слияние средств нескольких программ. Придется с документами в руках доказывать в Москве, что наши затраты выше, - отмечает Шибанов. - Если говорить непосредственно о достигнутых в области результатах, у нас есть пилотные проекты, опыт которых может быть распространен на всю страну. В первую очередь, у нас проведена колоссальная работа по установке приборов учета, причем разработанных и производимых у нас же. Месяц тому назад Новосибирск запустил автономный троллейбус – и теперь мы предлагаем всем крупным городам решение, которое принципиально поможет изменить схему движения городского пассажирского транспорта.
Также, по его словам, в Новосибирске достигнуты хорошие результаты по повышению эффективности использования топлива. Сжигание угля по технологии так называемого водоугольного топлива позволяет вдвое повысить КПД небольших котельных, это очень перспективное направление развития малой энергетики.
Показатели энергосбережения и энергоэффективности в последнее время стали одними из главных, на которые обращает внимание федеральный центр при оценке деятельности регионов. На прошедшем недавно в полпредстве объединенном координационном совете по энергетике Сибири, энергосбережению и энергоэффективности Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» выяснилось, во-первых, что впредь эта тенденция будет только усиливаться, а во-вторых – Новосибирской области придется доказывать, что усилия региональных властей по энергосбережению действительно достойны поддержки из бюджета страны.
По словам заместителя генерального директора ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА, Москва) Алексея Полещука, анализ финансирования региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности показывает, что по соотношению среднегодовых затрат на такие программы к объему регионального внутреннего продукта (ВРП) лидирует в СФО Томская область. Новосибирская же область находится на последнем месте.
По мнению директора НО «Межотраслевой фонд энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса Новосибирской области» Алексея Шибанова, дело тут не в том, что в регионе не занимаются проблемами энергосбережения.
- Да, показатели не очень хорошие, по словам москвичей, но, несмотря на все недоработки действующего законодательства по энергосбережению, областная целевая программа создана и работает, - отмечает он. - В ней прописаны программные направления, которые являются принципиально важными, в том числе и все мероприятия по реальному сектору экономики. Основные результаты должны быть достигнуты в тех сферах, где формируются доходы - это в основном энергоснабжение.
По его словам, повышение энергоэффективности наиболее актуально именно для энергетической сферы, и средства получаемые в результате экономии ресурсов вполне можно было бы направлять на энергосбережение, например, в сфере ЖКХ, но законом этого не предусмотрено. Закон фактически не стимулирует на внедрение энергосберегающих технологий.
- У нас в долгосрочной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года» на мероприятия исключительно информационного характера заложено 20 млн рублей, - продолжает Алексей Шибанов. – Но основной объем финансирования идет по ведомствам, все министерства формируют объемы на своих объектах. А в результате нестыковок в законе эти ресурсы мы в долгосрочной целевой программе не можем показать. Так что затраты по программе у нас считаются формально на уровне около 600 млн рублей, а на деле намного выше.
Но чтобы иметь право на финансирование из федерального бюджета, необходимо указать именно цифры по региональной программе. Возникает опасность, что регион, реально затрачивающий гораздо большие средства, может получить из Москвы намного меньше денег, чем мог бы рассчитывать.
- По закону, запрещено слияние средств нескольких программ. Придется с документами в руках доказывать в Москве, что наши затраты выше, - отмечает Шибанов. - Если говорить непосредственно о достигнутых в области результатах, у нас есть пилотные проекты, опыт которых может быть распространен на всю страну. В первую очередь, у нас проведена колоссальная работа по установке приборов учета, причем разработанных и производимых у нас же. Месяц тому назад Новосибирск запустил автономный троллейбус – и теперь мы предлагаем всем крупным городам решение, которое принципиально поможет изменить схему движения городского пассажирского транспорта.
Также, по его словам, в Новосибирске достигнуты хорошие результаты по повышению эффективности использования топлива. Сжигание угля по технологии так называемого водоугольного топлива позволяет вдвое повысить КПД небольших котельных, это очень перспективное направление развития малой энергетики. Развивать энергосбережение в Новосибирской области мешает федеральное законодательство